«Ах, как ты выросла!» — восхитилась соседка по даче, когда мы с 6-летней дочкой в начале лета снова переехали за город. «Лучше расти, чем унижаться», — тут же нашлась моя смышленая девочка.
Вряд ли она имела в виду именно то, что сказала, но, по-моему, эта фраза достойна стать девизом даже не отдельного человека, а целой страны. Например, нашей…
В июньском номере моего любимого русского журнала Esquire нашла материалы про два вида экономики: один ведет вперед, другой, соответственно, назад. Почему-то именно последний нынче популярнее…
Итак, знакомьтесь…
Истина рождается в процессе всемирного мозгового штурма. Конечно, ошибок не избежать, но у них всегда есть шанс быть исправленными. И, по мнению автора книги «Викиномика» Дона Тапскотта, на подобных принципах очень скоро будет работать весь мир.
Невидимые сети объединят и трансформируют все структуры — от международных организаций и финансовых учреждений до газет и издательств. Кто не захочет меняться, тот попросту не выживет.
1. Кооперация, чтобы вместе решать любые задачи.
2. Открытость, чтобы содействовать неограниченному распространению информации.
3. Готовность делиться, особенно идеями.
4. Честность (она может контролироваться извне).
5. Взаимозависимость — все зависят ото всех.
Во время кризиса 2008 года банки, заботясь исключительно о своей наживе, нарушили все пять вики-принципов.
Соответственно, самые зарвавшиеся почили в бозе, а другие сильно напугались. Теперь им приходится считаться с тем, что не только деньги решают все.
Критически настроенные люди с помощью интернет-сетей могут образовывать сообщества, разоблачать и даже бойкотировать отдельные потерявшие совесть учреждения.
Принципы викиномики успешно внедряются в любую сферу жизни. Например, в здравоохранение. Каждому ребенку при рождении дается интернет-страница с кодированным доступом, куда будет заноситься вся информация о его здоровье. Он сможет по желанию показать «досье» врачу, родственнику и т. д.
В Интернете создаются международные сообщества больных определенным недугом ( diabetesmine.com , patientslikeme.com и др.), которые помогают друг другу; этими группами пользуются и ученые для проведения исследований…
Порывшись в интернет-форумах, можно выбрать себе лучшего гинеколога для ведения беременности, первую учительницу для первоклассника, консультанта по грудному вскармливанию, отель для медового месяца, самый дешевый бизнес-ленч и самую подходящую для 20-метровой квартиры породу собак.
Распиаренные грубияны и халтурщики все чаще вынуждены считаться с тем, что их оборотная сторона очень быстро станет достоянием возмущенной интернет-общественности и ударит по их карману. И наоборот — добросовестные скромники, которые не трезвонят о своих достоинствах на каждом углу, а просто честно делают свое дело, будут замечены, отмечены и вознаграждены. Интернет — это сила.
* * *
Они не только уживаются с халатностью других, но всегда ждут ее в обмен на свои халтуры и недоделки. Как ни странно, им это выгодно: чтобы совесть не давила.
Вообще-то в идеале предпочитают обмениваться (товарами, услугами, идеями) так, чтобы получать от других нечто наивысшего возможного качества. Пусть даже сами они халтурят на работе, но зарплату-то хотят иметь по полной, и есть вкусно, и отдыхать на мягком диване. Не факт, что все это они могут позволить себе, но при возможности не откажутся. Но иногда бывает и по-другому…
Вот как описывает ход мысли участника какономики философ Глория Ориджи: «Я верю, что ты не выполнишь свои обещания в полной мере, потому как хочу быть свободным от того, чтобы выполнять мои и не чувствовать себя из-за этого неудобно».
Получается некое взаимное попустительство («Я поставлю тебе зачет просто так, потому что мне надо скорее закрыть ведомость»).
Иногда «каки» бывают и на пользу общества. Например, из-за легкого отношения итальянцев к правилам и всяческим установлениям они не очень тщательно соблюдали расовые законы во времена фашистской Италии, и евреям там жилось все же чуть лучше, чем в вишистской Франции, усташской Хорватии и тем более нацистской Германии…
В целом же какономить имеет смысл лишь в качестве временного тайм-аута, чтобы собраться с силами и перейти на более высокий уровень качества, иначе и до полной деградации недалеко.
(Тут вспоминается история из детства одной из моих дочерей. Когда в три годика мы привели ее в садик, выяснилось, что в старшей группе еще месяц не будет свободного места. Ее временно поместили ее в ясли для детей до двух лет. Вскоре дочка начала ползать на четвереньках и лепетать что-то нечленораздельное — приняла правила игры. К счастью, возврат в среду ровесников довольно быстро повернул деградационные процессы вспять. Эволюция победила.)
* * *
Вики
Несколько моих знакомых художниц, в кризис оставшись практически без работы и средств к существованию, вдруг открыли для себя целый мир.
От безысходности они принялись забрасывать свои идеи на международные интернет-конкурсы логотипов и дизайна для различных компаний по всему миру. Приз — заказ на услуги.
Поначалу заказов было негусто. Бедным макслиниецам пришлось освежить английский, освоиться с международными стандартами и особенностями, наработать авторитет. За время адаптации одна из художниц успела даже потерять квартиру — банк отобрал за долги. Зато примерно через год работа повалила со всех концов света — только выбирай. С новым опытом и рекомендациями они могут смело отправляться жить в любую страну мира — без работы не останутся.
Каки
В недавнем интервью «Субботе» президент Ассоциации торговцев продуктами посетовал на нечестных крестьян, которые напрямую с машин продают молоко, мясо и овощи. В отличие от торговых сетей, они не платят налогов.
Ай-яй-яй, конечно, но и сама я в последнее время грешу, закупаясь с приезжающего во двор возка. Преимуществ сразу несколько: проверенные производители, свежие продукты, получается дешевле, да еще и с доставкой на дом.
Получается, что на пару с крестьянами я некачественно выполняю свой гражданский долг. Но ведь и родина не рвет лямку, чтобы я почувствовала отдачу с уплаченных в казну налогов.
Вот буквально на днях социоантрополог Роберт Килис (кстати, составитель генплана развития Латвии до 2030 года) объявил, что лет через пять пенсий не будет. В лучшем случае останется лишь пособие для малоимущих. Получается, что имущим нет резона платить налоги.
И такие «каки» в нашем государстве буквально под каждым забором. Депутаты и министры, стыдливо прикрываясь договорами с международными кредиторами, принимают низкокачественные законы, не сулящие никакого развития. Народ не рвется их выполнять, проклиная слуг, которых сам же и выбрал.
Вот такая какономика. Еще чуть-чуть, и всей Латвией начнем ползать на карачках и нечленораздельно лепетать.
* * *
На днях мы с мужем открыли для себя чудесный британский сериал «Дирк Джентли» про детектива-холиста, который строит свои расследования на «почти непоколебимой убежденности во всеобщей взаимосвязи».
В первой же серии образец такой взаимосвязи Дирк отследил в судьбе друга Макдаффа — потерявшего работу, дом и девушку экс-бизнес-аналитика электроэнергетической компании: «Некий ожиревший американец не может оплатить ипотеку, волна от этого события перебрасывается через океан, и ты оказываешься на конвейере долговременной безработицы».
Забегая вперед, сообщу, что Макдафф все же вернул девушку и жилье, а также нашел работу. Для этого ему пришлось уверовать в себя и в принципы всеобщей связи.
Может, и Латвии пора покончить с унижением и подрасти хотя бы к следующему лету?
У самого Черного моря Следующая публикация:
Золотые пески «Субботы»