Организатор концерта Bilzu Birojs приготовил для дедушки отечественного рок-н-ролла два сюрприза: фотовыставку архивных фотографий «БГ в Латвии» и выставку воскрешенных сюжетов его утраченных живописных полотен. На пресс-конференции БГ ответил на вопросы собравшихся в своем фирменном ключе: с таинственной полуулыбкой, взирая на журналистов сквозь темные стекла модных очков. Где правда, где шутка, где отговорки — решайте сами.
— Чем «БГ в Латвии» отличается от всего остального?
— А чем Полярная звезда отличается в Латвии и в России? Ничем.
— Часть ваших картин утеряны. О какой вы жалели больше всего?
— Не жалею ни об одной. Картины живые существа, как и мы. И они находят свое место в жизни.
— Часто ли вы рисуете? Много ли это занимает времени?
— Я редко остаюсь там, где у меня холсты и краски. Там, где бываю, у меня времени на это обычно нет. Такие вспышки бывают раз в 5-10 лет.
— Чем отличаются сюжеты ваших картин?
— Я не сюжетный, рисую то, что мне близко в данный момент. Все происходит само собой, стараюсь ничего не придумывать.
— По образованию вы математик. Интегралы помните?
— Нет, по счастью, сразу забыл. Математика не была моим выбором. Родители заметили, что я часто побеждаю на математических олимпиадах, и решили отдать меня после 8-го класса в математическую школу.
Это был замечательный шаг, потому что там были значительно более интересные люди. В предыдущей школе кроме меня музыку слушали только два человека — мои друзья.
В матшколе публика была совсем другая. Потом я поступил на математический факультет с единственной целью избавиться от угрозы армии. Карьера математика всерьез мне никогда не светила.
Математика очень красивая наука, но музыка меня захватывала с самого раннего детства — настолько, что анализировать я это не мог и до сих пор не могу.
— К какому философско-религиозному движению вы сейчас принадлежите?
— Не принадлежу абсолютно ничему. Я весь принадлежу Господу Богу.
— Вы взялись за перевод «Бхагавадгиты». Как продвигается работа?
— Половина уже переведена. Это долгий процесс, сейчас я взялся за вторую.
— В чем отличие вашей версии «Бхагавадгиты» от уже имеющихся на русском языке?
— Я видел около пяти русских версий, и все они на специфическом языке. Большинство переводов либо научные, либо сделаны людьми, родившимися не в России. Понять, о чем эта книга, невозможно.
Поскольку мне повезло найти удачный перевод на английский, предельно простой и ясный, я захотел сделать то же самое. Сделать подарок людям, чтобы не обязательно было пробираться через словесный ком.
Я одновременно работаю с пятью-шестью переводами, тремя английскими и четырьмя русскими, чтобы передать смысл.
— Что люди должны понять из этого текста?
— То, что в нем сказано. Кришна очень кратко и просто все изложил. Эта книга об отношениях между человеком и Богом.
— Какие отношения вам кажутся правильными?
— Любые.
— Можно ли ждать от Бога взаимности?
— А мы от него ничего другого не видим. Если посмотрите внимательно вокруг, ничего не увидите, кроме любви!
— Как вы отнеслись бы к присвоению вам звания народного артиста России?
— Если бы меня спросили об этом, я отказался бы. Любой титул, который человек принимает, его очень ограничивает.
Принимая звание народного или заслуженного артиста России, я автоматически примыкаю к определенному клану людей, которые уже носят это звание. А видит бог, я не хочу к нему примыкать.
Они настоящие музыканты, артисты, певцы и композиторы. А я нет. Я делаю то, что мне самому по себе нравится.
— Есть ли то, чем вы не любите заниматься, но приходится?
— Нет. Зачем бы я стал это делать?
— Какой вы дедушка?
— Несуществующий, отсутствующий. Потому что я своих внука и внучку видел два-три раза в жизни. Мы живем в разных городах.
— Ваши дети разделяют ваши идеи и мировоззрение?
