Пережить зиму

• 25.04.2012 • ОбществоКомментариев (0)757

«На улице потеплело. Во многих домах уже начинают отключать отопление», — сообщают в новостях. «А нам еще и не включали», — улыбается Светлана. Очень грустно улыбается.

Я слушала ее историю, и волосы вставали дыбом.

Так не бывает. В наше время. В цивилизованной стране. Так не должно быть.

Светлана с двумя детьми переехала в 2-комнатную квартиру в 5-этажном кирпичном доме на улице Висвалжа, 3а, осенью. Долго порадоваться она не успела. Первые холода начались в ноябре.

Отопление в доме не включали. Формально из-за того, что жильцы пяти квартир не оплатили счета. Люди стали замерзать, квартиры отсыревали. Сначала жильцы реагировали нервным смехом. Когда трубы начали покрываться инеем, стало не до смеха.

Жильцы включали калориферы. От перенапряжения перегорала проводка, и дом частенько оставался без электричества. «Однажды сидели без света с семи вечера до семи утра», — вспоминает Светлана. А ведь это не только лампочки, но и холодильник, телевизор, компьютер.

Приходилось эвакуировать детей к бабушке. С учебниками, одежками, игрушками.

Бабушка живет далековато от школы, и это создавало много сложностей. Но все-таки хорошо тем, у кого есть бабушка. А в доме 63 квартиры.

Декабрь и январь, относительно теплые, кое-как перекантовались.

Сыпьте соль в раковины

Настоящая беда началась в феврале. Морозы.

Промерзшие трубы лопались. Периодически в подъезде прорывало канализацию. «Когда прорвало канализацию между этажами, у соседей содержимое унитазов потекло по стенам…» — вспоминает Светлана.

Сантехники, приезжающие по вызовам, разводили руками и советовали спасаться народными средствами: сыпать соль в раковины и унитаз, чтобы не было обледенения. И ставить в ванных комнатах зажженные свечи: говорят, при горящей свече температура не опускается ниже нуля.

Куда только не обращались несчастные жильцы. В санэпидстанцию, к инженерам коммунального хозяйства, в разные ответственные органы. В Рижскую думу, наконец, где заявление приняли еще в январе и пообещали разобраться. И даже в Комитет по правам человека, где ответить обещали в течение трех месяцев.

Комиссия из Rоgas Siltums в составе семи человек приходила по заявлению жильцов обследовать дом, но констатировала, что во время морозов подключить дом к отоплению невозможно.

Все, кто мог, бежали из промерзшего дома. Кто не мог — просто замерзал.

В феврале на 3-м этаже, где живет Светлана, обитали только она и 80-летняя глухая старушка из соседней квартиры, круглосуточно не снимавшая зимнего пальто, шапки и валенок. Остальные эвакуировались по родственникам. Светлана покинуть квартиру не могла. Она понимала, что если не будет включать калориферы и хоть как-то поддерживать тепло, то последствия зимы станут катастрофическими, квартиру восстановить просто не удастся.

Три недели в феврале в ледяном доме не было не только тепла, но и воды, и частенько электричества: электропроводку в подъезде по-прежнему пробивало. Инженеры спасательных служб узнавали жильцов по голосу, но помочь ничем не могли.

С кирпичом в постели

По утрам она вставала и шла на кухню. Там было минус пять. Светлана грела воду, которую приносила с собой в пластиковых бутылках, варила себе кофе. А надо было еще умыться, причесаться, одеться и найти в себе силы прийти на работу с улыбкой (а работает она в престижной компании).

«Когда было электричество, я постоянно включала калориферы и прогревала квартиру. За электричество приходилось платить сумасшедшие суммы. Только в феврале — 140 латов. А соседка со второго этажа поступала иначе — грела в духовке кирпич и клала его в кровать с собой. Чтобы проснуться с утра».

Когда потеплело и трубы начали оттаивать, пришла другая проблема. В туалетах стало всплывать то, что замерзло за зиму.

«Мне приходится дежурить по ночам у труб. А выхода нет… — рассказывает Светлана. — Как-то прибежала соседка в полпятого утра: у нее по стенам потекли водопады с квартиры этажом выше. Потому что жильцам посоветовали чуть-чуть приоткрывать кран, чтобы в трубы капала вода. А она хлынула в отсутствие жильцов. Куда звонить? Что делать? В конце концов нашли человека, который перекрыл вентили. Когда мы потом вышли на улицу — ахнули… Весь двор стал огромным катком.

Ничего существенно не изменилось и по сей день. Только лед растаял».

Ледяные сердца

Один плюс во всей этой дикой истории все же есть. Весь дом, рассказывает Светлана, сплотился и сдружился. И совершенно неважно людям было, на каком языке кто из них говорит.

Почему и как все это началось, «Суббота» уже писала в январе 2012 года.

Дом на улице Висвалжа, 3а, государственный, практически все квартиры приватизированы. Два соседних корпуса хозяйские, принадлежат Елене Кичиковой, так же как, впрочем, и обслуживающая коммунальное хозяйство всех трех корпусов — фирма Namоpaрums 2000.

«Государственное приватизационное агентство заключило в свое время договор на обслуживание нашего дома с SIA Namоpaрums 2000, жильцов не спрашивая. Обслуживание дома все годы было минимальным. Пока не дошло до критической точки», — объясняет старшая по дому Елена Загайнова.

Жильцы все сделали по закону. На общем собрании было решено расторгнуть договор с фирмой Namоpaрums 2000. С 1 февраля дом на обслуживание должны были перенять специалисты Namu Pвrvaldnieks. Но в настоящий момент они в одностороннем порядке отказались от договоров обслуживания. Как и почему, предстоит выяснять юристам (запрос на эту тему уже подан и со стороны Рижской думы, и со стороны самих жильцов). Жильцы дома, честно платящие квартплату и налоги государству, страдать не должны.

Формальным основанием для отключения тепла послужили неоплаченные долги жильцов восьми квартир. В то время как 55 квартир честно платят установленную сумму. Но не получают нужного обслуживания. Ситуация не уникальная. С этим надо разбираться. Так же как и с тем, на что же идут деньги, выплаченные жильцами.

«Мы, простые люди, честно платящие налоги в нашей стране, просим помощи. Скажите, что нам делать, как выйти из тупика!» — с такими словами жильцы дома обращались, кажется, уже везде.

Помощи от госструктур люди так и не дождались.

В Америке жертвы такой истории подали бы в суд и очень быстро стали бы миллионерами. Особенно если приложили бы иск о заболеваниях, полученных в результате беспредела. У нас они слышат только одно: «Ваш вопрос рассматривается».

Репортаж из аварийного дома показывали по «Криминал+». Эффекта опять-таки никакого. Насколько же нашим чиновникам наплевать на прессу, телевидение, на общественное мнение? На людей? Предыдущая статья в «Субботе» называлась «Ледяной дом». Вношу поправку. Это не дом ледяной, а ледяные сердца.

У нас блокадное время, господа чиновники?

Давайте проведем эксперимент. Вас на зиму в этот дом, а Светлану, ее детей и соседей — в ваши квартиры с подогреваемыми полами. Думаю, это будет справедливо.

«Спрашиваешь, как я пережила зиму? — опять грустно смеется Светлана. — Сама не знаю. Иногда доходило до отчаяния. Но я всегда верю, что будет лучше. И дети мои тоже верят».

А пока что до сих пор на улице теплее, чем в квартире Светланы. На работу она приходит греться.

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *