Наш эксперт — доктор экономических наук, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко. Профессор не разделяет оптимизма правительства Латвии по поводу невероятного роста латвийского ВВП и укрепления экономики страны. И у него есть на это свои, достаточно веские аргументы.
— Профессор, премьер-министр говорит, что экономика Латвии — это настоящее чудо и пример всей Европе. Это так?
— Должен вас огорчить: наши чудеса пока в решете. Да, годовая инфляция в мае составила 2,2 процента, а прирост ВВП в первом квартале — 6,9 процента. Господин Домбровскис считает, что такой прирост ВВП — самый быстрый в ЕС. Но не все так радужно, поверьте.
— Но ведь есть цифры, а это вещь упрямая…
— Рост латвийской экономики в первом квартале этого года действительно самый быстрый среди стран ЕС, но его нельзя воспринимать как долгосрочный. Во втором квартале рост ВВП замедлился. Латвийское чудо уже сдувается.
— Объясните подробнее.
— Мир сегодня переживает вторую волну финансового кризиса, который плавно перетекает в экономический.
Как известно, первая волна кризиса была связана с тем, что один за другим посыпались финансовые учреждения США и финансовое цунами этого землетрясения накрыло Европу. Вторая же волна уже родная, европейская.
Посмотрите, что реально происходит вокруг? Не могут расплатиться по своим обязательствам Греция, Португалия, Испания, а теперь еще и Италия. Старейший, самый первый банк мира — итальянский Monte dei Paschi (BMPS), основанный в 1472 году в Сиене, начал испытывать серьезные трудности, а в 2011-м зафиксировал убыток в 4,69 миллиарда евро.
В неважном положении находятся многие государства, живущие вне зоны евро, — скажем, Великобритания.
— Считается, что богатая Англия — непотопляемый крейсер Европы…
— Не знаю, не знаю. В 2008 году разорился один из крупнейших ипотечных банков этой страны Bradford & Bingley. Теперь начались серьезные проблемы у самого крупного, самого устойчивого и самого старого банка королевства Barclays; его президент Боб Даймонд был оштрафован на 452 млн. долларов за попытки манипулирования ставкой межбанковского кредита LIBOR и ушел в отставку… Одним словом, лондонскую Уолл-стрит опять сильно лихорадит.
— Европейский кризис затягивается?
— Если раньше эксперты предсказывали его завершение в первом полугодии 2012 года и ожидали начала роста во втором полугодии, то теперь оценки меняются на более пессимистические. Думаю, что еврозоне не удастся справиться с кризисом до конца текущего года.
Скопилось слишком много нерешенных проблем вроде безработицы, долгов и почти статичного промышленного производства. Для решения проблем еврозоны нужно несколько лет.
Латвия не в шоколаде
— Вы считаете, что Европа потянет Латвию за собой вниз?
— Ну а как иначе? В странах еврозоны сворачивается производство и падает спрос на товары, в том числе те, которые идут из Латвии. Наши производители буквально в последние три месяца тихо сворачивают объем внешних экономических поставок в Англию, Германию, Польшу. В плюсе те, кто торгует на Россию и страны бывшего СНГ.
— Вы хотите сказать, что Латвия сократит экспорт, за счет которого в основном и подпрыгнул ВВП страны?
— Да. Неизбежно. И если Германия продержится на плаву за счет собственного внутреннего спроса и запасов, то Латвия такой возможности, увы, не имеет.
Хочу только добавить, что когда наступил первый кризис, объемы потребления в Латвии снизились примерно на 25 процентов. С тех пор они не растут.
— Но Латвия что-то строит на евроденьги — мосты, дороги…
— А еще «Замок света», то есть библиотеку и клубы, которые в принципе для развития экономики ничего дать не могут. Поэтому радужных надежд на то, что мы дальше будем расти, нет.
Последний год был действительно не так плох, где-то пять процентов роста ВВП, и на это обращают внимание Домбровскис, правительство. Вот, мол, как славно, у нас самые большие темпы роста в Европе, пять — пять с половиной процентов. Но они взялись за счет того, что мы экспортировали товары в Европу. Так что в экономическом плане перспектива для Латвии неважная.
Переход на евро — скорее минус
— В ближайший год-полтора мы вступим в еврозону. Как это может повлиять на нашу экономику?
— Греция на драхму желает перейти, Германия грозится марку вернуть, а Латвия говорит, что перейдет на евро. Само по себе это не страшно, но… это приведет к тому, что возможности для девальвации лата исчезнут. Почему мы эту возможность не использовали?
Прежде всего потому, что самая значительная социальная сила в Латвии, бюрократия, не заинтересована в этом. У нее стабильные доходы в латах, зафиксированные. Если произойдет девальвация, уменьшится объем потребления. Поэтому она всеми силами старается не допустить этой девальвации. В девальвации лата заинтересованы промышленники, но… кто их слышит?
Точки роста: транзит и российский рынок
— За счет чего Латвия может стабилизировать ситуацию и не потерять достигнутый в этом году рост ВВП?
— Нужно посмотреть, где у нас есть точки роста. Ответ очевиден: транзит, который дает до 15 процентов ВВП. В основном это грузы на Россию. Это железная дорога, автотранспорт, порты. Кстати, мы немножко товаров и сами перевозим, у нас есть корабли.
Но железная дорога Рига — Москва перегружена, ее давно пора расширять: дополнительные колеи, автоматизация и так далее. План есть — более того, вопрос обсуждался на переговорах, когда президент Затлерс ездил в Москву. По подсчетам, развитие железной дороги на Москву даст латвийской экономике рост в два-три процента. Но воз и ныне там.
— Есть альтернативный восточному направлению проект Rail Baltica, призванный соединить Прибалтику, Восточную и Западную Европу. В него Латвии придется вложить более миллиарда латов…
— Мы получим от этой Rail Baltica ну миллион, ну пусть 10 миллионов за транзит грузов по нашей территории, и все. А то, что приносит настоящие деньги, то есть собственно перевалка, хранение, обработка грузов в портах Латвии, — все пойдет мимо нас. С Rail Baltica мы больше потеряем, чем найдем.
Кстати, мэр Вентспилса Айвар Лембергс понимает абсурдность проекта Rail Baltica: как человек дальновидный он видит, что Латвии нужна связка, железная дорога и дороги вообще — с Россией. Ни полякам, ни немцам развитие Латвией московского направления невыгодно, потому что это заберет у них часть грузов.
Атомная станция выгодна литовцам
— Как вы относитесь к участию Латвии в строительстве Висагинской атомной электростанции? Не даст ли это нам плюсов?
— Литовцы мо-лод-цы! Они предлагают Латвии: давайте построим атомную электростанцию. Но… дело-то в том, что мы-то строить не будем, а просто дадим полмиллиарда евро, а строить и зарабатывать будут американцы — Hitachi… Они уже поставили атомную электростанцию в Японии. Далее — Латвия будет покупать с литовской электростанции киловатты — по рыночным ценам. Никаких льгот! У литовцев есть выгода: они будут строить, они будут эксплуатировать, им будут налоги идти в бюджет.
Еще литовцы продавливают второе крупное предприятие — строительство терминала сжиженного газа в Клайпеде. Это будет огромный корабль, к которому будут подъезжать другие корабли и скачивать туда жидкий газ, а потом он по трубам будет идти на берег и там превращаться в газ. И этот газ будет на 20 процентов дороже, чем тот, который поставляет Россия. Что отчасти подорвет доходы Латвии, потому что мы храним газ на Инчукалнском газохранилище и потом поставляем его в Литву и тоже на этом зарабатываем. Кто-то должен об этом подумать по-государственному!
Энергетика дает Латвии пять-семь процентов ВВП — тоже немаленький доход. Как альтернативный появился проект строительства каскада ГЭС на Даугаве: Даугавпилсская ГЭС, Екабпилсская ГЭС и так называемая Даугавпилсская подстанция. Эти станции были запланированы еще в советское время, но началась борьба со всем советским, и проект закрыли как вредный.
Сегодня президент Латвии Андрис Берзиньш вспомнил о похороненном проекте и предложил его реанимировать как нужный и выгодный. В ответ его обвинили в том, что он чуть ли не предает идеи независимости. Ну не бред?!
По объемам сельскохозяйственного производства наша страна находится на уровне 70 процентов того, что было в 90-е годы. Примерно 30 процентов пахотных земель не обрабатывается. А ведь это золотая земля, которая могла бы принести прибыль: таким образом можно увеличить объемы сельскохозяйственного производства на 30 процентов, а может быть, и больше. Надо засеять простаивающие поля и продавать в Россию масло, молоко, сметану, водку, в конце концов.
— Но для этого кроме всего прочего придется улучшить отношения с Россией…
— Просто не надо плевать в ее сторону. Ничего больше не требуется. Если кто-то думает, что мы, Латвия, очень кому-то сегодня нужны, это не так. США и Европе не до нас… Но это тема иного разговора.
— Спасибо, и продолжим беседу в следующий раз.
Великий Успех Латвии
Американский карикатурист сделал мультфильм о «Великом Успехе Латвии»
Популярный американский карикатурист Марк Фиоре создал сатирический анимационный видеоролик, который был размещен на портале газеты The San Francisco Chronicle.
Ролик в саркастической манере повествует об «успехах» Латвии.
Марк Фиоре — американский политический карикатурист. Он специализируется на создании анимированных мультфильмов. Фиоре живет в Сан-Франциско, Калифорния. Его карикатуры публикуют ряд американских газет и сайтов. В 2010 году он получил Пулитцеровскую премию впервые за жанр редакционного мультфильма.
Марокко: от Касабланки до троглодитов Следующая публикация:
Новая волна 2012: фоторепортаж