Корреспондент «Субботы» побывала в Париже на вручении самой престижной премии для женщин-ученых — L`Oreal-UNESCO for Women in Science
Ежегодно пять женщин-ученых получают по 100 000 долларов за свои исследования, вклад в развитие науки на благо человечества и преданность науке. Приз этот предназначен исключительно для женщин, но никаких феминистских идей проект не содержит. Все пять лауреаток-2011 на первое место в своей жизни ставят семью, у каждой любящий и понимающий муж, от двух до пяти детей, внуки. Все симпатичные, энергичные, с живым блеском в глазах…
- Когда самолеты будут летать на солнечных батареях?
- Можно ли верить гороскопам?
- Будет ли конец света в 2012 году?
- Что говорят предсказания племени майя?
- Есть ли жизнь на Марсе?
- Стоит ли омолаживаться стволовыми клетками?
- Нашли ли ученые место для Бога?
Ежегодно пять женщин-ученых получают по 100 000 долларов за свои исследования, вклад в развитие науки на благо человечества и преданность науке.
Приз этот предназначен исключительно для женщин, но никаких феминистских идей проект не содержит. Все пять лауреаток-2011 на первое место в своей жизни ставят семью, у каждой любящий и понимающий муж, от двух до пяти (как у кувейтского профессора Фаизы аль-Харафи) детей, внуки. Все симпатичные, энергичные, с живым блеском в глазах… О престижности этой премии говорит тот факт, что две лауреатки L`Oreal в 2009 году получили Нобеля.
Кроме пяти основных наград L`Oreal совместно с UNESCO выделяет 15 стипендий по 40 000 долларов для молодых девушек — ученых. В этом году в число перспективных впервые вошли докторантки из России и Эстонии. Молодые латвийские ученые до сего времени не решались претендовать на стипендии. «Это так сложно, а вдруг не получим!» — объясняли они свою пассивность. Россиянка Татьяна Лопатина вспомнила на эту тему анекдот про старого еврея, который жаловался Богу, что ни разу не выигрывал в лотерею. На что Бог посоветовал ему хоть раз купить лотерейный билетик.
«Суббота» встретилась с учеными, чьи темы нам показались наиболее интересными.
Меняем нефть на Cолнце?
— Есть версия, что ученые давно придумали, как использовать дешевые и экологичные альтернативные источники энергии, но нефтяные короли тормозят эти открытия — иначе они не смогут дальше богатеть на нефти…
— Увы, сегодня солнечная энергия не может заменить традиционные источники. Слишком много проблем с накоплением, хранением и передачей этого вида энергии. Пока Солнце можно рассматривать лишь как дополнительный источник. Вот когда дойдем до коммерческих масштабов, тогда посмотрим, что скажут нефтяные бароны.
— Сегодня в мире огромный интерес к тому, как заменить опасную атомную и «грязную» нефтяную энергию. Увы, солнечные батареи, доступные сегодня широкому потребителю, невероятно дороги и для средних широт совершенно невыгодны…
— Большинство используемых сегодня солнечных батарей имеет в основе фотоэлементы из кристаллов кремния, которые позволяют превратить в электричество лишь 28-30 процентов абсорбированой ими солнечной энергии. Цена таких элементов в четыре-шесть раз выше, чем если использовать приборы, основанные на электричестве. Для того чтобы установить такие фотоэлементы на большой площади, нужны большие кристаллы, выращивать которые очень непросто.
Наша лаборатория занимается разработкой новых светочувствительных материалов на основе металлоорганических соединений. Это может быть намного дешевле, тоньше и для больших площадей. Как только органические фотоэлементы будут выпускать промышленным способом, солнечные батареи станут заметно дешевле.
Подобные материалы, испускающие свет в присутствии тяжелых металлов или нефти, можно использовать для поиска нефтеразливов, радиоактивных загрязнений. В медицине фотоактивные материалы открывают новые возможности обнаружения глюкозы в крови диабетиков и раковых клеток.
Это очень перспективная область!
— Ваши прогнозы: когда мы сможем прилететь в Париж на солнечном самолете?
— Надеюсь, что в ближайшие 10 лет!
«Ненавижу гороскопы!»
Во Вселенной насчитывается больше звезд, чем песчинок на Земле. Только в нашей Галактике — более 200 миллиардов. Подобно людям звезды не вечны: они рождаются, стареют и умирают. Все это происходит в тех частях Вселенной, где скопилось больше всего пыли, водорода, гелия и прочих газов, — в туманностях. Их исследование помогло Сильвии лучше понять, как 14 миллиардов лет назад зародилась наша Вселенная и к чему все движется.
— Вашу родину Мексику называют землей майя. О точности астрономических расчетов жрецов этого древнеиндейского племени слагаются легенды. Самая обсуждаемая из них — якобы предсказанный календарем майя конец света в 2012 году…
— Конечно, я знакома с исследованиями майя. Они очень внимательно наблюдали за природой и для своего времени были достаточно хорошими астрономами. Но лишь для своего времени! Не надо забывать, что у них не было телескопов. Те чудеса, которые приписывают им сегодня, — не более чем мифы. А якобы предсказанный календарем майя конца света — это не более чем фантазии прессы, которые не имеют под собой научной основы.
— По-вашему, какое будущее ждет Землю?
— Мы убиваем планету загрязнениями и бездумным потребительством. Если будем так продолжать, то Землю ждут большие проблемы неастрономического характера.
Земле периодически грозят различные опасности из космоса. Постепенно Солнечная система разрушается, но это займет 4,6 миллиарда лет. До этого времени вряд ли случится что-то серьезное (с точки зрения астрономии).
Время от времени к нам прилетают метеориты и астероиды, которые способны наделать много бед. К примеру, когда 65 миллионов лет назад на полуостров Юкатан упал один крупный метеорит, он опустошил все вокруг, а по одной из гипотез, стал причиной исчезновения динозавров. Но жизнь все равно продолжилась — растительная и животная. В противном случае нас здесь не было бы.
— Когда ждать ближайшего метеорита?
— Этого мы не знаем. Трудно точно просчитать траектории всех небесных тел, которые летят в сторону Земли. Но в вероятность Апокалипсиса космического происхождения я не верю.
— Еще в 1977 году вы доказали, что далекая туманность Ориона по химическому составу напоминает наше Солнце. Возможно ли, что и там есть своя Земля со своей разумной жизнью?
— Есть много звезд, которые гораздо ближе к Земле и имеют планетарную систему, где с большой вероятностью может быть жизнь. Однако зарождение жизни — очень сложный процесс, для начала которого должно совпасть очень много деталей и обстоятельств.
Мы считаем, что жизнь возможна лишь на планетах, у которых твердая поверхность (а это лишь несколько из более чем 500 известных науке планет). У большинства же поверхность газообразная, как у Юпитера. Также пригодные для жизни планеты не должны быть слишком горячими, чтобы на них была вода в жидкой форме.
— Верите ли вы в то, что где-то еще кроме Земли есть разумная жизнь?
— Гуманоиды — это слишком маловероятно. Скорее это или микроорганизмы, или грибы, или иные формы жизни, которые мы даже представить себе не можем.
— А мы могли бы жить где-то кроме Земли?
— На сегодня ни одна известная планета не пригодна для человеческой жизни. НАСА разрабатывает программу, как приспособить Марс к человеческим нуждам, но и там смогут жить считанные единицы — никак не вся цивилизация.
— Вы верите в гороскопы?
— Нет, конечно. Я их ненавижу! Думаю, они разрушают наше сознание и оглупляют нас. Это типичное зарабатывание денег на воздухе. Подобные рубрики в газетах и на телевидении отрывают нас от реальности, и мы вовремя не решаем настоящие проблемы — политические, экономические, криминальные… На все ответ: звезды не так встали!
В прошлом доверие к гороскопам еще можно было понять и простить: люди мало что знали о звездах, но они нуждались в каких-то предсказаниях — когда высаживать урожай и начинать дела, будут ли они успешными в том-то… Тогда астрономия и астрология были едины (как химия и алхимия).
Последним астрологом-астрономом был Иоганн Кеплер. Он считал, что земное и небесное находятся в единстве, но он же утверждал: «Люди ошибаются, думая, что от небесных светил зависят земные дела». А уже после Галилея эти две сферы полностью разделились.
— Тогда как объяснить, что женский цикл совпадает с лунным, что мы чувствуем полнолуние?
— Женский цикл — это совпадение: тут и там 28 дней. Но у некоторых женщин цикл 21 день, у других — 31. Что, Луна на них не действует? Тут нет связи. Конечно, Солнце и Луна взаимодействуют с природой — например, приливами и отливами.
— Но ведь и человек состоит из воды…
— Да, в нас много воды. Но это совсем не те количество и уровень, чтобы Луна оказывала воздействие.
— Значит, по-вашему, наши судьбы на звездах не записаны?
— Нет! Чтобы достичь желаемого, мы должны просто много работать. Это целиком и полностью зависит от нас самих, а не от звезд.
Есть ли жизнь на Марсе?
Член Национальной академии наук США профессор Джиллиан Бэнфилд посвятила жизнь исследованию методов, по-зволяющих определить существование жизни на других планетах.
— Так есть ли жизнь на Марсе?
— Мы очень надеемся на то, что жизнь на Марсе некогда существовала. На этой планете есть для этого все предпосылки: твердая поверхность, очень глубокие океаны. Похоже, что когда-то Марс имел среду, в которой могла существовать жизнь. Но за последние четыре миллиарда лет планета сильно изменилась.
Пока окончательно неясно, осталась ли там жизнь или ее следы сейчас. Но это очень возможно. Когда мы получим образцы грунтов с поверхности и проведем анализ камней, то сможем найти свидетельства прошлой жизни.
— Могут люди жить на других планетах?
— Для этого им нужна биосфера — невероятно сложная система природных циклов. Нужны бактерии, без которых живой мир не может существовать. Именно поэтому мы должны быть очень аккуратными, манипулируя земной биосферой: это может привести к самым невообразимым результатам.
Мои исследования о связи живой и неживой материи показывают, что жизнь побеждает во многих самых трудных условиях, но это не обязательно будет разумная жизнь.
Новые книги о вечном Следующая публикация:
Мы не пыль на ветру!