В числе новогодних подарков с Земли, доставленных космонавту Анатолию Соловьеву на орбитальную станцию «Мир» в 1998 году, была наша «Суббота»
13 лет назад мы с ним познакомились и подружились. Анатолий Яковлевич пригласил нас в Звездный городок и к себе в гости на чай — в квартиру, в которой живет по сей день. Анатолий Яковлевич Соловьев — один из самых знаменитых космонавтов. Родился в Риге в 1948 году. Детство и школьные годы провел в Болдерае.
13 лет назад мы с ним познакомились и подружились. Анатолий Яковлевич пригласил нас в Звездный городок и к себе в гости на чай — в квартиру, в которой живет по сей день.
Анатолий Яковлевич Соловьев — один из самых знаменитых космонавтов. Родился в Риге в 1948 году. Детство и школьные годы провел в Болдерае.
С 1976 года зачислен в отряд космонавтов. Первый полет совершил в 1988 году, за что получил звание Героя Советского Союза. До 1998 года совершил четыре полета в космос продолжительностью 453 суток, семь часов, 28 минут и 52 секунды и девять выходов в открытый космос. В период с 5 августа 1997 года по 19 февраля 1998 года Анатолий Соловьев совершил свой пятый космический рейс (197 суток, 17 часов и 34 минуты) — уже в роли командира орбитальной станции «Мир» — и совершил еще семь выходов в открытый космос.
Всего Анатолий Соловьев пробыл в открытом космосе 82 часа и 22 минуты. Это абсолютный мировой рекорд.
Как это было
— Порой мне кажется, что жизнь Толи — воплощенные фантазии барона Мюнхгаузена: помните, тот утро начинал с подвига, а вечер заканчивал полетом на ядре, — призналась во время встречи в Звездном Наталия Соловьева. — Мало кому известно, что и космонавты испытывают серьезные — подчас на грани человеческих возможностей — перегрузки, терпят боль, идут на опасные эксперименты.
Наука пока еще мало знает о том, что происходит с организмом космонавтов. В невесомости происходит изменение структуры костной ткани и водяного баланса организма, нарушение метаболических процессов. Да и характер радиационного излучения на орбите совершенно другой: тут уже действуют высокоэнергетические частицы, мощность которых в миллиарды раз больше, чем простое излучение урана.
Вернувшись домой из полугодовой звездной экспедиции на «Мире», Анатолий Соловьев неделю с трудом мог встать на ноги. Нормально передвигаться сумел лишь через неделю. Такова цена «покоренной» невесомости. При спуске, несмотря на все хитроумные приспособления и амортизирующее кресло «Казбек», которое отливается по размерам человека, в той или иной степени травмируется позвоночник.
— И все же именно спускаемый аппарат (объемом всего-то 3,6 кубометра) — наиболее защищенная часть всего корабля, — объяснил мне Анатолий Яковлевич. — Именно этот малыш со стенками из специального материала проходит сквозь плазму, огонь, когда температурные нагрузки — до тысячи градусов Цельсия.
Традиционное место приземления российских космонавтов (с точностью до нескольких километров) — по-прежнему Казахстан. К счастью, все пять посадок Анатолия Соловьева были более-менее удачными. Повезло. А ведь бывает всякое.
В марте 1975 года, когда случилась авария носителя, космонавты Лазарев и Макаров аварийно сели на склон очень крутой горы в районе Алтая. От неминуемой гибели — скатывания в пропасть — их уберегли сосны, за которые зацепился их парашют.
Космический стол богат, но… безвкусен!
Звездное меню космонавтов весьма богато: и суп, и разносолы, и пюре, и отбивные (кстати, едят все звездные кушанья в основном ложкой, а не выдавливают из тюбика). Но обычно в состоянии невесомости у людей временно исчезают или слабеют вкусовые ощущения. Поэтому даже самые изысканные блюда не доставляют обычного удовольствия. Обидно.
Хотя Анатолий Соловьев с восторгом рассказывал, что московская фабрика прислала на «Мир» конфеты, чему экипаж очень радовался. Наталия Васильевна на Новый, 1998 год послала мужу нашу газету «Суббота» и его любимый пирог!.. А в день своего 50-летия (его праздновали на орбите 16 января того же года) Анатолий Соловьев получил от экипажа бутылку шампанского. Надувную!
Пара слов о спиртном. Его в космосе не употребляют. Запрещено инструкцией! Это во-первых. А во-вторых, наверху космонавты и без алкоголя пьяны: голова кружится и мир регулярно переворачивается вверх ногами. И еще. В космосе у людей практически постоянно болит голова, никакие лекарства не спасают.
Скафандр… в заплатах
В полет космонавты личных вещей берут мало (их багаж — 2,5 кг). Анатолий Соловьев обязательно кладет в карман карточку жены и детей и еще компакт-диск классической музыки. Никаких книг и прочих земных атрибутов.
Многие не расстаются с талисманами: представитель Венгрии брал на орбиту медвежонка Мики; ему даже сшили крошечный скафандр. Летчик из Франции стартовал с крохотной Эйфелевой башней, космонавт из Казахстана — с верблюжонком… Обычно подвешивают эти игрушки над приборной доской. Заодно они служат индикаторами невесомости (в следующую секунду после ее наступления всплывают).
А еще в космосе нежелательно набирать вес. А то можно и в скафандр (который «шьется» индивидуально) не влезть. Звездная амуниция включает в себя как бы шесть отдельных костюмов, которые составляют такой миниатюрный космический домик.
Со стороны Солнца он выдерживает плюс 180 по Цельсию, с обратной — минус 180. На шлеме — золотое напыление (микронные доли высшей пробы), выполняющее функции солнечных очков. В противном случае хватит минуты, чтобы потерять зрение навсегда. Так что скафандры берегут как зеницу ока. Но всякое случается.
Однажды Ляхов вышел в открытый космос и отработал там аж два часа в дырявом скафандре (прорвалась первая оболочка из двух основных). Замотал прореху на коленке специальной лентой. Пронесло.
Как только человек выходит в открытый космос, сразу возникают несколько проблем: как передвигаться, как фиксировать свое тело в нужном положении для работы.
Опасность таит в себе и космический мусор. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полета пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 километра в секунду. Это в 10 раз превышает скорость полета пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой.
«Полеты на Марс — прекрасно! Но космос обязан помогать Земле…»
Сегодня Анатолий Яковлевич выглядит бодрым, подтянутым и сильным. В перерывах между рижскими и юрмальскими встречами с самыми разными людьми, которых в этот апрельский визит у него было огромное количество, Анатолий Яковлевич уделил «Субботе» внимание.
— Российский космос не стоит на месте, — сказал Анатолий Яковлевич. — Мы сегодня активно сотрудничаем с НАСА и Европейским космическим агентством… Но надо сильно подумать не только о полетах на Марс и Луну, но о собственной матушке Земле!
То, что сейчас случилось в такой технически развитой стране, как Япония, говорит о том, что на Земле мы все недорабатываем. Космос может помочь в вопросах ядерной энергии и атомных станций в частности — это и дистанционное зондирование, и изучение ситуации из космоса… Это очень важно.
Факты
МКС — бесспорный лидер по стоимости среди космических проектов. Цена создания и поддержания станции в работоспособном состоянии уже превысила 150 миллиардов долларов. В проекте МКС участвуют 23 государства при лидирующих позициях России, США, Европейского союза и Японии.
5 апреля российский космический корабль «Союз», получивший персональное имя «Гагарин», стартовал с космодрома «Байконур». В составе отправившегося в полугодовой полет экипажа — россияне Александр Самокутяев и Андрей Борисенко, а также американец Рон Гаран.
В ближайшие годы «Союзы» будут основным пассажирским транспортом не только для наших соотечественников, но и для американского космического ведомства. В марте НАСА за 753 млн. долларов выкупило у «Роскосмоса» очередную «партию билетов» на 12 полетов на МКС.
«Роскосмос» сообщил, что Россия может начать проводить пилотируемые полеты на Луну уже к концу этого десятилетия, на декаду раньше, чем изначально планировалось, а к 2030 году уже основать лунную базу. А к 2040 году возможна отправка человека на Марс.
Эликсир молодости Следующая публикация:
Куда ушел замуж?