«Суббота» исследовала Эгейское побережье Турции, которое считается заповедником античности.
Это место, где в разные времена жили амазонки и олимпийские боги, античные цари и рыцари-крестоносцы, римские императоры и святые апостолы, аргонавты и гладиаторы, турецкие паши и греческие рыбаки. Такого пятачка земли, на котором так круто была бы замешана история цивилизаций, не встретишь, пожалуй, нигде в мире.
Из Стамбула рейсом Turkish Airlines мы перелетели в Измир, третий по величине город Турции. Измир — древний город Смирна — родина Гомера и библейское место, по преданию, основанное амазонками, а сегодня — самый демократичный и современный город страны.
Эти места долго принадлежали Греции, и здесь до сих пор повсюду — от горных деревушек до рыбацких поселков — чувствуется греческий колорит. Даже во времена Османской империи основными жителями здесь были греки и армяне.
К северу от Измира находится легендарная Троя (сегодняшнее название — Чанаккале) с копией Троянского коня и античный город Пергам (Бергама), находки из которого составили драгоценную коллекцию знаменитого музея Пергамон в Берлине.
Ближайший к Измиру пляжный курорт — Чешме, следующий — Кушадасы, и самый дальний — Дидим, где можно посетить потрясающе хорошо сохранившееся святилище Аполлона — третий по величине храм античного мира (после храма Артемиды в Эфесе и храма Геры на остове Самос). Что примечательно, все три святых места находятся на Эгейском побережье.
Чтобы отдохнуть в Мармарисе, надо лететь в Даламан, в Бодруме — прямо в Бодрум (Mugla Milas-Bodrum Airport).
Любопытно, что, проехав все побережье от Измира до Даламана, мы ни разу не услышали русской речи.
Российские туристы оккупируют в основном Анталийское побережье и только в пляжный сезон. Зато просвещенные европейцы и вездесущие японцы с марта до наступления жары приезжают на Эгейское море и по две недели путешествуют по легендарным историческим местам, попутно наслаждаясь гастрономическими изысками (регион славится органическими овощами и фруктами — здесь все выращивают без химии) и дегустируя вина (почти в каждом городе, где остались руины храмов Диониса, проводятся винные фестивали).
Вопреки всеобщим представлениям около 80 процентов античных памятников находится на территории Турции, а не в Греции, и именно в Турцию путешественники едут «за античностью».
Галикарнасский мавзолей (г. Бодрум), Колосс Родосский (из Мармариса на греческий остров Родос курсируют кораблики) и храм Артемиды Эфесской (античный город Эфес находится в 25 километрах от курорта Кушадасы).
Что касается чудес, то с нашей группой из четырех латвийских журналистов чудеса и приключения случались ежедневно.
В первый же день началось все с того, что, как в фильме про Индиану Джонса, прогуливаясь в Измире по развалинам агоры, мы познакомились с шефом местных археологов.
Узнав, что мы журналисты, он любезно принес ключи от железных ворот от закрытой для туристов зоны раскопок и позволил нам исследовать секретные сокровища: рисунки кораблей аргонавтов и боев гладиаторов на каменных плитах, водопровод и фонтан, работающие со времен Марка Аврелия, и даже тайный подземный ход, ведущий с античной агоры на холм, где стоит замок Александра Македонского.
Журналист Latvijas Avоze Гирт Викманис, почувствовав себя аргонавтом и гладиатором в одном лице, решил исследовать подземелье и отважно спрыгнул в темноту — ни на секунду не предполагая, что подземный коридор за последние дни затопило ливневыми дождями. Когда он вынырнул (в буквальном смысле слова) обратно на белый свет, он был мокрый по пояс.
Этим падением в колодец начался наш провал во времени — пять дней мы путешествовали по местам, где в разные эпохи творилась история разных царств и империй. Предварительно, конечно, вернувшись в гостиницу и переодев Гирта в сухую одежду.
Голубая лагуна
На следующий день мы направились в городок Чешме, который сами турки, объездившие все свои побережья, считают самым красивым и милым курортом: белый песок и бирюзовая вода создают здесь нереальную картинку в стиле рекламы Bounty. Богатые семьи покупают здесь летние дома и проводят летние каникулы.
Было как раз пасхальное воскресенье, и мы решили найти в городке греческую церковь. Нам объяснили, что в церкви был культурный центр, а сейчас она хронически закрыта на реставрацию. Но когда мы подошли, двери распахнулись, и рабочие стали выносить свои инструменты. Нам разрешили зайти и полюбоваться великолепными фресками.
Кстати, именно в этой бухте произошло знаменитое русско-турецкое Чесменское сражение. В 1770 году в ходе русско-турецкой войны русская эскадра разбила турецкий флот. Об этой исторической странице путеводители и гиды обычно умалчивают. В результате победы над турками тогда Россия получила контроль над Черным морем, а любовник Екатерины II князь Орлов — титул князя Чесменского. Именно в честь этого события в Царском Селе была воздвигнута Чесменская колонна, а в Петербурге — Чесменский дворец.
Сейчас окрестности Чешме и Измира известны также как термальный курорт — здесь есть отели-санатории с минеральными бассейнами. В местечко Бальчова, к примеру, на термальные воды на лечение после битв с троянцами отправлял своих воинов сам Агамемнон — если верить Гомеру, а уж он хорошо ориентировался на местности, будучи уроженцем Измира. И сегодня медики уверены, что местные термальные воды творят чудеса исцеления.
Радуга для Virgin Mary
Дальше наш путь лежал в сторону города Эфеса. Первым делом в программе было посещение домика Богородицы, где она жила, когда приехала сюда с апостолом Иоанном.
На подъезде к этому месту в небе появилась радуга. Над цветущим лугом пролетел аист — наш гид сказала, что в Турции считается очень хорошей приметой увидеть аиста не сидящим в гнезде или стоящим на одной ноге, а именно летящим.
А когда мы подошли к могиле апостола Иоанна, из-за колонн прямо нам навстречу откуда ни возьмись выползла довольно солидного размера черепаха. Больше всех удивилась наш гид: летом, когда здесь носятся толпы туристов, она ни разу не видела черепах. А раз черепаха во всех религиях — символ небесной поддержки и защиты, мы восприняли это как еще один добрый знак и отправились в знаменитый город Эфес, который был вторым по значению в Римской империи.
В огромном амфитеатре, который считается крупнейшим в античном мире и вмещает 25 тысяч(!) зрителей, кроме нас, практически никого не было, пока не появилась небольшая группа туристов. Одна женщина отделилась от всех, вышла на сцену и запела. Сначала несколько итальянских арий. Потом — православную молитву. И тут вся дружная компания вступила стройным хором. Группа оказалась церковным хором из Болгарии, путешествующим по святым местам. Пасхальные песнопения в античном театре звучали действительно божественно — древние знали толк в акустике.
Соло для кларнета
А в последний день Турция преподнесла нам еще один подарок.
По пути в отель мы немного заблудились и попали под внезапный ливень. Спасаясь от дождя, ринулись под ближайший навес над маленьким кафе и буквально врезались в симпатичного турка, у которого стали уточнять дорогу к нашей гостинице.
И тут наш гид почему-то запнулась и смутилась, а потом что-то спросила у него по-турецки. Мужчина заулыбался и кивнул. Оказалось, что это очень известный музыкант, чуть ли не национальная гордость Турции. Он со своей группой приехал из Стамбула. Узнав, что мы журналисты, он пригласил нас на концерт в один из лучших ночных клубов Бодрума.
Хусну Шенлендиричи (Husnu Senlendirici) родом из античного города Бергама — в своей музыке он использует традиции и мелодии Эгейского побережья и Анатолии — фолк в сочетании с джазом. В Турции его считают гениальным кларнетистом — он начал играть, когда ему было пять лет. Окончил консерваторию в 12 лет. Его отец и оба деда тоже были кларнетистами. Музыковеды включают его в список лучших неклассических кларнетистов мира. А зрители не стесняются плакать на его концертах.
Концерт начался в полночь — музыка была невозможно красивой, горел камин, под террасой шумели волны. Хусну был похож на Фредди Меркьюри с кларнетом. Музыка напоминала дудук Дживана Гаспаряна. И несмотря на то, что мы не плакали, нам было очень грустно — потому что надо было уезжать, а мы еще столько не успели посмотреть на этой прекрасной земле.
Придется вернуться.
Греческие каникулы
С курортов Эгейского побережья можно совершить морские круизы на греческие острова.
Чешме — Хиос (45 минут).
Кушадасы — Самос (час 45 минут).
C Самоса можно паромом отправиться на Санторини и Миконос.
Бодрум — Кос (25 минут).
Мармарис — Родос (один час).
Сама себе режиссер Следующая публикация:
6 мая мамочки во всей Латвии выйдут на Большую прогулку