Как остановить атаку на Ригу?
Поможет ли Европарламент отстоять интересы рижан? Продолжит ли дума выделять деньги на реставрацию зданий-памятников? Станет ли трущоба на ул. Марияс, 6, жилым домом?
На самые актуальные вопросы читателей «Субботы» отвечают депутаты Рижской думы Андрис Америкс, Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ
Почему вы решили участвовать в выборах Европарламента? А как же рижане?
Николай СУСЛОВ.
Андрис Америкс: Это решение было очень непростым. Вместе с «Согласием» мы работаем в Риге уже 10 лет — с 2009 года. Все видят, за это время сделано немало. Напомню только некоторые дела: спасение 1-й Рижской больницы, строительство социальных домов и квартир, ремонт школ и детских садов, социальные пособия, доплаты педагогам, медикам, полицейским, реновация парков.
Есть ли у нас ошибки? Не ошибается тот, кто ничего не делает. А мы делали и делаем. Были большие планы на будущее…
После выборов в думу пришли люди, цель которых — срывать работу. Они затягивают заседания, тормозят решение вопросов. Обидно смотреть, сколько времени уходит впустую… А уж об оскорблениях, моральном давлении и говорить не приходится…
Осенью прошлого года часть оппозиции была избрана в Сейм. Безответственные популисты наобещали избирателям золотых гор. Однако о пенсиях в 500 евро, сокращении чиновников они забыли на следующий же день после выборов. Теперь их объединяет общий враг — Рижская дума, которую обвиняют во всех грехах. Ей постоянно грозят роспуском, хотя оснований для этого нет.
Последней каплей стало намерение Сейма лишить рижан льгот — на транспорт и других. Причем на такие же и даже более щедрые привилегии других городов никто не посягает. Это дискриминация жителей столицы, а Сейм принял этот законопроект уже в двух чтениях.
По сути, Рижской думе объявлена война, и она принимает все более абсурдные формы. Чтобы противостоять этому, мы должны сделать следующий шаг и выйти на новый уровень.
Выборы в Европарламент мы рассматриваем как вотум доверия тому, что мы делали все эти годы. Но независимо от исхода выборов я остаюсь руководителем партии «Честь служить Риге!», так что я в любом случае остаюсь в Риге.
Андрей Козлов: Я много лет связан со СМИ и могу сравнивать, какой была дума до Ушакова и Америкса. При Аксеноксе, Бирксе, других мэрах никто даже не знал, чем она занимается. И только когда к власти пришла нынешняя коалиция, стало видно, сколько самоуправление может сделать для города.
Тут много зависит от руководителей. Риге, нам всем, повезло, что у руля оказались люди яркие, инициативные, которые хотели и умели сделать Ригу красивее, комфортнее.
Теперь они уходят из-за политического заказа. Им просто не дают работать. Для города это большая потеря. Дай бог, чтобы оставшаяся команда смогла продолжать начатое.
Михаил Каменецкий: Вокруг решения Ушакова и Америкса поднята настоящая истерика. Причина нервозности понятна: Латвия имеет всего восемь мест в Европарламенте, и при таком сильном тандеме другие партии могут недосчитаться мест, на которые рассчитывали.
Важно и то, что через пять лет работы в Европарламенте, где социал-демократическая фракция является одной из самых сильных, представители Рижской думы станут политиками уже совсем другого уровня. И этого тоже опасаются их оппоненты.
Вы говорите, что будете защищать Ригу из Брюсселя. Это возможно?
Илона К.
Андрис Америкс: Да! Когда-то нас уверяли, что и в самоуправлении ничего нельзя сделать для города. Но мы пришли и показали, что можно. Европейская региональная хартия наделяет самоуправления самыми широкими правами, которые у нас не соблюдаются, и в наших силах это поправить.
Михаил Каменецкий: Евросоюз во многом опирается на самоуправления, и многие проекты финансируются напрямую оттуда. Так что если работать всерьез, можно сделать много хорошего для города.
Что будет с конкурсом по реновации фасадов. Благодаря ему в Риге стало красивее. Неужели все остановится?
Валерий.
Андрис Америкс: Все продолжается. В этом году на конкурс поступило 132 проекта. Общая сумма необходимых для реновации средств — 2,3 млн. евро.
На участие в Большой программе, в рамках которой можно получить до 20 тыс. евро на восстановление фасадов, подано 112 проектов на общую сумму 2,2 млн. евро. А на участие в Малой программе — на реконструкцию элементов зданий (балконов, дверей, окон и пр.), на которую выделяется не более 5000 евро, — поступило 20 проектов на сумму около 100 тыс. евро.
Михаил Каменецкий: Конкурсная комиссия к концу марта решит, какие из них будут направлены для дальнейшего рассмотрения. Получить деньги могут не только хозяева домов, но общества владельцев квартир, причем не только в центре города, но и в районах.
Трущобу на ул. Марияс, 6, так и не удается привести в порядок?
Элла МИСИНА.
Андрис Америкс: Дело сдвинулось с мертвой точки. Рижская дума держит эту самую знаменитую в городе развалину в поле зрения. К хозяевам применены максимально возможные штрафы — им начисляется 5000 евро в неделю.
До 11 марта владельцы должны были согласовать проект реновации здания. К этому сроку они не успевают, но проект архитекторам заказан, они работают. Решено снова сделать дом жилым. Там будут небольшие — 25-45 кв. метров — квартиры. Будет, конечно, приведен в порядок и фасад. Согласовать проект обещают к лету.
Андрей Козлов: Конечно, особого доверия к хозяевам этой трущобы нет — они уже столько раз срывали сроки. Инвестиции в проект нужны большие: шесть-семь млн. евро. Так что штрафы для владельцев отменят только после согласования проекта. Но, во всяком случае, опасности для прохожих здание сейчас не представляет.
«Вокруг решения Ушакова и Америкса поднята настоящая истерика. Причина нервозности понятна: Латвия имеет всего восемь мест в Европарламенте, и при таком сильном тандеме другие партии могут недосчитаться мест, на которые рассчитывали.
Я ГОТОВ ПОЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ПОСТОМ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ СОГЛАСИЕ В РИГЕ Следующая публикация:
Вы завели собаку или кота…