Несколько лет назад в рижском Свято- Троицком соборе, что находится на территории женского монастыря, начала самым чудесным образом сама по себе обновляться старинная и давно уже почерневшая икона Серафима Саровского.
Чудеса, связанные с именем этого святого, происходят повсеместно и постоянно. Он является людям во сне, исцеляет больных по молитвам у своих икон, самым необъяснимым образом приводит к вере даже самых отчаянных атеистов.
На святых источниках, которые находятся на территории его любимого Дивеевского женского монастыря, тысячи паломников ежегодно получают исцеления от самых страшных заболеваний.
Парадокс, но поначалу о Серафиме Саровском говорили как о нарицательном примере оторванности церковного опыта от светской культуры: он был современником Пушкина, и они ничего друг о друге не знали.
Но уже к концу XIX века его, еще не прославленного в лике святых, начали почитать русские писатели, дворяне и самые простые люди.
Избранник Богородицы
Что он такого удивительного сделал? Монашествовал. Исцелял. Часто болел. Встречал приходящих к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!» Называл всех от мала до велика деточками.
Кормил с рук медведя. Тысячу дней и ночей непрерывно молился на камне.
Был простым. Но какой-то важный генерал однажды вернулся от него рыдающим как дитя, и награды его все попадали.
Несколько раз в жизни ему являлась Богородица.
Последние 40 лет жизни старец ни разу не покидал монастырских владений. Немалое время провел он в молчании и затворничестве.
Батюшка Серафим, как его ласково называет народ, не был писателем, церковным иерархом или богословом, но его сердце хранило очень чистую веру и чистую любовь к каждому человеку. И люди продолжают ощущать эту любовь через века.
Родился преподобный Серафим 1 августа 1759 года, в купеческой семье Мошниных из города Курска. До пострига в монашество носил имя Прохор.
С самого детства его жизнь была отмечена удивительными знамениями. В раннем детстве он упал с высоченной колокольни храма, но остался абсолютно невредим.
Затем, будучи подростком, Прохор тяжело заболел, но однажды увидел во сне Божью Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Богородицы «Знамение» — мать вынесла мальчика из дома на руках, он приложился к святому образу, после чего стал быстро поправляться.
В семнадцать лет Прохор оставил мирскую жизнь. Мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Через два года послушания в Саровской Успенской пустыни принял монашество с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу был рукоположен в священники.
После чего молодой батюшка взял на себя подвиг пустынножителя, срубив себе келью на реке Саровке.
Однажды, когда батюшка работал на огороде, к нему подошли разбойники и стали требовать денег. У отца Серафима был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать и, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно».
Разбойники стали бить подвижника, обухом проломили ему голову, сломали несколько ребер… Исцеление преподобный вновь получил от Богородицы, которая явилась ему во сне с апостолами Петром и Иоанном.
По выздоровлении батюшка потребовал у суда полного прощения преступников и взял на себя подвиг безмолвия на три года.
«Кончина моя откроется пожаром»
В последний год жизни преподобный Серафим стал часто говорить о своей близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, который он сам для себя сделал и поставил в сенях кельи.
14 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии, причастился, благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
15 января келейник преподобного отец Павел в шестом часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного.
К слову, в келье святого всегда горели свечи, и он часто говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».
Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный, уже бездыханный, стоял на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь.
Пророческое письмо Николаю Второму
К лику святых Серафима Саровского причислили 1 августа 1903 года, через 70 лет после его кончины. Чин канонизации был совершен в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Событие это Серафим Саровский предвидел еще при своей жизни…
А Николай Второй впервые услышал о Серафиме Саровском от некоего батюшки Серафима Чичагова, имевшего дочку-монахиню в Дивееве. Он рассказал императору о дивном старце, на могилке которого совершаются чудеса, и добавил: «В доме вашего величества находятся три изображения этого батюшки, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что августейшая бабушка вашего величества высоко чтила Серафима Саровского».
И священник указал на эти три портрета, которые государь раньше, конечно, видел, но не знал, что за монах на них изображен.
Рассказ настолько поразил императора, что он пожелал немедленного открытия мощей старца, а государыня с придворными дамами начали лично изготавливать дорогие облачения для святого.
В торжествах канонизации, состоявшихся в Сарове, участвовала почти вся царская семья.
В эти же дни государю передали письмо, написанное преподобным Серафимом и адресованное «Четвертому Государю, который приедет в Саров» (первым был Николай I, вторым — Александр II, третьим — Александр III, четвертым — Николай II).
Согласно преданию, батюшка Серафим передал его своему келейнику Николаю Мотовилову со словами:
— Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся царская фамилия, и царь придет к ней. Пусть она ему передаст.
Говорят, после прочтения письма государь горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться. Содержание письма осталось никому не известно.
Можно только предполагать, что святой предупреждал царя о грядущих грозных событиях и укреплял в вере, что все это совершится не случайно, а по воле Божьей.
Николай Второй с этого момента не раз говорил: «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию».
«…И сам между ними пятым лягу»
В 20-е годы XX века Дивеевскую обитель закрыли, а нетленные мощи Серафима Саровского вывезли в город Ардатов, откуда они вскоре исчезли.
Поразительно, но именно 15 января, только уже 1991 года, их самым случайным образом обнаружили вместе с мощами четырех других святых в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Так сбылось еще одно пророчество преподобного, который говорил: «…Я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу».
Летом 1991 года вновь обретенные мощи Серафима Саровского были доставлены крестным ходом на нижегородскую землю, в Серафимо-Дивеевский монастырь. А в 2006 году в Саровской пустыни была возобновлена монашеская жизнь.
Пророчества
О России
До рождения Антихриста произойдут великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее.
Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе.
Про Константинополь, Иерусалим и Париж
Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское — Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут».
Франции за ее любовь к Богородице воздастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен.
Чудеса Святого Старца
История епископа Дмитровского
У одного священника был сын Николай, который после поступления в университет перестал молиться и посещать церковные службы. Наступил канун Рождества Христова.
— Коля, сходил бы ты ко всенощной — ведь завтра великий праздник, — сказала ему мать. — Как мы были бы рады с папой, если бы ты пошел в церковь.
Сын раздраженно ответил:
— Я уже много раз вам говорил, что мне нечего там делать… Богу молиться можно и дома.
В тот же вечер с сыном случилось несчастье — на руке под мышкой у него выросла огромная опухоль.
Приглашенный утром доктор констатировал тяжелое заболевание, которое называется «сучье вымя».
Коля прекрасно понимал, за что получил такое наказание. Он попросил у матери новый образ преподобного Серафима, который только что был прославлен в лике святых.
А посреди ночи матушка услышала жуткий крик сына и, вбежав в комнату, увидела его сидящим на кровати рядом с лужей гноя.
— Ко мне сейчас приходил преподобный Серафим и сказал, что если я не покаюсь и не изменю жизнь, то погибну, — сказал Коля. — Затем преподобный коснулся моей больной руки, и опухоль тотчас же прорвалась.
Пережитое переменило душу и жизнь юноши. Он оставил университет и поступил в духовную семинарию, а затем академию. Окончив ее, принял монашество с именем Серафим и впоследствии стал епископом Дмитровским — одним из богородичных старцев, как его называли за особое почитание Божьей Матери.
Рассказ офицера
Я родился и вырос в Арзамасе, недалеко от бывшего Саровского монастыря. В 20-е годы этот монастырь вместе с обширным и очень ценным лесом был превращен советской властью в исправительно-трудовой лагерь.
Повсюду стояли наблюдательные вышки. Гражданам не разрешалось ходить вблизи лагеря или проявлять к нему интерес.
И когда прибывали новые эшелоны с заключенными на вокзал, мы только пожимали плечами — для нас они были враги народа. Однажды мы, несколько пионеров, случайно забрели на большое кладбище заключенных, располагавшееся неподалеку от лагеря. Помню, как я был поражен размерами кладбища. На нас напали какие-то страх и ужас, и мы быстро убежали оттуда…
Летом 1943 года мне удалось заехать с фронта домой. Мать попросила меня сходить с ней в храм. Религия уже не была под запретом. В храме шла торжественная служба, мать даже обратила мое внимание на то, что молятся о даровании победы над врагом и что в храме можно увидеть много солдат.
Первым делом в центре храма я увидел много свечей, горевших перед большой иконой Серафима Саровского, украшенной цветами.
Ночью я уезжал на фронт. Перед отъездом мать, конечно, всплакнула и вдруг сказала мне: «Я верю, что ты останешься жив. Я буду молиться Серафиму Саровскому, и он сохранит тебя».
Летом 1944 года, во время решительных боев на польской границе, я был серьезно ранен и лежал без сознания несколько дней. Как я потом уже узнал, врачи не надеялись меня спасти.
И вот, хотите верьте — хотите нет, именно в то время, когда мой организм боролся со смертью, мне приснилось, что я снова пионер и мы с ребятами гуляем в лесу возле Саровского монастыря. Я почему-то отстал от всех и увидел, как из леса вышел старичок.
Он быстро подошел ко мне, глянул мне прямо в глаза, положил руку мне на голову и сказал: «Ты будешь жить! Твоя мать вымолила тебя!»
Я не успел прийти в себя, как он уж исчез. Проснулся — лежу на койке в больничной палате. И слышу слова доктора: «Кризис миновал!»
Я упорно стал вспоминать, где же я видел этого старичка, который мне приснился, и вдруг вспомнил: в арзамасской церкви, на иконе.
Тулупчик
Однажды, когда я посетил Саровскую обитель, на ночь мне дали укрыться тулупчиком, который при жизни преподобный Серафим носил на себе.
Я всю ночь не мог заснуть, так как было слышно райское пение. Утром я сказал монаху, что не спал и слышал необыкновенное райское пение.
Монах сказал:
— Этот тулупчик всегда, кому бы мы ни давали его, чтобы укрыться, вызывает то же явление, которое пережили вы.
Виктор П., Мос- ква, 2004 год.
Почитаемые иконы Серафима Саровского в Риге
В Свято-Троицком соборе при Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре
(Ул. Кр. Барона, 126.)
Старинный образ был перевезен в этот храм после закрытия в советские годы Христорождественского кафедрального собора.
Икона темная, вся в трещинках от периодического мироточения. Несколько лет назад в правом нижнем углу образа стало отчетливо проявляться (буквально по миллиметру в месяц) изначальное красочное изображение.
В Благовещенском храме (в народе также именуется Никольским)
(Ул. Гоголя, 9)
В Александро-Невском храме.
(Ул. Бривибас, 56.)
Всехсвятской церкви
(Ул. Католю, 10)
Помимо большой старинной иконы Серафима Саровского на левой стене в центральной части храма также находится его новая уникальная резная икона, выполненная мастером из Екатеринбурга для слепых и слабовидящих людей в рамках проекта «Вера на кончиках пальцев».
В храме Нерукотворенного Образа Спаса.
(Виенибас гатве, 76)
В Свято-Владимирском храме в Дубулты
(Юрмала, Дубулты, ул. Стрелниеку, 26.)
Наш маскарад — 2011 Следующая публикация:
Идет голосование за «Человека года в туризме»