— Понятия не имею, нужно спрашивать у них.
— Вы могли бы огласить рецепт счастья?
— Я не стал бы это делать. Есть вещи, которые значительно лучше были сформулированы за много тысяч лет до меня и описаны в восточных культурах, которые, без сомнения, древнее наших.
Там давно было замечено, что человек по-настоящему чувствует себя счастливым, когда он избавлен от груза своего эго. Если взглянуть на нашу жизнь, то замечаешь, что так оно и есть. Так говорят мудрые люди. Я себя мудрым не считаю, поэтому добавить ничего не могу.
— Вы по жизни гребете, куда вам нужно, или доверяетесь течению?
— Когда мы придумываем маршрут сами, то можем приплыть совсем не туда. Как китайцы говорили: «Если долго сидеть на берегу реки — течение принесет труп твоего врага». Все происходит само по себе.
— Получается быть свободным человеком?
— Я не думал об этом. Не до конца понимаю, что такое свободный человек. Наверное, вредно, когда тебя используют. Я не люблю этого.
Поскольку основная мотивация в жизни — делать хорошо другим, так как только при этом условии тебе будет хорошо, понятие свободы автоматически лишается смысла.
— Есть ли у вас заветная мечта?
— Я даже не понимаю значения слова «мечтать». Когда мне чего-то хочется, я это делаю.
— Какая у вас цель?
— Сделать как можно больше того, что хочется.
— Вы занимаетесь йогой?
— Есть причина, по которой мне немножко сложно ею заниматься. Почти нет. Я занимаюсь цигуном. Ем мясо, пью алкоголь, совершаю все грехи, которые только можно.
— Какой из последних фильмов понравился вам больше всего?
— «Шерлок Холмс» Гая Ричи. Я посмотрел его минимум 18 раз!
— Что вы думаете о конце света в 2012 году?
— Цель этих страшилок — развлечь имеющих свободное время.
— Как вы относитесь к смерти бен Ладена?
— У нас с ним не было совместных проектов в последнее время.
Вот моя деревня…
«Я не художник! Мне просто нравится мазать красками холст», — так прокомментировал свои занятия живописью Борис Гребенщиков. До 13 мая в Мюнстерском зале Большой гильдии можно взглянуть на выставку его работ.
Справедливости ради надо отметить, что в Риге выставлены не оригиналы работ, а принты — воскрешенные новыми технологиями утерянные, раздаренные, а то и украденные у БГ полотна.
Но после того как он авторизовал их, автор взял в руки палитру и украсил каждую работу своим автографом — красной буквой «б» — и их ценность на глазах возросла.
Писать картины БГ начал в далеком 1976 году под влиянием знакомства с митьками. Близость с прогрессивной питерской группой художников в 80-е считывается как минимум на двух полотнах, чьи главные персонажи — бородатый мужик в тельняшке и медведь.
Живопись у БГ простая и народная, в понятном всем духе примитивизма. Цветовая гамма поднимает настроение как витаминная формула весной: много оранжевого, красного, желтого.
Сюжеты бесхитростные, но с юморком: вот «Моя родная деревня», но где-то вдали на цветущем лугу виднеется английский Стоунхендж. На другой работе с аналогичным порывом запечатлеть родную деревню золотеет буддийская ступа.
Но совсем БГ от корней не оторвался, о чем свидетельствуют фигурирующие на его полотнах православный собор и вполне кремлевского вида замок.
Отдельная песня — названия работ. «Вожди мирового пролетариата находят в руинах исчезнувших цивилизаций оригинал статуи «Девушка с веслом» (1992 г.) или загадочная аббревиатура «Гх., М. К. П. Н. М. П.» (1999 г.). Расшифровать ее «Субботе» БГ категорически отказался: «Я не могу. Это секрет!»
На открытии выставки БГ в красном платке и с преподнесенным ему ярким гербером картинно позировал и был крайне немногословен. «Спасибо большое, что пришли!» — вот, собственно, и вся его тронная речь.
Параллельно в Мюнстерском зале проходит фотовыставка «БГ в Латвии». В ней 20 работ латвийских фотомастеров, запечатлевших БГ начиная с 1994 года. Свои работы представили фотографы, работавшие в «Субботе» и сотрудничавшие с ней: Елена Ихильчик, Марис Морканс, Сергей Буданов.
Цена билета2 Ls.
«Я же не знаю, что это я!»
Вопросы от «Субботы»
— Вы сочетаете в себе столько духовных устремлений, в том числе восточных, что зимой Тульская епархия учинила над вами православный суд…
— Кто-то из группы The Rolling Stones сказал: «Любое паблисити — хорошее паблисити. И чем оно хуже, тем лучше!» Даже если заплатить этим людям в Тульской епархии, они лучшего не сделали бы.
Я знаком со многими священниками Тульской епархии, которые ко мне относятся очень хорошо.
— Православный суд провозгласил вас оккультистом, экуменистом и неправославным человеком. Какое из этих слов для вас самое обидное?
— Ни одно из них мне не подходит! Экуменистом я себя ни в коем случае не считаю.
Слить воедино все религии невозможно. Универсальный язык эсперанто ведь тоже не прижился. К тому же наши люди найдут повод передраться даже в одной церкви.
— На сайте «Аквариума» вы составляете список чудотворных икон. Виден ли конец проекту?
— Этот проект бесконечен. Последнее пополнение списка было сделано пару дней назад.
— Что вы испытали, увидев свои старые фотографии на выставке «БГ в Латвии»? Как воспринимаете прошлое?
— У меня с этим нет никаких проблем. Я не считаю это прошлым. Я вижу себя какое-то количество лет тому назад. Но я же не знаю, что это я, и думаю: «Как симпатично выглядит человек!»
— От чего вы прячетесь за стеклами темными?
— Я не прячусь. Я прозреваю. Мои очки с оптикой.
— Чего вы боитесь и почему?
— Не знаю, нужно пробовать… Нужно ли опасаться бандитов, агрессии, цунами? Люди боятся, когда их можно вывести на чистую воду. А если скрывать нечего, то ничего и не страшно.
У меня есть учитель — святой Кит Ричардс (великий гитарист из The Rolling Stones). Он сказал: «Если никого не нужно обманывать, то и запоминать ничего не нужно!»
Повлияйте на наше правительство!
Топ-5 вопросов публики
Во время акустического концерта в Большой гильдии каждый зритель мог озадачить легенду свои вопросом на любую тему. БГ нашел время ответить на каждый.
Пальму первенства, конечно, стоит отдать обескураживающему: «Борис, так о чем ваши песни?» Гребенщиков так растерялся, что не смог ответить. Музыканты «Аквариума», составившие ему компанию на сцене, выкрутились: «О любви!»
Мы выбрали пять вопросов, которые больше всего повеселили Бориса Борисовича и весь зал.
1. — В зале люди из правительства. Повлияйте на них, пожалуйста…
— (Шквал аплодисментов.) Видите, мне даже не надо ничего делать!
2. — Вы мне приснились как-то. Мы с вами по-хорошему говорили. Откуда вы меня знаете?
— Мы все частицы одного целого, поэтому не знать друг друга невозможно!
3. — В ваших песнях становится все меньше алкоголя и полета. Почему?
— Я не уверен, что наши песни когда-либо содержали алкоголь. (Смех в зале.) Не могу объяснить, почему в песнях есть те или иные слова. Песня пишется так же, как, например, растет куст смородины. Сама по себе.
4. — Кто продолжит ваш путь после вашей смерти?
— После моей смерти он кончится. Но вообще-то мы все идем одним путем!
5. — Правда ли, что песня «Три сестры» родилась в Петербурге в благодарность трем девушкам из Эстонии?
— Песня была написана в Париже, к сожалению. И эстонки тут ни при чем. Но балтийским девушкам мы всегда рады!
Любовь живет четыре года? Следующая публикация:
Крокодиловы слезы по нацменьшинствам