Чем для Латвии может обернуться переход на единую евровалюту в разгар кризиса —крахом или подъёмом?
В 2014 году наше правительство намерено перевести страну на евро. Для этого уже к началу следующего года нам надо в очередной раз затянуть пояса, чтобы соответствовать довольно жестким критериям еврозоны.
У многих экспертов вызывает опасения судьба самой еврозоны, которая трясется в долговой лихорадке. Катастрофическая ситуация в Греции, проблемы в Испании, Португалии, Италии навевают мысли о скором крахе такого неоднородного союза.
«Музыка уже закончилась, а они все еще танцуют», — сказал о нынешней кризисной ситуации скандальный инвестор-миллиардер Джордж Сорос. На днях он заявил, что у Европы осталось лишь три месяца на спасение единой валюты. «Через три месяца рынкам надоест ждать. Они начнут требовать все большего, но власти не смогут удовлетворить их запросы», — заявил инвестор. Впрочем, ему не впервой изрекать громкие прогнозы, после чего умело делать деньги на колебаниях валютных рынков.
Зато президент соседней Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, говоря о евро, полон радости и оптимизма: иностранные инвестиции в страну выросли на треть. «Введение евро в Эстонии лучше всего показало нашему восточному соседу: мы расстались навсегда и счастливы этому», — заявил он в интервью «Диене». Для него единая валюта — главный гарант от пресловутой русской угрозы.
«В декабре прошлого года было большое интервью с Михаилом Горбачевым. Последний вопрос, который ему задали: счастлив ли кто-то от распада СССР? Он подумал минуту, а потом сказал: «Да, эстонцы, так как у них есть евро», — процитировал Горба г-н Ильвес и добавил: — Когда Латвия вступит в еврозону, страну наполнят инвестиции».
Опрос
К началу 2012 года большинство жителей Латвии (57%) были против вступления в еврозону. За нее проголосовали всего 26 процентов.
Аргументы скептиков
Рискованно присоединяться к зоне, которая может развалиться (60%).
Повысятся цены на товары и услуги (42%).
Ухудшится экономическая ситуация (38%).
Придется отказаться от национальной валюты — лата (20%).
Политика единой валюты не соответствует целям Латвии (14%).
Аргументы оптимистов
Удобнее расплачиваться во время поездок (51%).
Более благоприятные условия при торговле со странами еврозоны (44%).
Присоединение к большой экономической зоне (51%).
Уменьшение валютного риска, особенно для тех, кто взял кредит в евро (39%).
Укрепление финансовой стабильности (32%).
Укрепление госбезопасности (8%).
Еврозона — наш корабль для спасения
Президент Банка Латвии Илмар Римшевич уверен, что евро в 2014 году нам жизненно необходимо.
В интервью газете «Час» глава нашего центробанка заявил, что вступление в евроклуб сулит Латвии самые радужные перспективы.
Наш кредитный рейтинг повысится, и наши предприниматели смогут напрямую занимать деньги в Европе, чтобы открывать новые предприятия и создавать рабочие места. А если экономическая ситуация в Европе ухудшится, у нас будет больше шансов получить помощь (если бы мы вступили в 2008 году, как собирались, то кризис пережили бы легче).
Латвии проще будет расплатиться с кредитом в четыре миллиарда. Например, для выплат в 2014-15 годах мы сможем перезанять денег не под 5-5,5 процента, а под 3,5 процента. Иначе переплата будет 100 миллионов латов в год, которые лучше вложить в образование, медицину и дороги.
Цены не должны вырасти, потому что за недобросовестными продавцами будут добросовестно следить, а покупателей призовут отказываться от услуг нечестных коммерсантов.
Во время кризиса безопаснее находиться на большом корабле, чем плыть в утлой лодочке по штормовому морю.
Из минусов президент БЛ упомянул лишь утрату красивой национальной валюты и необходимость ежегодного взноса по 30 млрд. евро в стабилизационный фонд. Но, по мнению Римшевича, этот вклад вернется сторицей.
Не волнует главу центробанка и печальный опыт Греции и других неблагополучных членов евроклуба: «Наличие одного или нескольких неуспевающих учеников в классе не приведет к ликвидации класса и тем более к закрытию школы».
Что говорят премьеры
«Суббота» провела опрос бывших премьер-министров о том, что они думают о переходе с лата на евро
Вилис Криштопанс: «НЕ сейчас и не любой ценой!»
— Последствия от введения евро будут и позитивные, и негативные — как всегда.
Позитивные. Тем, кто активен, перемещается по миру, занимается международным бизнесом, выгоднее жить в одной валюте.
Негативные. Недавно я был в Эстонии. О чем предпочел умолчать Ильвес? (На днях президент Эстонии заявил: «Евро — это сплошные плюсы». — Прим. ред.). После любой денежной реформы цены неотвратимо вырастают. Так было при переходе на латвийские рубли в Латвии, так же случилось и при переходе на евро в Эстонии. И так будет в Латвии.
Другое дело, что так называемые дисциплинированные страны — Эстония, Латвия и Скандинавские государства — должны платить за недисциплинированные! У любого грека, будь то крестьянин, учитель или полицейский, доходы выше, чем у представителей тех же профессий у нас. И, вступив в еврозону, мы будем вынуждены частично финансировать их хорошую жизнь — это нечестно. А пока мы сами для себя делаем латы делаем, как хотим. Точно так же, как шведы, датчане и англичане.
Думаю, что нашему государству надо постараться достичь необходимых критериев для ввода евро и долгие годы жить с такими показателями. Тогда мы будем готовы в любой момент ввести евро и нас будут готовы в любой момент взять в еврозону. Но не сейчас и не любой ценой!
Ваодис Биркавс: «НЕ стоит лезть поперед батьки в пекло!»
— Несомненно, евро вводить надо. Это гарант стабильности. Маленькую валюту всегда легче дестабилизировать. Хотя своя валюта дает больше возможностей для маневров в критических ситуациях (например, с помощью девальвации можно стимулировать экспорт и местное производство), но мы с момента введения лата ни разу так не маневрировали. Похоже, и не будем.
В долгосрочной перспективе введение евро укрепит нашу экономическую систему, а временные проблемы, которые возникают в связи с финансовым кризисом, даже в таких крепких странах, как Испания, — всего лишь временные трудности. Евро выживет и принесет нам пользу.
Боюсь, что первое время после вступления в еврозону нас ждет очередной виток роста цен, но не думаю, что он будет достаточно сильным, чтобы вызвать социальные потрясения.
Нам надо внимательно изучить опыт Эстонии, у которой все прошло довольно гладко. Тут еще важно то, с каким курсом в отношении к лату будет введен евро. Если он будет такой, как сейчас (0,7:1), это очень неплохо.
Главная проблема — откуда взять деньги для стабилизационного фонда (фонд для оказания помощи странам евросистемы, куда Латвии предстоит платить около 28 млн. евро в год. — Прим. ред.). Но это решается. К тому же Латвия тоже сможет в случае чего рассчитывать на помощь.
Вступать по жесткому графику нелучший для нас вариант. Надо смотреть на развитие ситуации в самом ЕС и еврозоне — там сейчас не все гладко. Поперед батьки лезть в пекло не стоит!
Думаю, что к началу 2014 году мы еще не будем готовы, хорошо, если к концу успеем. Но стремиться навести порядок к этому сроку надо. Надо всячески укреплять свою экономику, тогда наше вступление в еврозону будет обоснованным.
Вопрос не в том, как мы близки к еврозоне по официальным критериям, а в том, насколько мы способны их поддерживать постоянно.
Ивар Годманис: «Эстонцы это сделали и живут лучше!»
— Введение евро в Латвии приведет к тому же, к чему оно привело в Эстонии, — никакой особой разницы никто не ощутил. Сперва будет некоторое повышение цен. Но теперь, когда прошло полтора года и ситуация стабилизировалась, ощущается только положительный результат от введения евро: существенный приток инвестиций без риска и стабильная ситуация в банковской сфере.
Даже в обстановке кризиса помощь членам еврозоны будет оказываться в первую очередь по сравнению с теми странами ЕС, которые не перешли на евро.
У нас нет возможности выбирать время! Об этом на недавней конференции в Латвии сказала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, которая высоко оценила наши экономические успехи последних лет. А главный экономист фонда Оливье Бланшар поддержал ее высказывание: «Если Латвию не принимать в еврозону, то кого же?» Мы более чем кто-либо подходим подо все критерии.
Если ориентироваться по критериям еврокомиссии и Центробанка, то мы вписываемся в довольно узкий еврокоридор в 2014 году. Это наш шанс. Если опоздаем — можем потерять свой шанс вообще. Там есть разные нюансы.
Индулис Эмсис: «Сейчас для евро худший момент!»
— Латвия собирается вступить в еврозону в худший момент, так как пока там царит хаос. Преимущества евро исчезают, одновременно проявляется нехватка евро. В свое время евро в Европе вводили непоследовательно, не оценивая механизм надзора и регуляции единой валюты. Каждая страна могла действовать сравнительно свободно. Это привело к тотальному хаосу, которому не видно конца и края.
Банк Латвии не использовал инструмент суверенитета, чтобы преодолеть кризис, чтобы создать для латвийских предприятий хоть какие-то преимущества, стимулировать экспорт. Если БЛ не планирует менять свою политику, по сути мы уже в еврозоне. Тогда официальное введение евро ничего не меняет.
Если же евро все же развалится, надеюсь, что придет новая, другая Европа. Если сумеем, может быть, сможем туда попасть.
Марис Гайлис: «Не останавливаться на полпути!»
— К еврозоне надо присоединиться хотя бы уже потому, что начатые дела на полпути не бросают. Раз уж вступили в ЕС — надо идти до конца. Вступление в еврозону даст большую стабильность для потока инвестиций и повысит доверие к Латвии как к государству. Также это даст лучшие позиции в случае продолжения мирового финансового кризиса.
Вступать надо как можно быстрее. Можно даже допустить небольшую девальвацию (10-15%) на момент вступления.
Модест Колеров, российкий политолог: «ЕС не выдержит»
— Есть особое удовольствие в том, чтобы вскочить в последний вагон поезда, падающего в пропасть. Но премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис это делает исходя из эстетических соображений и расчетов продолжить карьеру в Брюсселе.
Латвия входит в еврозону в самый неудачный момент, когда Евросоюз находится в самом отвратительном за все время своего существования положении, когда вот-вот начнут откалываться страны — начиная с Греции, — когда перспективы валюты весьма туманны. Экономически ЕС не выдержит. Он будет сбрасывать плохие активы в виде целых стран.
Михил Делягин, российский экономист: «Брюссель все спишет»
— Я не вижу ничего хорошего от перевода Латвии на евро. Для вас лучшее — договориться со шведскими банками о реструктуризации долгов после девальвации. После чего провести девальвацию. Но это предъявление чрезмерных требований к правительствам, то есть они должны действовать активно и самостоятельно. Хотя с точки зрения руководства универсальный ответ — во всем винить Брюссель. Это все европейцы научились делать с блеском.
Жми Like и отправляйся в Болгарию вдвоем! Следующая публикация:
Подведены итоги "Солнечной лотереи"!