Удивительный факт: на протяжении последних пяти-шести лет в театральные вузы Москвы каждый год поступают минимум один-два рижанина. В Щукинском институте, Щепкинском училище, Школе-студии МХТ, ВГИКе и ГИТИСе — сегодня везде учатся наши ребята.
А если учитывать то, что конкурс на актерские факультеты в эти вузы не бывает менее 200 человек на место, нашей стране действительно есть кем гордиться.
Редакция «Субботы», в свою очередь, рада за выпускника 40-й рижской школы Германа Андреева — постоянного участника культурных мероприятий и благотворительных акций нашей газеты, которого мы шутя даже называли нашим подшефным актером.
Герман поступил на самый престижный театральный курс 2012 года — на актерское отделение режиссерского факультета ГИТИСа в мастерскую Леонида Ефимовича Хейфеца, ученика легендарного педагога Марии Кнебель, которая училась у самого Станиславского. В этом году конкурс для юношей у него на курсе составил 500 человек на место, для девушек — 700 человек на место.
— Вы поступили в театральный Гарвард, — сказал своим новоиспеченным студентам мастер. — ГИТИС — самый крупный театральный вуз в России, русская актерская школа — лучшая в мире, а мастерские старейших педагогов — этот тот фундамент, на котором она держится.
Как поступают в театральный
Для тех, кто не в курсе, сразу оговоримся, что поступление в театральный вуз — это ни с чем не сравнимое испытание на стойкость, упертость и уверенность в выбранном пути.
Длится это испытание минимум два месяца: на первые отборочные консультации абитуриенты с самых разных концов мира начинают съезжаться в Москву в конце апреля — начале мая. Почему в Москву? Потому что здесь сразу пять театральных вузов и, соответственно, в пять раз больше шансов.
Общее число отборочных туров колеблется от трех до пяти. На каждом из них молодого человека просят наизусть читать стихи, отрывки из классической прозы и басни, а также петь и танцевать. Приемной комиссии приходится прослушивать по сотне человек в день. Из десяти ребят к следующему этапу допускают минимум по три человека.
И так длится до того момента, пока количество претендентов на одно место не сокращается до двух-пяти человек. И только тогда абитуриентам разрешают подать документы в приемную комиссию и допускают их до официальных вступительных экзаменов. Поэтому молодые люди стараются проходить отборочные туры сразу во всех пяти вузах. Чтобы на финише остался хотя бы один вариант.
Герману Андрееву в этом отношении даже пришлось делать выбор — документы ему предложили подать сразу в три вуза: ГИТИС, ВГИК и Щепкинское училище. Но размышлять он не стал ни минуты — однозначно хотел только к Хейфецу!
Конечно, из людей с улицы в театральный поступают единицы. В большинстве своем сюда попадают те, кто не просто лелеет мечту стать артистом, но и минимум год упорно готовится к творческим испытаниям под руководством профессионалов.
Герман на протяжении трех последних лет занимался в Рижском театральном сообществе православной молодежи и регулярно брал уроки у актрисы Рижского русского театра им. М. Чехова Галины Баженовой.
— А кто меня по-настоящему поддерживал в Москве, так это наши рижане: актриса МХТ Яна Сексте, студенты ГИТИСа Карина Обоимова и Вадим Пушкин, студентка ВГИКа Оксана Обухович, выпускник Щепкинского училища Виталик Семенов, — рассказывает Герман.
Кстати, в первый раз перед московской комиссией Герман предстал… на костылях. Накануне отъезда он неожиданно получил травму, а лечь в больницу на операцию по удалению мениска смог только по возвращении — в краткой паузе между выпускными экзаменами в школе и вторым отъездом в Москву.
И не исключено, что костыли ему немного помогли: благодаря им красивого молодого человека сразу выделяли из толпы.
«До 1 сентября будьте просто счастливыми»
На первый взгляд Герман производит впечатление абсолютно обычного парня. Интеллигентный, сдержанный.
— Было очень приятно, когда по возвращении из Москвы я пришел в школу получать аттестат, — меня встретили просто с распростертыми объятиями! И это с учетом, что у моих одноклассников все вступительные испытания еще только впереди.
Я также очень благодарен своему любимому учителю Владиславу Анатольевичу Рафальскому, известному в Риге педагогу русского языка и литературы. Он первым открыл для меня мир искусства и научил любить литературу.
А театром я заболел, когда в 7-м классе ради возможности видеть одну девочку пошел заниматься в школьный немецкий театр. Первой моей ролью был преображенный Якоб в сказке «Карлик Нос». Но после премьеры все нахваливали только ту девочку, восклицая: «Какая талантливая!» — а про мои способности никто ничего не говорил. У меня были ужасные детские обиды!
— После столь сума- сшедшего конкурса чувства собственной исключительности у тебя не появилось?
— Ни в коем случае! Честно! Тем более что большинство абитуриентов, которые кичились и вели себя чересчур самоуверенно, практически сразу вылетели.
Самые приятные воспоминания от этого марафона — моменты, когда после туров среди допущенных к следующему этапу называли мою фамилию. Эмоции внутри просто зашкаливали.
Но потом я быстро приходил в себя и на- страивался на дальнейшую борьбу. Так и сейчас — Леонид Ефимович Хейфец нам прямо сказал: «До 1 сентября постарайтесь быть просто счастливыми, а потом вас ждут четыре года ежедневного труда!»
Из Валмиеры — к Олегу Табакову
Русские мэтры режиссуры друг за другом делают ставку на молодых латышей из провинциальной Латвии.
Не прошло и месяца, как Никита Михалков утвердил на главную роль в свой новый фильм «Солнечный удар» лиепайчанина Мартиньша Калиту, и глава МХТ им. А. Чехова Олег Табаков сделал уникальное предложение о сотрудничестве валмиерскому режиссеру Виестуру Мейкшансу, заключив с ним контракт на целый год.
Табаков отметил Мейкшанса после того, как в минувшем сезоне 32-летний латышский режиссер поставил на малой сцене МХТ пьесу «Каренин». Спектакль сложился, и Олег Павлович предложил Виестуру попробовать свои силы на большой сцене главного драматического театра Москвы — поставить трилогию Сухово-Кобылина «Дело», «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина».
Со дня на день Виестур вместе с валмиерскими коллегами — сценографом Рейнисом Сухановым, художником по костюмам Анной Хейнрихсоне и композитором Екабом Ниманисом приступят к работе над первым спектаклем трилогии.
— Это не побег из Латвии, я лишь стремлюсь улучшить свое материальное положение и профессиональные навыки. Я латыш и никогда не стану никем другим. Это звучит банально, но мы несем имя Латвии в мир, — отметил перед отъездом в Москву Мейкшанс.
Марокко: от Касабланки до троглодитов Следующая публикация:
Новая волна 2012: фоторепортаж