Владимир Спиваков: «На наших концертах публика разносила двери в щепки!»

• 15.03.2019 • ИнтервьюКомментариев (0)13

Великий скрипач и дирижёр о юбилее «Виртуозов Москвы», космическом пришельце Бахе, дружбе с королём и музыке в Интернете

В этом году легендарному камерному ансамблю «Виртуозы Москвы» исполняется 40 лет. В рамках юбилейного европейского тура всемирно известный коллектив дал два концерта в Риге. На одном из них за дирижерским пультом стоял Владимир Спиваков. Звучали Моцарт и Шостакович, Григ и Гайдн…

«Прощальную симфонию» Гайдна «Виртуозы» играли как во времена великого композитора. Каждый из музыкантов, уходя, гасил лампочку над пюпитром. Наконец в темноте и в полном одиночестве на сцене остался только маэстро. И тогда он взял в руки скрипку…

Конечно же, был аншлаг. Разумеется, был фурор. И, само собой, публика неоднократно вызывала Владимира Спивакова и его музыкантов на бис.

Елена СМЕХОВА

Мы встретились с Владимиром Теодоровичем после концерта. Всемирно знаменитый дирижер не выглядел усталым.

Энергичный шаг, королевская осанка, благородная седина. А глаза молодые-молодые — карие, пронзительные, совсем мальчишеские…

По волнам памяти

— Владимир Теодорович, в этом году ваш прославленный коллектив отмечает сорокалетие. Для человека 40 лет — это совсем немного, а для оркестра?

— Для оркестра — очень много! Любая вершина — это шаг перед спуском. Об этом всегда нужно помнить: или ты идешь вниз, или берешь новую вершину. Так вот, все эти 40 лет мы взбираемся с одной вершины на другую.

— Многие музыканты в силу возраста уже покинули ваш коллектив. Состав «Виртуозов» не раз обновлялся. Что же оставалось неизменным?

— Я счастлив и горд, что в свое время в «Виртуозах» играли такие великие музыканты, как Валентин Берлинский, Дмитрий Шебалин, Михаил Копельман, Юрий Башмет… Сегодня им на смену пришли другие.

Неизменными остались стиль, качество и мои идеи — ими полна голова! Каждый наш концерт — это нечто живое, которое рождается непосредственно на сцене. Оставлять окна для импровизации, я считаю, просто необходимо.

— В 90-е годы «Виртуозы Москвы» вынуждены были уехать в Испанию…

— Там мы прожили три года. Оркестр существовал под патронатом принца Филиппа, который сейчас стал королем Испании. Кстати, на свадьбу Филиппа были приглашены всего три человека из России: бывший посол России в Испании Игорь Иванов, который тогда был министром иностранных дел, я и моя супруга Сати. Мы были личными гостями его высочества.

— Вы до сих пор дружите с королевской семьей?

— Да, наша дружба сохранилась. Мы общаемся. Недавно на II Международном конкурсе музыкантов в Уфе, который носит мое имя, победила очень талантливая девочка Мария Дуэнис (на первом конкурсе победителем стал Даниэль Лозакович — Авт.). Я тут же порекомендовал ее королеве, которая попросила Марию сыграть.

«Зал стоял и плакал…»

— Можно ли сказать, что исполнитель музыки — это соавтор произведения?

— Конечно! Музыкант влюбляется в произведение и становится его частицей. Это необъяснимый процесс. Ты проникаешь в музыку, а она — в тебя, возникает сцепление. Это дает тебе уверенность в том, что ты делаешь все правильно, то есть так, как сделал бы композитор, если бы он играл это произведение.

— Есть Владимир Спиваков — скрипач, а есть Владимир Спиваков — дирижер. Кто из них вам ближе?

— Знаете, это как Библия и Евангелие. Трудно сказать, какая история из этих священных книг больше трогает.

Сейчас я играю реже. Но пока могу — играю. Когда я предлагаю какие-то идеи и кто-то говорит, что это очень трудно, я беру в руки скрипку и играю. Все получается! И никто уже не говорит, что это сыграть нельзя. (Улыбается.)

— Вы не считали, сколько концертов вы дали за эти годы?

— Мы сыграли пять тысяч концертов, а дальше перестали считать. Одно время считали щепки дверей, которые были сломаны в залах перед нашим выступлением. На сорок первом выступлении в Ташкенте, в зале «Бахор» подсчет щепок прекратили. Ну сколько можно!..

— Какое выступление вам запомнилось больше всего?

— Концертов было так много, что невозможно выделить какой-то один. Многие остались в памяти. Например, тысячный концерт «Виртуозов Москвы», на который приехали мои петербургские друзья из Театра имени Товстоногова: Евгений Лебедев, Олег Басилашвили, пришли Андрей Вознесенский, Михаил Жванецкий… Вознесенский тогда прочел стихотворение, в котором обыгрывалась моя фамилия: «Не спи в оковах!»

Однажды мы приехали во Флоренцию. Я увидел в городе двух монашек, которые собирали помощь жертвам землетрясения в Армении. Спросил, сколько удалось собрать, сумма оказалась очень скромной. Тогда я позвал их на вечерний концерт, где мы объявили, что играем в помощь пострадавшим. В тот вечер мы собрали для Армении 60 тысяч долларов. Так же спонтанно откликнулись на трагедию в Чернобыле, приехав через шесть дней в Киев. Помню, что мы никак не могли начать концерт. Зал стоял и плакал…

Музыка через 100 лет

— Как вы думаете, какая музыка будет через 100 лет? Будет ли Бах, будут ли «Виртуозы Москвы»? При условии, конечно, что этот мир устоит и вообще будет существовать.

— Сложный вопрос. Если бы я был ответственным за все происходящее на Земле, то мир устоял бы. Потому что единственная возможность коммуникации людей — это культура. Сегодня все очень разобщены, подавлены телевидением и прочими вещами, губительно действующими на человеческую психику. Знаете, я даже перестал смотреть телевизор: не желаю видеть весь этот негатив, льющийся потоком с экрана…

Уверен, что если через сто лет мир будет существовать, то будет существовать и Бах. Это человек, пришедший из космоса и подаривший нам космос. Что же касается «Виртуозов Москвы», то признаюсь: мне хотелось бы, чтобы они были всегда.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Только что записал всю оперу «Евгений Онегин» с Национальным филармоническим оркестром. С Хиблой Герзмава, Василием Ладюком, Дмитрием Корчаком, Полиной Шамаевой… Полина поет няню — обычно она старенькая, а у нас молодая!

Думаю, вряд ли найдется второй дирижер, который, как я, написал бы аппликатуру ко всей опере. Не подумайте, что хвастаюсь. Это просто часть моей работы.

— Вы в прекрасной физической форме. Это генетика? Спорт? Фитнес?

— Ученые выяснили, что по энергетическим затратам на первом месте стоит труд шахтера, а второе место занимают дирижеры. Попробуйте провести весь день на работе, на ногах, в постоянном движении… С такими нагрузками никакой фитнес не сравнится! (Смеется.)

— Как вы относитесь к тому, что наша жизнь медленно, но верно перетекает в Интернет? Диски сегодня никому не нужны, а любую музыку запросто можно скачать.

— Я совершенно не против того, чтобы люди скачивали музыку. Это гораздо лучше, чем скачивать в Интернете что-либо другое. На самом деле ничего не пропадает. Как раз наоборот — это то, что останется после тебя. А это очень важно — что-то оставить после себя…

И это всё о нём

Малоизвестные факты о Владимире Спивакове

1. Мог не стать скрипачом

Спивакову было семь лет, когда родители подарили ему виолончель. Но в детстве Владимир был слабым ребенком, инструмент был для него слишком тяжелым. Это обстоятельство сыграло счастливую роль. Родители заменили виолончель на скрипку.

2. Дрался как лев

У знаменитого музыканта второй разряд по боксу. Глядя на его интеллигентное лицо, и не скажешь, что он два раза был замешан в громких драках. Однажды поколотил пьяного хулигана на борту самолета из Буэнос-Айреса в Рио-де-Жанейро. Позже, возвращаясь из парижской квартиры Ростроповича и Вишневской, дал отпор ночным грабителям.

3. Две жены, две скрипки???????????????

Первой??????????? женой Спивакова была известная пианистка Виктория Постникова. Но, несмотря на общее увлечение музыкой, главной женщиной в его жизни стала вторая жена — тележурналистка Сати.

Главных скрипок в жизни музыканта тоже две. До 1997 года он играл на скрипке Франческо Гобетти. Сейчас играет на скрипке Страдивари стоимостью 2,5 миллиона долларов. Деньги нашли меценаты. Эта скрипка передана Владимиру Теодоровичу в пожизненное пользование.

4. Говорит на шести языках

Помимо русского языка Владимир Теодорович блестяще владеет идишем, английским, французским, испанским и немецким.

5. Не носит дорогих часов

Дорогие часы — признак преуспевающего мужчины. Но Спиваков предпочитает носить дешевые, пластиковые. Говорит, что золотые часы не для него, ведь он постоянно снимает их во время концерта, бросает в гримерках. Элитную модель могут украсть, а дешевые не жалко потерять.

6. Тайна дирижёрской палочки

Перед тем как создать свой оркестр «Виртуозы Москвы» (он появился в 1979 году), Владимир Спиваков обучался дирижерскому мастерству у великих дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Последний, кстати, подарил Спивакову свою дирижерскую палочку.

7. Яблочко от яблони недалеко падает

Все дети Спивакова не обделены талантом. Его сын от первого брака Александр Рождественский тоже музыкант, он, как и папа, играет на скрипке.

Вторая жена Сати родила Владимиру Теодоровичу трех дочерей. Старшая, Екатерина, играла на фортепиано, получила первую премию на конкурсе Radio France, но решила дальше не заниматься серьезной музыкой. Средняя, Татьяна, прекрасно рисует, играет на флейте. Анна, младшая дочь, поет джаз.

Маэстро не раз признавался: единственное, что он поменял бы в жизни, — увеличил бы количество детей вдвое.

«Мы сыграли пять тысяч концертов, а дальше перестали считать. Одно время считали щепки дверей, которые были сломаны в залах перед нашим выступлением. На сорок первом выступлении в Ташкенте в зале «Бахор» подсчет щепок прекратили. Ну сколько можно!..

«На свадьбу принца Филиппа были приглашены всего три человека из России: бывший посол России в Испании Игорь Иванов, который тогда был министром иностранных дел, я и моя супруга Сати. Мы были личными гостями его высочества.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *