Возможно, 26 июля войдет в историю Латвии как День антидемократического переворота. У народа по сути было отнято право, гарантированное ему конституцией. Речь идет о праве на референдум (всенародное голосование).
Нет, конституцию никто не менял, просто правящее большинство продавило такие поправки в законодательство, которые предельно затрудняют инициирование референдума.
Если раньше, чтобы запустить механизм всенародного голосования, организаторам требовалось в течение года собрать 10 тысяч нотариально заверенных подписей, то теперь потребуется 50 тысяч, а с 2015 года — более 150 тысяч. И собрать это гигантское число подписей нужно за свой счет, без использования бюджетных денег.
Солвита Аболтиня в свойственной ей высокомерной манере заявила, что два лата за подпись может выложить каждый. Например, накопить, откладывая по сантиму в день… Госпожа спикер лукавит, подменяя реальную проблему надуманной. Давайте в таком случае участие в выборах тоже сделаем платным! Могу гарантировать: несмотря на то, что два лата невеликая сумма, на избирательные участки явится хорошо если четверть обычного числа голосующих.
Но эти два лата, о которых ведутся жаркие дискуссии, — только малая часть проблемы. Вот простые цифры. В Латвии чуть больше ста нотариусов, в году — 52 недели. Эта система просто не сможет пропустить через себя 50 тысяч подписантов (про 150 тысяч нечего и говорить). Это же не нефтяная труба, способная работать с ежедневной равномерной нагрузкой. У нотариусов есть и другие дела, кроме регистрации подписей в поддержку референдума…
Конечно, это препятствие можно преодолеть. Но только с помощью денег, причем очень больших денег. Свозить людей автобусами к нотариусам, устраивать многотысячные шоу с участием поп-звезд, где входным билетом служит заверенная у нотариуса подпись, крутить рекламные ролики в прайм-тайм на всех телеканалах и т. п. Кто может себе позволить подобные траты? Общественным активистам это точно не под силу. Вот три варианта, которые приходят на ум: местный миллионер, иностранная спецслужба, международная мафия.
Референдум по русскому языку был истинно демократическим, сбор подписей был проведен исключительно на народные средства. Жители Латвии жертвовали кто сколько мог, и государственные проверки подтвердили безупречность нашего финансирования. Но ведь правящим нужно было изобразить референдум как козни Кремля, вот они и подняли истерику. И на волне этой истерики приняли решение, которое действительно ведет к тому, что теперь референдум без вмешательства внешних сил провести малореально, почти невозможно. За что боролись, на то и напоролись.
Правда, правящая коалиция все-таки не решилась усложнить процедуру отзыва Сейма. Она пока остается прежней: на первом этапе надо собрать 10 тысяч подписей. В связи с этим напрашивается интересный вывод. Получается, что власть имущие признают за народом право на «деструктивные» действия: отозвать, распустить, разогнать… Но если кто-то захочет внести «конструктив», т. е. предложить новый закон или изменения в действующий, то тут — стоп, посторонним вход запрещен. К этому священнодействию никого, кроме группы привилегированных юристов, допускать нельзя.
Будут ли новые правила распространяться на уже начатый сбор подписей за «нулевое» гражданство? Вот что говорят по этому поводу юристы.
Если до конца августа необходимые 10 тысяч подписей будут собраны, дальнейший механизм будет тот же, что и во время референдума по языку. В этом случае шансы на то, что референдум по гражданству состоится, достаточно велики.
Но если до конца августа преодолеть 10-тысячный барьер не удастся, то начнется игра по новым правилам. Организаторам придется самостоятельно собирать 50 тысяч нотариально заверенных подписей. Вряд ли они это смогут сделать. Референдум в таком случае не состоится.
На сегодня, как сообщили организаторы, собрано примерно шесть тысяч подписей. Значит, за август надо добрать четыре тысячи.
Новая волна 2012: фоторепортаж Следующая публикация:
Нет слов!