Самая обаятельная российская актриса и телезвезда Марина Голуб мечтала жить долго, ярко и счастливо. Но ее судьба оборвалась на пике творческого взлета нелепо и страшно: 54-летняя актриса погибла в дорожной аварии.
Досье «Субботы»
Заслуженная артистка РФ Марина Голуб с 2003 года — актриса Московского художественного театра им. Чехова В текущем театральном сезоне была занята в спектаклях «Тартюф», «Гамлет», «Трехгрошовая опера», «Васса Железнова», «Он в Аргентине» (2012).
Марина Голуб снялась более чем в 50 художественных фильмах и телесериалах, среди которых «В начале славных дел» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово…» (1980), «Юность Петра» (1980), «Биндюжник и король» (1989), «Ширли-мырли» (1995), «Свадьба» (1999), «Дронго» (2002), «Русские амазонки» (2002), «Замыслил я побег…» (2003), «Водитель для Веры» (2004), «Бедные родственники» (2005) и др. Последними работами в кино стали роли в фильмах «Пять невест» (2011), «Мамы» (2012).
Марина Голуб была известна как телеведущая. В разные годы вела программы «Эх, Семеновна!», «Утренняя почта», «Доброе утро!». С 2010 года была ведущей программы «Девчата» на канале «Россия-1».
Незадолго до гибели Марина Геннадиевна беседовала с корреспондентом «Субботы». Некоторые признания актрисы звучат сегодня просто мистически.
«Смерть принять — не шлюху обнимать»
Женщина-праздник Марина Голуб даже в самые сложные для себя моменты на людях неизменно излучала оптимизм — казалось, она была заряжена энергией на десяток жизней и сотни ролей.
Никогда не забуду, как в театральной гримерке в Московском МХТ имени Чехова увидела Марину, которая только что в образе Вассы Железновой умирала на сцене, изображая инсульт, — рыдающую, хлюпающую носом, с красными глазами, замотанную в банное полотенце.
— Это Васса во мне сидит, — смущенно сообщила мне актриса. — Все через себя пропускаю на сцене: и жизнь, и смерть. Васса у меня потребовала кусок души и силушек немалых. После спектакля свечу зажигаю дома и молитву читаю — видимо, душа просит помощи и защиты… Это исповедальная роль, ее сыграть нельзя, можно только стать этим человеком…
Мне на этой фразе Марины почему-то вспомнился Владимир Высоцкий: «Смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал».
Так или иначе, но умирающая на сцене Васса Железнова в спектакле Льва Эренбурга — одна из последних ярких театральных ролей Марины Голуб, которой за эту роль хотели весной присудить российскую театральную премию — «Золотую маску», но не дали.
Еще мистическое совпадение: этой осенью, на 23 октября, в МХТ им. Чехова была назначена премьера спектакля по пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине», где у Марины Голуб была роль женщины, которая ухаживает за пожилой актрисой.
В первоначальном замысле эту женщину должна была играть Ия Саввина, которая в начале репетиций почувствовала себя плохо и через несколько месяцев умерла. Спектакль отложили. И вот теперь, когда его вновь вытащили из запасников, опять не стало главной героини — теперь уже Марины Голуб.
В Риге около года назад во время встречи со зрителями в Доме Москвы Марина Геннадиевна неожиданно для всех прочитала отрывок из «Старого Дон Жуана» Давида Самойлова. Из уст обычно жизнерадостной Голуб прозвучала отповедь, с которой Дон Жуан обращается к вестнику смерти.
На строчке «Смерть принять — не шлюху обнимать» у многих присутствующих в зале мороз буквально прошел по коже. А актриса продолжала читать: «Сон мне будет легче пуху, ни о чем жалеть не стоит, ни о чем не стоит помнить…»
— Настроение сегодня какое-то уж слишком серьезное, ну совсем не юморное, — объяснила публике актриса. — Вассу через три часа играю, уже переползаю в нее. — Но тут же, через минуту (люди ведь ждут!), перешла на анекдоты. Зал радостно смеялся вместе с любимой актрисой.
А одну из последних своих киноролей Голуб сыграла в фильме «Пять невест», где ее героиня весьма ловко управляет мотоциклом. Марина Геннадиевна отличный водитель. Она рассказывала, что поначалу лихачила за рулем, но после нескольких неприятных историй стала осторожнее.
По иронии судьбы в свою последнюю поездку она отправилась как пассажир — на случайной попутке с человеком, у которого, как оказалось, даже нет водительских прав, хотя в случившемся ДТП виноват не он.
Очевидец происшествия рассказывал: «Загорелся зеленый, все тронулись. С той стороны летел на красный, даже не тормозил, 120 км/ч, не меньше. Врезался в машину, которая шла навстречу. Машина перевернулась и накрыла мою и еще одну в полете».
«Чувствую любовь рядом»
— Я счастливая женщина, в моей жизни было много любви, — призналась Марина. — Я люблю мужчин, понимаю, что им во многом труднее, чем женщинам. С мужчинами мне везло. Но случайных в моей жизни не было, мне мало кто нравился…
Первая моя взрослая любовь — Митя Золотухин (Дмитрий сыграл Петра Первого в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» Сергея Герасимова. — Прим. корр.). Я даже была от него беременна, но не родила…
Потом, уже от первого мужа, с которым я прожила всего ничего, у меня появилась дочь — умница, труженица, работает продюсером. Настя очень талантлива, каким-то чудом сочетает коммерцию и искусство. Она была продюсером открытия Театра Наций (Евгения Миронова), главным продюсером юбилея Олега Павловича Табакова.
Со вторым мужем Вадимом Долгачевым я прожила ровно столько, сколько работала в театре «Сатирикон», — шесть лет. Он остался моим другом. С третьим мужем Толей мы работаем в одном театре. С ним да… была сложная история, теперь у него молодая жена, родившая ему двух детей. А я и одного не смогла… Было трудно, выдирала его из души с кровью, все-таки 15 лет были вместе, но потом отпустила — пусть будет счастлив…
Жить с мужчиной под одной крышей — это искусство. Нельзя выходить к нему, скажем, не почистив зубы. Я чудесная жена, отличная просто, умею вкусно готовить, шить, вязать — все я умею. К тому же я не нытик, не зануда, со мной легко. Сейчас я не замужем, но это не значит, что у меня с личным плохо… Живу насыщенно: открыла детскую театральную школу, снимаю документальный фильм, поставила спектакль…
В сентябре, когда Марина Голуб показалась на публике в последний раз, она вошла в зал родного театра под руку с бывшим супругом Анатолием Белым. Говорят, что за месяц до трагедии она простила бывшего мужа.
— Сегодня я жду и чувствую приближение новой любви, не хочу ни о чем говорить, все очень сложно, но я чувствую, что она рядом.
Правнучка графа Льва Толстого
— Марина, такое впечатление, что вы как атомный реактор — своей энергией способны поддерживать работу всех доменных печей Урала. Вы работаете очень много: записываете «Девчат», снимаетесь в кино, играете в театре. Откуда силы?
— Женщины в России вообще больше чем женщины. На нас очень много ответственности, мы рожаем детей, мы тащим на себе наших мужчин. Но работаю я от души, к тому же я главная добытчица в семье, у меня старенький 90-летний папа… Сказываются крепкие гены: во мне смешалась кровушка крепостной крестьянки прабабушки Пелагеи и графа Льва Толстого.
Все дети Пелагеи, жены крепостного, были точной копией барина Льва Николаевича. По линии матери мы все потомки — с такими особенными здоровыми толстовскими носами. Моя бабушка — мамина мама Анастасия Ивановна — тоже крепкая статная женщина, которая, как у Некрасова, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Как-то бабушка гадала мне, раскладывая пасьянс, и сказала: «Ой, Марина, это все колеса, а ехать не на чем». Что бы это значило?
Марина Голуб сама очень похожа на Льва Николаевича Толстого. При этом она не комплексовала по поводу своей нестандартной (для телекамеры) фигуры.
— Неплохо бы похудеть килограммчиков так на пять-семь. Такая у меня конституция: больше десяти кг никак сбросить невозможно. И потом, пухленькие женщины остаются моложавыми дольше, известный факт. А молодой хочется остаться как можно дольше! Пока ничего себе в лицо не вдуваю, не впрыскиваю ботокс и всякие прочие яды.
Но регулярно и тщательно ухаживаю за собой: делаю маски, хожу пешком по лесу и все такое. Знаете, я многим обязана своему загородному дому в Подмосковье. Москва безумный город, который вытягивает из вас все силы, это отдельное государство, которое живет по своим правилам. Мой дом в лесу спасает меня, здесь могу полностью восстановиться: посплю, почитаю, полежу — и я орел. А еще выручает характер — что бы ни происходило, стараюсь не опускать руки и продолжать любить человечество.
Согласитесь, самое трудное — это любить другого человека. Куда проще любить собак. А в каждом человеке есть что-то отрицательное, есть то, что может раздражать. Можно из жизни сделать катастрофу и ужас, а можно — счастье и радость.
Мне кажется, что моя лодка только начинает двигаться из крохотного озерка в океан. Хотелось бы верить, что хватит здоровья чего-то еще в этой жизни натворить…
Будущее — за инженерами Следующая публикация:
Джерба: остров со всеми удобствами