Латвийские железные леди

• 10.08.2011 • Тема неделиКомментариев (0)765

 Только в 90-е годы прошлого века у нас появились свои железные леди — суровые, целеустремленные. И все почему-то одержимые, мягко говоря, нелюбовью к русским и России.

Как ни странно, но выражение «железная леди» появилось благодаря не совсем точному переводу с русского языка на английский.

24 января 1979 года в газете «Красная звезда» была напечатана статья, в которой кандидат в британские премьеры Маргарет Тэтчер называлась железной дамой. На следующий день это выражение перевели в газете The Sunday Times как «iron lady», а потом обратно с английского — уже как «железная леди».

Это прозвище прочно закрепилось за Маргарет Тэтчер. Но впоследствии так называли и других женщин, занимавших высокие посты, причем не только на государственной службе, но и в бизнесе. С непреклонным характером, жестким стилем руководства, бескомпромиссных и неуступчивых.

В латвийской политике такие появились лишь после восстановления независимости. В довоенной Латвии женщин — депутатов Сейма можно было пересчитать по пальцам одной руки, а женщин-министров и вовсе не было.

В советское время среди женщин были и депутаты, и министры, но в политике по-прежнему доминировал мужской стиль. Вообще, в СССР женщины на высших постах были редкостью.

И только в 90-е годы прошлого века у нас появились свои железные леди — суровые, целеустремленные. И все почему-то одержимые, мягко говоря, нелюбовью к русским и России.

Первая леди

 

Безусловно, номером первым в этом списке стоит Вайра Вике-Фрейберга. Между прочим, единственная железная леди, признанная таковой на международном уровне. Так ее в 2005 году назвала американская газета The International Herald Tribune. Статья о Вайре так и называлась: «Балтийская железная леди бросает вызов Кремлю».

«68-летняя Вике-Фрейберга с ее копной тщательно уложенных золотисто-каштановых волос и инстинктивным проамериканизмом странно походит на бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер», — писала газета.

Но еще раньше французский журналист Мишель Фор в газете L`Express назвал Вайру Вике-Фрейбергу солдатом холодной волны — в каске рыжих волос и со стальным взглядом.

Плоды непреклонности Вике-Фрейберги хорошо известны. Она установила тесные личные контакты с президентом США, приветствовала войну в Ираке, привела страну в НАТО и Евросоюз. Но кроме того, отстояла реформу образования. Ее совет пикетирующим школьникам одеваться потеплее вполне сравним с английским юмором г-жи Тэтчер.

Но, по свидетельству биографов, г-жа Вике-Фрейберга не любит, когда ее сравнивают с бывшим английским премьером. И саму г-жу Тэтчер не любит. Дело в том, что в свое время Маргарет Тэтчер здорово урезала зарплаты университетских преподавателей. Вайра тогда наслушалась жалоб своих британских коллег.

Инесе на посту

 

Депутат Европарламента Инесе Вайдере — яркая, но типичная представительница наших железных леди.

Работала преподавателем в университете, заместителем редактора газеты Labrоt, была министром среды, избиралась депутатом в Рижскую думу и Сейм от партии «ТуБ»/ДННЛ.

Но нашла себя в Европейском парламенте, где трудится уже второй срок. Теперь от партии «Гражданский союз».

Надо думать, что на профессора Вайдере повлияла работа советником по экономическим вопросам президента Вике-Фрейберги. Неизвестно, что там она насоветовала, но зато переняла стиль железной леди.

В Брюсселе г-жа Вайдере непреклонно борется с происками России и за осуждение коммунистической идеологии наравне с фашистской.

Благодаря ей Европарламент в 2008 году объявил 23 августа Европейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма.

Будучи депутатом Рижской думы, она протестовала против памятника Барклаю-де-Толли.

Будучи депутатом Сейма, она призвала государственное телевидение во время опроса прохожих в новостных программах не давать слова тем, кто не говорит по-латышски.

Она нашла спонсоров для печально известного фильма The Soviet Story и организовала его показ в Европарламенте в апреле 2008 года.

В прошлом году г-жа Вайдере обнаружила, что для Эстонии и Латвии некоторые исследования Еврокомиссии были переведены не только на латышский и эстонский, но и на русский язык. И устроила такой скандал, что вице-президент Еврокомиссии Вивьен Рединг потом долго извинялась.

Затем она взялась за кабельное телевидение, обнаружив в пакете множество каналов на русском языке. Потом требовала от президента Затлерса завернуть закон о выдаче инвесторам вида на жительство.

И уже совсем недавно, в июне, наехала на нового президента. «Первые интервью Берзиньша не свидетельствуют о хороших представительских способностях», — заявила Инесе Вайдере.

И не исключила, что и сама бы могла претендовать на президентский пост.

Так что у железной леди Инесе Вайдере все еще впереди. Мы еще ее узнаем. И что-то подсказывает, что мало не покажется.

Кусачая Сандра

 

Депутат Европарламента Сандра Калниете — весьма известный в Европе латвийский политик. Особенно во Франции, потому что была там латвийским послом.

Французы не только перевели на свой язык книгу Сандры Калниете «В бальных туфельках по снегам Сибири» и объявили ее книгой месяца, но и сняли об авторе документальный фильм.

Железная леди Сандра вынесла все ужасы сибирской ссылки, в которой родилась. И сейчас в Европарламенте плечом к плечу с Инесе Вайдере борется за осуждение коммунизма в мировом масштабе.

В январе этого года группа евродепутатов во главе с Сандрой Калниете направили в мэрию французского города Монпелье письмо с призывом снести памятник Ленину. И воздержаться от установки памятника Мао Цзэдуну.

Мэр города социалист Жорж Фреше планировал установить в Монпелье памятники выдающимся людям из разных стран мира. Но умер в прошлом году. Г-жа Калниете строго указала его преемнику, что именно Ленин был вдохновителем красного террора. «Если уж памятник Ленину установлен, то надо снабдить его информационной табличкой, сообщающей о погибших из-за него людях», — писала Сандра Калниете.

Кроме того, Сандра Калниете обращалась к Валдису Затлерсу с призывом написать письмо президенту Франции Николя Саркози, чтобы тот не допустил продажи России военного корабля «Мистраль».

Но самым известным стало ее обращение к Бараку Обаме осенью 2009 года. Вместе с Вике-Фрейбергой и прочими бывшими лидерами восточноевропейских стран. Подписанты призывали Вашингтон не забывать своих союзников в Восточной Европе.

Как известно, в 2008 году депутаты Сейма Карлис Шадурскис, Сандра Калниете и Ина Друвиете заявили, что впредь будут общаться с латвийскими журналистами только на латышском языке.

Но кроме неприязни к России и к русским Сандра Калниете знаменита и своей защитой легионеров СС. Она не устает повторять, что латышские легионеры не были нацистами, а сражались за независимость Латвии. 15 марта 2009 года Сандра Калниете в своем блоге на сайте газеты «Диена» рассказала про своего дедушку-легионера и сообщила, что, будучи послом, она «покусала» ряд западных дипломатов и политиков, которые говорили о сотрудничестве латышских легионеров с нацистами. Интересно, изменили ли покусанные свое мнение?

На посту министра иностранных дел г-жа Калниете запомнилась яростной поддержкой войны в Ираке и радостью от поимки Саддама Хусейна.

А еще она считает, что цензура в отношении российских телеканалов была бы полезна. Ей не нравятся ни «Новая волна» — потому что она проходит в Юрмале, куда Калниете вернулась из сибирской ссылки, — ни «Голосящий Кивин», потому что там шутят про Сибирь.

Хелена- строительница

 

Бывший министр культуры Хелена Демакова когда-то была самым популярным министром в правительстве.

В сентябре 2005 года в рейтинге популярности она уступала только министру обороны Репше, а в марте 2006 года обошла всех. Но уже 13 января 2009 года на знаменитом митинге требовали ее отставки. Которая и случилась на следующий день.

Как у всякой железной леди, у Хелены Демаковой была своя идея-фикс, которую она неуклонно продвигала, не считаясь ни с чем.

Однажды она обнаружила, что практически все культурные учреждения Латвии — театры, музеи, концертные залы, библиотеки — построены оккупантами. И с тех пор билась за строительство собственно латышских очагов культуры.

Триумфом г-жи Демаковой, конечно, следует считать начало строительства нового здания Национальной библиотеки, или «Замка света».

Когда в целесообразности продолжения такого дорогого строительства усомнился президент Затлерс, министр Демакова набросилась на него с прямыми оскорблениями. И отстояла свое детище.

Она же лоббировала проект «Говорящие камни»: несколько валунов на сумму 175 757 латов представляли Латвию во Франции, рассказывая о своей стране и исполняя народные песни. А вот с акустическим концертным залом у Демаковой не вышло — начался кризис.

У Хелены Демаковой были два главных врага — Белоруссия и мультикультурность.

Белоруссии она испугалась в марте 2000 года, когда была там наблюдателем на выборах. По ее словам, за ней все время тайно следили, фиксировали каждый ее шаг и постоянно записывали номер машины. Хотя никаких нарушений она не заметила.

В марте 2004 года министр культуры Хелена Демакова сказала, что не будет встречаться с послом Белоруссии в Латвии, пока этой страной правит президент Александр Лукашенко. Так и не встретилась.

А в феврале 2008-го Демакова заявила, что мультикультурность в латвийском обществе — это отрицание факта оккупации. И резко противоречит идее латышского национального государства.

Между прочим, памятник Хелене Демаковой — это не только «Замок света», но и мемориал жертв советской оккупации. Который непременно возведут возле одноименного музея. Про который, в свою очередь, министр культуры Демакова как-то сказала, что этот музей является не столько культурным объектом, сколько идеологическим оружием в борьбе за признание в мире латвийской версии истории.

Линия Сармите

 

Если бы у латвийских железных леди существовало переходящее красно-бело-красное знамя, то сейчас его в своих железных руках сжимала бы Сармите Элерте. Нынешний министр культуры.

Сармите Элерте проявила качества железной леди в бизнесе, когда с 1992 по 2008 год возглавляла главную латвийскую газету «Диена».

Которая первоначально выходила как орган парламента и правительства, в 1992 году была хитро приватизирована и стала частной. Дело это темное, даже главному врагу этого издания мэру Вентспилса Айвару Лембергсу не удалось добиться правды, хотя он и обращался в прокуратуру с соответствующим заявлением.

Под руководством железной Сармите «Диена» стала орудием политической борьбы. И даже чем-то вроде партии. Чего стоит, например, организация пресловутой революции зонтиков в октябре 2007-го и свержения премьера Калвитиса!

Когда Сармите Элерте уходила из газеты, то говорила, что хотела бы перевести дыхание. Тем более что в том же 2008 году она попала в список латвийских миллионеров газеты Dienas Bizness. Было на что отдохнуть.

Тем не менее она довольно быстро ушла в политику, была избрана в Сейм, а затем стала министром культуры. Хотя ранее уверяла, что делать это не собирается.

Тогда же «Суббота» попросила известного астролога, руководителя Латвийского института Павла Глобы в Риге Наталью Булаху заглянуть в гороскопы наших министров.

Вот что она сказала о Сармите Элерте: «Как многие люди, рожденные под знаком Овна, это человек-борец. Однако в жизни г-жа Элерте часто сталкивается с трудностями правильного выбора. Поскольку склонна слишком быстро принимать решения, к сожалению, не всегда продуманные.

Консервативна. Амбициозна. На посту министра культуры проявит авторитарность и будет гнуть свою линию, не особо оглядываясь на мнение других и ни у кого не спрашивая совета».

Собственно, так оно и оказалось. Главное дело, за которое Сармите Элерте бьется на министерском посту, — это интеграция общества.

Согласно новой программе интеграции всех проживающих в Латвии следует делить на три категории: государственную нацию, нацменьшинства и иммигрантов. При этом к нацменьшинствам могут относиться только граждане Латвии.

А вот неграждане, даже родившиеся в Латвии, — это иммигранты и должны быть благодарны за привилегию — фиолетовый паспорт.

А чтобы именовать себя латышом, нужно по объективным критериям (языку, происхождению, культуре) и субъективному чувству идентифицировать себя как принадлежащего к латышской нации.

Министр культуры не сомневается в успехе. Если только враги не помешают.

— Латыши должны бояться не русских, а вместе с русскими бояться или по крайней мере опасаться путинской России и промосковских сил, — говорила г-жа Элерте. По ее мнению, пока в России будет существовать «постимперская система Путина», Кремль самыми разными способами будет пытаться влиять на происходящее в Латвии.

Сармите Элерте, несомненно, своего добьется. Такова особенность всех железных леди. Они всегда добиваются.

 


Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *