Эксклюзивное знание

• 16.05.2012 • Владимир ЛиндерманКомментариев (0)693

Когда после внеочередных выборов формировалось новое правительство Латвии, наиболее продвинутые комментаторы предсказывали: во всем, что касается межнациональных отношений, будет доминировать команда Райвиса Дзинтарса. Так оно и произошло, прогнозы сбылись.

Вот очередное подтверждение. Сейм сейчас рассматривает поправки к закону о труде, предложенные нацрадикалами. Поправки предусматривают, что впредь работодатель не сможет требовать от человека, принимаемого на работу, знания иностранного языка, исключая те случаи, когда употребление языка входит в служебные обязанности.

Яснее ясного, что под иностранным языком здесь подразумевается русский. У многих молодых латышей возникла проблема: без знания русского в Риге трудно найти работу. Вместо того чтобы вернуть русский язык в латышские школы или хотя бы призвать латышей учить его самостоятельно, националисты по обыкновению перекладывают проблему с больной головы на здоровую.

Позиция Visu Latvijai!/ «ТуБ»/ДННЛ понятна. Но и «либералы» из «Единства» эту откровенно националистическую идею тоже поддержали. Депутат Юдин, выступая по радио, объяснил, почему он поддержал поправки. Оказывается — чтобы избежать возможной дискриминации по национальному признаку. Мне особенно нравится в устах юриста это выражение — «возможная дискриминация». Как это понимать: дискриминации нет, но она может возникнуть? И поэтому надо срочно принимать превентивные меры?

Рассуждая таким образом, можно инициировать и закон о защите прав, например, рыжеволосых: а вдруг их начнут дискриминировать?!

Под предлогом борьбы с «возможной дискриминацией» законодатели собираются принять норму, которая грубейшим образом дискриминирует предпринимателей. Если владельца предприятия лишить права по собственному усмотрению, без вмешательства государства, формировать команду, то какой же это будет частный бизнес?

Мне могут возразить: не все так страшно в обсуждаемых поправках. Ведь они предусматривают, что если русский язык требуется для исполнения служебных обязанностей, то предприниматель вправе отказать в приеме на работу человеку, который языка не знает. Скажем, владелец кафе сможет отказать официантке, которая общается с клиентами, но не сможет отказать судомойке, которая общается только с посудой. Однако реальная жизнь обычно складывается так, что кто-то отлучился, заболел, кто-то кого-то должен подменить, и т. п.

Но главное даже не в этих сравнительно мелких неудобствах для бизнеса. А в том, что наверняка появится госструктура, которая будет контролировать исполнение новых правил.

В том числе реагировать на жалобы тех, кого не приняли на работу. Вот почему вы, господин такой-то, не взяли на работу госпожу такую-то? Потому что она не владеет русским языком? А почему вы решили, что она должна им владеть? Потому что это сопряжено с ее предполагаемыми служебными обязанностями? Так-так. А в чем должны были состоять ее обязанности? Давайте-ка проверим…

Недавно даже омбудсмену Юрису Янсонсу пришлось отчитываться: почему он не принял на имеющуюся в правозащитном бюро вакансию юриста Эвиту Кузму, которая хорошо знает английский язык, но не владеет русским? Потому что, логично ответил омбудсмен, среди тех, кто обращается в бюро, много русскоязычных, примерно 60 процентов. Поэтому сотрудники бюро должны знать русский язык. Не удовлетворенная этим ответом фракция Visu Latvijai!/«ТуБ»/ДННЛ намерена вызвать омбудсмена «на ковер».

Я, конечно, не сомневаюсь, что наши бизнесмены, за двадцать лет научившиеся мягко и порой даже изящно саботировать нелепые инициативы государства, выкрутятся и на этот раз. Удручает другое: с каким фанатичным упорством правящие пытаются осуществить неосуществимое! Втиснуть реальную жизнь в тесные рамки своей утопической мечты о «латышской Латвии». До добра это упрямство не доведет.

Если бы наши националисты не были русофобами, а действительно радели за латышский народ, то они своему народу сказали бы: «Ребята, надо учить русский язык. Нравится он вам или нет, но есть такое слово «надо». В Европе нет другого народа, кроме латышей, который на таком высоком уровне знает русский. Поэтому это знание эксклюзивно. А эксклюзив — это единственное в этом мире, что стоит дорого».

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *