За всеми послевыборными хлопотами как-то почти незамеченным прошел визит президента Берзиньша в США. Точнее, в ООН, на 66-ю сессию Генеральной Ассамблеи.
Изначально про визит президента в Америку было известно, многие ждали, что он привезет оттуда указания «вашингтонского обкома» насчет формирования правящей коалиции. Но что президент там делал конкретно, по дням, было известно не всем.
А между тем Андрис Берзиньш в Америке не только встречался с кураторами и зарубежными соотечественниками, но еще и выступил с трибуны Генассамблеи ООН. На английском языке. Причем ранее он намекал, что этот язык знает не очень хорошо.
Среди латвийских политиков почему-то вообще присутствует большое желание говорить на английском языке. Независимо от уровня владения. Таких примеров немало.
Например, президент Гунтис Улманис, выступая в США перед членами Ассоциации американских юристов, обозвал их лжецами, перепутав английские слова «lawyers» и «liars» — «юристы» и»лжецы».
Министр иностранных дел Гирт Валдис Кристовскис заявил госсекретарю США Хиллари Клинтон: «Мы НЕ будем создавать стабильную нацию с высоким уровнем жизни…»
А про министра финансов Артиса Слактериса с его знаменитым «nothing special» и говорить не приходится.
Однако, как отзываются специалисты, Андрис Берзиньш с трибуны ООН говорил вполне терпимо. Правда, медленно, монотонно, читая по бумажке. Сначала понять его было трудно, но потом, привыкнув в его акценту, речь президента вполне можно было разобрать. Особенно латышам.
«Он говорил на таком же английском, что мой отец и моя мать, которой 98 лет. Все американские латыши старшего возраста говорят так», — заметил американский журналист Юрис Кажа.
Политолог Андрис Спрудс призвал не критиковать английский язык президента, потому что Берзиньш вступил в должность совсем недавно. Это к тому, что в социальной сети Twitter многие пользователи выразили удивление по поводу сильного президентского акцента.
Но директор Института Латвии Карина Петерсоне заявила газете «Диена», что если уровень владения языком не самый высший, то лучше все же воспользоваться услугами переводчика.
Тем более что президент Берзиньш с трибуны ООН говорил о важных вещах: об экономическом кризисе, о ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Ливии и Афганистане и о том, что в этом году исполняется 20 лет с момента вступления Латвии в ООН.
«Латвия некогда была оккупированной СССР европейской страной, совершенно незаметной на политической карте, а сейчас она превратилась в государство со стабильными демократическими институтами, вступившее в ООН, Евросоюз и НАТО», — сказал президент.
Обидно, если это поняли только американские латыши. Они-то все и так знают.
Поэтому, как сообщили в президентской канцелярии, президент Андрис Берзиньш начал изучать английский язык. Причем на свои средства.
Оказалось, он его раньше знал и даже вел на нем переговоры во времена управления Unibanka. Но потом подзабыл.
Напомним, что Вайра Вике-Фрейберга, став президентом, принялась за изучение русского языка. Но не осилила. Президент Берзиньш решил подтянуть английский.
А вот президент Затлерс, как сообщалось, учился танцам и хорошим манерам. Причем не за свой счет.
Наверное, поэтому его на второй строк и не выбрали.
Артис Пабрикс не видит российской угрозы
Недавно отставной генерал шведской армии Карлис Неретниекс, член Шведской королевской академии военных наук, бывший лектор Шведского национального военного колледжа, из латышей, опубликовал в журнале Центра исследований Атлантического совета статью, в которой утверждал, что странам Балтии не стоит особо надеяться на военную помощь шведов в случае агрессии России.
Потому что шведской армии потребуется несколько недель, чтобы подготовиться помочь Латвии в случае нападения России. В свою очередь, русским достаточно недели, чтобы оккупировать страны Балтии, указал генерал.
Неретниекс отметил, что существует довольно серьезное несоответствие между декларированной Швецией доктриной о готовности помочь странам Балтии и возможностью сделать это.
Первыми на это откликнулись эстонцы. Командующий вооруженными силами Эстонии Антс Лаанеотс опять заявил, что опасается угрозы со стороны России. А вот министр обороны Эстонии Март Лаар сказал, что Россия сейчас не та страна, которая может на кого-нибудь напасть.
Хотя российские вооруженные силы всегда могут служить источником тревоги для Эстонии, заметил Лаар, необходимо смотреть на факты. «По итогам российско-грузинской войны российскую армию нельзя оценивать как слишком сильную», — утверждал министр.
Его поддержал и латвийский коллега. В настоящее время военная угроза для Балтийского региона очень низка, заявил министр обороны Латвии Артис Пабрикс.
Но тем не менее Латвия не должна оставлять без внимания свою военную подготовку.
Ранее Пабрикс говорил, что хочет большего присутствия НАТО в Балтийском регионе. Он выразил надежду на то, что НАТО будет активнее использовать территорию Латвии. «Я надеюсь, что соучастие НАТО будет больше, если говорить о военных маневрах и учениях, а также об использовании логистики», — сказал министр.
Надо сказать, что в последнее время в латвийской прессе активно обсуждается вопрос о российской угрозе и усилении ее военной мощи. Но все надеются на НАТО, а особенно на пятую статью Северо-Атлантического договора. Согласно которой нападение на одну страну НАТО — это нападение на всех.
В центре внимания — сосиски
Совсем недавно Латвийский государственный аграрно-экономический институт провел опрос «Что едим?». С целью установления самого латышского продукта. Чаще всего упоминались серый горох со шпеком, скландраусис, черный хлеб, березовый сок, творожные сырки. А также торт Cielavinj a, язык в желе, цукаты из клюквы и другие вкусные товары. Первое место в опросе заняли рижские шпроты.
Однако в этом списке не оказалось продукта, о котором уже вторую неделю пишет латышская пресса. Это сосиски.
Дело в том, что сейчас в обществе идет дискуссия: исключать ли сосиски из меню школьных столовых? Как это было сделано с картошкой фри, пельменями, фрикадельками, рыбными палочками, сметанными изделиями, бульонами и супами из концентрата.
Сначала вроде бы решили и сосиски в школу не пускать. Но затем министерство здравоохранения решило все же не исключать этот продукт из меню школ, детских садов, больниц и социальных учреждений. Очевидно, воспротивилось мощное сосисочное лобби.
В Минздраве сообщили, что в отношении сосисок достигнут компромисс: они будут предлагаться не чаще раза в две недели и только в том случае, если содержат не менее 70 процентов мяса и не содержат усилителей вкуса.
Однако в понедельник газета «Диена» сообщила о сенсационном открытии: сосиски и сардельки с 70-процентным содержанием мяса в Латвии не обнаружены!
Председатель правления предприятия Rigas Miesnieks Юхан Матс на вопрос газеты, соответствует ли его мясная продукция нормам, отвечал уклончиво: «Говоря о том, что в сосисках должно быть мясо и в каком количестве, следует тогда определить, что такое настоящее мясо и что является качественным мясом… Я как потребитель скорее выбрал бы сосиски с 50 процентами качественного мяса, чем сосиски с 70 процентами некачественного мяса».
А что же тогда будут предлагать в школьных столовых?
Возможно, общественности еще удастся обнаружить соответствующие норме сосиски и спасти латвийских школьников.
Будьте с нами! Следующая публикация:
Дадим Максиму шанс выжить!