Известные балерины прошлого предпочитали не рисковать карьерой ради продолжения рода. Сегодня тенденция скорее обратная. «Тема запрета на ребенка для балерины отменена», — объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. По ее мнению, родить ребенка на пике карьеры — никакой не подвиг… а необходимость, без которой бессмысленна жизнь любой женщины.
Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором: родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин конца XIX и XX века выбирали последнее.
Балетный век весьма недолог — в 40 лет танцовщицы уже могут выходить на пенсию. Соперницы не дремлют — только и ждут, чтобы захватить вакантное место. Беременность с гормональным перепадом может сказаться на физической форме танцовщицы. На воспитание детей в жестком графике балерины с трудом находится место. И вообще профессия требует полного отречения от всех мирских забот во имя служения искусству.
Тем не менее в последнее время все больше танцовщиц решаются на этот подвиг. Перелом случился в 60-е годы, когда солистка Кировского балета (теперь Мариинки) Ирина Колпакова отважилась родить дочку и вернулась на сцену. И балерина Ченчикова тоже совсем не в ущерб танцу родила двоих детей. Гордость Мариинского театра Жанна Аюпова дала жизнь сыну и вернулась на сцену. За год до Ульяны родила ее коллега Ирма Ниорадзе и продолжила танцевать с прежним блеском. Недавно прима Большого Светлана Захарова родила девочку и уже через два месяца вернулась на сцену в прекрасной форме.
«Тенденции, я считаю, замечательные, балерины рожают не по одному ребенку, а по двое и по трое, не всегда ставя в известность СМИ, — объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. — И для меня не подвиг, это мое искреннее желание и счастье». Говорят, после рождения ребенка танец балерины приобретает особое звучание.
Анна Павлова (1881—1931)
Воспитывала чужих сирот
Самая известная русская балерина считала: «Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».
По окончании Первой мировой войны Павлова приехала в разрушенную и нищую Европу, где решила открыть приют для 15 русских девочек-сирот. Для содержания приюта Анна давала благотворительные спектакли и писала письма американским миллионерам.
Матильда Кшесинская (1872—1971)
Вырвала сына из рук Мюллера
Самый известный факт из жизни этой балерины — роман с последним российским императором Николаем Вторым. Кроме него блестящую красавицу готовы были носить на руках с десяток князей.
В 30 лет Матильда забеременела, но решила продолжить танцевать, переделав некоторые части балета: «Чтобы не вставать в профиль — из царской ложи и первых рядов партера, где сидели ее «главные» зрители, которые не должны видеть растущий живот. Какой ее видят с других мест, Кшесинскую не волновало» (из дневников директора театра Теликовского).
Князья долго гадали, кому принадлежит факт загадочного отцовства — каждый видел в ребенке свои черты. Сама Матильда хранила тайну. При родах мать и сына еле удалось спасти. Ребенка назвали Владимиром — в честь отца великого князя Андрея Владимировича (балерина флиртовала как с отцом, так и с сыном). Для отчества великий князь Сергей Михайлович предложил свое имя. Фамилию ребенок получил от прадеда Войцеха, а дворянством его наделил Николай Второй.
«В моей домашней жизни я была очень счастлива», — писала Кшесинская. Уже через два месяца после родов, прослышав, что в Мариинке начались интриги против нее, Матильда вышла на сцену… В 1919 году балерина с сыном эмигрировала, а в 1941 году Володю арестовало гестапо в числе 300 русских эмигрантов. В концлагере Владимир отказался поддержать немцев в войне с СССР. Кшесинская добилась встречи с главой гестапо Мюллером, и через 144 дня после ареста сын был освобожден. Позже он был британским разведчиком, действовавшим под личиной журналиста. Умер бездетным в Париже, через три года после матери, которая прожила 99 лет.
Ольга Спесивцева (1895—1991)
О детях не было и речи
Великая русская балерина, прозванная современниками Красной Жизелью, звезда императорских театров и Опера Гарнье, партнерша Нижинского, Долина и Лифаря, подруга Дягилева и Баланчина была несчастна в личной жизни. О детях речи даже не шло. Долгое время балерина страдала расстройством психики. Скончалась в 96 лет в полном одиночестве в пансионе на ферме Толстовского фонда, созданного младшей дочерью писателя.
Галина Уланова (1909—1998)
Родители не разрешили рожать
У великой балерины никогда не было детей. Многие думали, что это ее личный выбор. Но на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили… родители. «Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», — твердо сказала ей мать. И она заложила в дочь стойкий «иммунитет» на детей.
Екатерина Максимова (1939—2009)
Родить помешал резус-фактор
Балерина была счастлива в браке и успешна на сцене — ее бессменным партнером был руководитель Большого театра Владимир Васильев.
Пара очень хотела детей. Предприняли несколько попыток, но все они были неудачными. Последняя случилась как раз в то время, когда Максимова восстанавливалась после травмы. Когда врачи сказали, что плод умер, балерина несколько дней не могла в это поверить и не давала делать операцию. Тогда врачи объяснили, что у них с Васильевым разные резусы и вообще очень мало шансов родить здорового ребенка. Пришлось смириться.
Васильев тогда отказывался от спектаклей, было плохо с сердцем. А Екатерина Сергеевна вспоминала позже: «Я думала тогда, что порог театра больше не переступлю, все кончено. Раз я не могу стать матерью, мне незачем быть балериной». Спасла ее лишь работа.
Майя Плисецкая (1925)
Лучше танцевать, чем детей нянчить
Говорят, Родион Щедрин долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но в конце концов смирился с ее выбором: «Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»
Вот что написала Плисецкая о в своем решении не рожать в книге «Я, Майя»: «…Появились все признаки, что забеременела. В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко. Я в хорошей форме. Худая… Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился.
В Москве врач удостоверил: беременна, но аборт раньше октября делать не стоит, не созрел еще плод. Неожиданно для самих себя мы пустились в дальнее путешествие. В Сочи, вдвоем на щедринской машине…»
Людмила Семеняка (1952)
Сын стал ее лучшим «спектаклем»
Прима Большого исполняла главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына.
На рискованный поступок она решилась в зените славы. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», — вспоминает она. Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», — шутит артистка.
Илзе Лиепа (1963)
Балерина родила долгожданную дочку Надежду во втором браке в 46 лет. «В моей жизни все складывалось непросто, — рассказала Лиепа. — Не сразу удалось создать семью. В балетной карьере поначалу все шло негладко. Рождения Нади мы ждали очень долго. Молились, надеялись и верили. Для меня Надя — величайшее счастье, величайшая награда, величайшая Божья милость. Вся моя жизнь теперь делится на две части: «до» и «после».
Я думала, что возьму паузу и буду заниматься только Надей. Но Господь управил все замечательно. Когда я только вернулась из роддома, мне позвонил Николай Цискаридзе, поздравил, поинтересовался моим самочувствием. Я кокетливо ему ответила, что сегодня в первый раз спустилась в свой балетный зал. Хотя в зал я вышла, чтобы просто немного размяться. Однако Николай воспринял все серьезно и сказал: «Ну что же, у нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Это стало для меня шоком. Я сказала, что попробую, и через два с половиной месяца вышла на сцену… И знаете, после рождения Нади у меня началась такая активная творческая деятельность, которой, может быть, не было даже до беременности».
Инна Гинкевич (1972)
Предпочла карьеру семье
Недавно Инна Гинкевич, прима-балерина Театра им. Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом — актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги — тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.
«Да она стояла в глухом кордебалете!» — язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на ее заурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.
Ульяна Лопаткина (1973)
Совместила материнство с реабилитацией от травмы
С отцом своей будущей дочки — архитектором и писателем Владимиром Корнеевым балерина — встретилась осенью 99-го, когда ему вручали городскую премию в области культуры как литератору года, а Ульяна была признана лучшей в своем жанре.
Через два года пара тихо повенчалась в сельской церкви под Петербургом. Чтобы содержать свою знаменитую супругу на должном уровне, Владимир Корнев занимался бизнесом в фирме, выпускающей кровлю. Параллельно писал романы на пару с бывшим «гардемарином» Владимиром Шевельковым.
Десять лет назад беременность Ульяны совпала с периодом восстановления после серьезной травмы стопы. Оба процесса завершились как нельзя успешно. «Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», — объявила Ульяна, вернувшись на сцену в 2003 году. Увы, ее брак не выдержал проверки временем — два года назад балерина так же тихо, без лишних объяснений прессе рассталась с мужем.
Балетного будущего 10-летней Маше звездная мама не прочит: «Я придерживаюсь принципов воспитания таких: развить непосредственно способности личности, которая пришла в мир, и совершенно не обязательно, что эта личность обладает теми способностями, которыми обладают ее родители. Главное — чтобы родители обладали возможностями помочь человеку найти себя».
Анекдот в тему: Встречаются две подруги. Одна жалуется: «Что-то я в последнее время совсем закрутилась на работе!» — «А кем работаешь-то?» — «Балериной!»
Гособлигации: покупать или обождать? Следующая публикация:
Дочь адмирала и «шпионки»