Арнис Лицитис — возможно, единственный латышский актер, который говорит по-русски без акцента, поэтому русские считают его почти своим и часто приглашают сниматься в кино. Правда, думает он все равно только на своем языке.
Арнис только что вернулся с XIV Международного фестиваля «Встречи в России», который состоялся в любимом городе актера — Питере. Говорит, что принимали его очень душевно и как величайшую звезду.
В Латвии Арнис снимается мало и редко. Латвийские театры тоже не проявляют интереса к пенсионеру Лицитису. Он не жалуется. На жизнь хватает заработанного в соседних странах. Хотя мы в Латвии почти не видим российских сериалов, в которых он снимался за последние годы, если не считать «Красной капеллы», «Бездельников» и небольших ролей в «Каменской-5» и «Марше Турецкого».
Нравится русская школа
Сейчас телеканал 3+ показывает мегасериал «Ранетки», в котором участвовал и Лицитис, однако, чтобы увидеть его героя, придется подождать еще серий 40. «Я к сериалу подключился около 160-й серии. Так как я был новым персонажем, сниматься приходилось много. Провел в Москве долгое время. На 300-й серии проект закончился. В прошлом году я мог жить дома, никуда не ездил. Два раза разные московские съемочные группы побывали в Риге, тогда я сыграл свои эпизоды прямо здесь», — рассказывает Арнис.
В эпизодах мини-сериала «Облдрамтеатр» (другое название — «Забытый») участвовало много латышских актеров.
Подготовленные для съемок плакаты «Слава Сталину!» смутили кое-кого из национальных политиков. «Да, действие сериала происходит в 1949 году. У меня был небольшой эпизод, но яркий. Было интересно. Режиссер Владимир Щегольков очень требователен, и это мне нравится. Мне нравится русская театральная школа, нравится, как они делают фильмы. И я рад, что они считают, что я гожусь и могу быть в этой системе. Ведь я играю русского, а не китайца или араба. Иногда материал может быть и не особенно роскошным, но на то я и профессионал, чтобы это было интересно зрителям!» — говорит Лицитис.
Русский вопрос
С учетом того, какая атмосфера царит в российском информационном пространстве и как там изображаются события в Латвии, интересно: не приходится ли Арнису, снимаясь в России, постоянно отвечать на вопросы о дискриминации русских?
«Я же общаюсь с интеллигентными людьми — актерами, режиссерами. У нас могут не совпадать мысли по каким-нибудь вопросам, но они же примерно соображают, какова ситуация в мире и в Латвии, и готовы критично оценивать предложенную информацию.
А если спрашивают, тогда я полпред (полномочный представитель) и объясняю, что происходит на самом деле.
Недавно мне звонили местные русские журналисты — спрашивали, что я думаю о 16 марта. Рассказал: это старые люди, у них была трагическая жизнь. Праздную ли я 9 Мая? Нет, я отмечаю 8 мая, 9-е — это день памяти, но у меня нет возражений, что кто-то собирается и в этот день.
Я очень понимаю, почему люди приходят к памятнику 9 Мая. Они тоже принесли огромные жертвы, к тому же верили в сталинскую идеологию, многие не знали, что он в действительности делает. Уже с 1917 года русские перемолоты и превращены, переделаны в советских людей — уже не русских, не православных. У них отняли идею нации, и теперь они сами уже не знают, кто они. В России русские на своей земле, хозяева в новой России, которую они строят и создают. А здесь в советское время они были титульной нацией, а теперь вдруг меньшинство. Русскоязычные…» — рассуждает Арнис.
Как актеру Лицитису пришлось побывать на всех сторонах фронта. Он был немцем, чекистом, бандитом, милиционером, киллером и жертвой убийства. «Мне везло на исторических персонажей. Я играл и красного стрелка Роберта Эйдемана, и лидера польских коммунистов Владислава Гомулку, и российского императора Павла I, и госсекретаря США по безопасности в правительстве Кеннеди… И даже нациста Иоахима фон Риббентропа. В кадре напротив меня сидел Молотов, а слева — Сталин, которого играл Армен Джигарханян. Мне подали бумагу, и я подписал пресловутый пакт Молотова — Риббентропа.
Интересный знак судьбы. Я, латыш, играю человека, который так повлиял на судьбу моего народа! Режиссеру Юрию Каре это не приходило в голову. Я не видел подписи Риббентропа. Когда реквизитор показал мне копию протокола, оказалось, что почерк довольно похож… Рука работала, как у Риббентропа!»
Без акцента на всех языках
По-русски Лицитис говорит, как абсолютно русский человек. Он обладает не только музыкальным, но и так называемым языковым слухом — это не одно и то же. Не владеет ни английским, ни немецким, ни французским языками, однако когда на съемках приходилось говорить на этих языках, Лицитис смог произнести свой текст без акцента — если только был кто-то, кто это прочитает.
«В молодости я пять недель прожил в Германии — снимался в гэдэ- эровском сериале, — и за это время научился разговорному языку, мог говорить почти на любые темы…» — вспоминает актер. Пять лет назад, когда он играл главную роль в фильме «Коллекция», героя Лицитиса — сотрудника ФСБ Арсения Роде, который провалился в Алжире, допрашивали на французском языке, и ему пришлось отвечать на том же языке. Приглашенный на озвучивание специалист по языку — чернокожий студент-медик, говоривший по-французски, подтвердил, что Лицитис свой текст произнес без акцента и пере- озвучивать его не нужно.
Вышинский по-латышски не говорил
Языковая проблема — одна из главных причин, по которым наши актеры не особенно востребованы в других странах. О Голливуде или крупных европейских киностудиях говорить не будем, однако у нас есть и другие актеры, которые не раз снимались в России, — Паул Буткевич, Ивар Калныньш, Мартиньш Вилсонс. Тем не менее, если только их не берут на роли иностранцев, их впоследствии приходится озвучивать кому-то из русских.
«Почему другие актеры из Прибалтики сейчас мало снимаются в России? У них есть акцент! Когда из-за отсутствия средств фильмы больше не переозвучивают, это проблема, если надо играть какого-нибудь Иван Иваныча», — объясняет Лицитис.
Парадоксально, но единственный раз, когда Лицитиса переозвучивали, — это было при съемках фильма Айгара Граубы и продюсера Андрейса Экиса «Страшное лето».
«Я играл советского уполномоченного Андрея Вышинского, который прибыл в Ригу руководить включением Латвии в состав СССР. Мне пришлось сказать несколько предложений на ломаном латышском языке, хотя Вышинский и не говорил по-латышски», — смеется актер. В конце концов для пере- озвучивания героя Лицитиса пригласили легенду Театра кукол Льва Бирмана.
Брутальный мужчина с влажными глазами
В нескольких российских проектах латышский актер снимался также в главных ролях — например, в таких как «Коллекция», «Бездельники», «Точка возврата», «Леший» и др. Можно только удивляться: неужели в соседних странах не хватает своих хороших актеров?
Лицитис не принадлежит к типу классического красавца, однако он обладает киногеничным шармом и в фильмах выглядит очень хорошо. Брутальный чувственный мужчина с влажными глазами. Такие мужественные типажи с не вполне славянской внешностью там востребованы.
Лицитис уже в советское время очень много снимался в других республиках, он есть во всех их картотеках, и, может быть, именно это вызвало трудности при работе в театре, хотя он играл во всех спектаклях Шапиро.
«Уже тогда в кино можно было заработать несоизмеримо больше: за несколько дней — месячную зарплату в театре, а с началом дикого капитализма эти цифры только увеличились, особенно в России, — так рассуждает Театральный и кинокритик Нормунд Науманис. — Так как в Латвии киноиндустрия скорее мертвая, чем живая, это хорошо, что актер может заработать своим трудом. Если твоя физиономия продается, то ты обеспечен!»
Всегда джентльмен
Лицитис со своей ненаигранной простотой всегда умеет быть душой общества.
«Арнис обладает искрометным чувством юмора, а также самоиронией. Искренностью. Мне нравится, что люди в состоянии вспыхнуть, забыться и как следует выругаться. Говорить прямо, без околичностей, что многим может и не понравиться. Хотя мы и были коллегами в Молодежном театре, я узнала Арниса ближе после ликвидации театра. Мы были замечательным дуэтом в поставленной Валентином Мацулевичем «Трехгрошовой опере», которую играли во Дворце культуры ВЭФ. Арнис был Мэкки-Нож, а я — Полли», — мечтательно вспоминает актриса Нового Рижского театра Майя Апине.
Оказалось, что Арнис силен еще и физически: на спектакле он носил Майю на руках, и она удивлялась, как он может так долго выдерживать. Его Мэкки был лукавым, очаровательным соблазнителем и в то же время увлеченным как ребенок, который, будучи доверчивым, постоянно влипает в истории, но всегда остается джентльменом. Эти качества, по ее словам, присущи и Арнису, поэтому ему очень подошла эта роль, к тому же в ней он мог себя выразить и с музыкальной стороны, вспоминает Майя.
Нормальный пенсионер
По его словам, Арнис, когда не снимается, живет нормальной жизнью пенсионера: отдыхает, путешествует, читает пару газет, смотрит телевизор, иногда ездит на трамвае куда-то в гости. Ездить по Риге на своем уже чуть староватом «мерсе» нет никакого смысла. «Лить в бак живые деньги, торчать в пробках, искать, где припарковаться…» — перечисляет он.
Физические упражнения, кроме езды на велосипеде, впрочем, уже неактуальны, хотя в свое время была заложена хорошая база. В детстве Арнис был очень болезненным и, может быть, именно поэтому пошел в спортшколу, занимался спортивной ходьбой. Сам удивляется, как выдерживал такую нагрузку, однако она дала хорошую физическую форму и выносливость.
На протяжении всей сознательной жизни Лицитис играл в баскетбол, после 35-летия участвовал в матчах ветеранов, выступая за команду киностудии. Лет десять назад отказало колено, и от спорта пришлось отказаться.
Однако творческая жизнь продолжилась. В конце прошлого года он снова вышел на сцену — в спектакле «Врачи», поставленном бывшим коллегой из Театра русской драмы Игорем Куликовым.
На фестивале в Петербурге этот спектакль, по словам Лицитиса, был принят очень хорошо, а осенью в честь 80-летия автора Рольфа Хобута он будет показан в Берлине.
6 мая мамочки во всей Латвии выйдут на Большую прогулку Следующая публикация:
Ой, мамочки!