Шоколатье Таня Берн об эмиграции, ошибках в бизнесе и конфетах с икрой
Три года назад предпринимательница Таня Бернатович оставила родной Минск, друзей и успешный бизнес, чтобы переехать с мужем в Ригу. Дальше — классическая эмигрантская история с преодолением препятствий и переосмыслением себя. Сейчас у Тани «все в шоколаде». В буквальном смысле. Она создает авторские конфеты, у которых в Латвии нет аналогов, и считает, что главное в жизни — найти дело, которое будет приносить радость.
Марианна ХОДАШ
— Вы решили переехать на ПМЖ в Латвию. Почему именно сюда?
— Мой муж родился в Риге. Какое-то время мы жили в Минске, где у нас была общая компания — достаточно большая сеть кофеен. Мы успешно работали с продуктом повышенного качества — так называемым specialty coffee.
В 2014 году меня и еще девятерых предпринимательниц даже выбрали из 100 претенденток для участия в масштабном проекте «Леди босс». А потом Саше предложили работу здесь, мы взяли детей и уехали, оставив кофейни на управляющего. К сожалению, последнее было ошибкой: слишком трудно руководить таким бизнесом удаленно. Пришлось его продать.
— А Риге вы продолжили заниматься кофе? Или сменили курс?
— Первый год было действительно сложно — часто мешал языковой барьер. И потом, мне был не совсем понятен местный рынок — не приживалось то, что, по задумке, должно было. Мы открыли здесь гурме-магазин эфиопского кофе, затем кофейню навынос. Сначала все шло просто прекрасно, но потом начался спад, и мы решили, не дожидаясь печального конца, закрыть все сами.
При переезде в другую страну самое страшное — отсутствие гарантий, что запланированное удастся реализовать на новом месте. Главное, не впадать в отчаяние и быть гибким: не получилось одно — может получиться другое.
«Я бросила себе вызов!»
— А как пришли к шоколаду?
— Мы все думали, что же делать, и в какой-то момент меня, честно говоря, даже начали посещать мысли о возвращении домой. Но тут помогли связи в кофейном мире.
Один рижский знакомый поделился контактом человека, имеющего свои плантации кофе и какао в Эквадоре, и после встречи с ним я загорелась — начала интересоваться шоколадом, изучать технологии его производства. Постепенно меня просто одолела мысль стать шоколатье!
Я училась у мастеров, которые занимались всем с нуля — то есть от какао-бобов до разработки уникальных вкусов и создания готового продукта.
Производство шоколада трудоемкий процесс, но я бросила себе вызов и не собиралась останавливаться. После изучения рынка стало понятно, что здесь нет эксклюзивности — сплошные трюфели, да и те с долгоиграющими начинками, в которых присутствуют консерванты и прочие нежелательные элементы. Тогда стала понятна цель — создать принципиально другие конфеты.
— В чем же заключается их отличие?
— У меня все натурально. Мои конфеты однозначно не для тех, кто считает верхом вкуса Raffaello или Snickers. У меня нет желания ложно скромничать: этот продукт рассчитан на ценителей. Каждый вкус уникален и продуман с учетом сочетаемости продуктов.
Вот кто-то скажет, что это настоящее сумасшествие — сочетать красную икру с белым шоколадом или, к примеру, васаби — с шоколадом горьким. Но если перестать мыслить стереотипно, можно открыть для себя целый новый мир вкусов.
Вы даже не представляете, сколько слоев и ингредиентов может быть в одной конфете! Там может фактически прятаться целый торт! Просто поддайтесь искушению и не ждите от конфеты обычности.
Мои личные фавориты? Конфеты с джандуйей из разных орехов, авторские конфеты с маскарпоне и клубникой, конфеты с начинкой из улуна с ванилью, а из последних — любимая начинка из чернослива, меда, вина и сливок со щепоткой корицы. Попробуйте! Потрясающее вкусовое путешествие получается!
«Продукт счастья»
— Звучит достаточно трудоемко. А получилось ли монетизировать это увлечение?
— Дело в том, как рассматривать то, чем ты занимаешься. Для меня шоколад никогда не был хобби. Я всегда занималась бизнесом. Просто нужно было найти «точку соединения», чтобы дело не только приносило доход, но и было интересным.
Мне всегда хотелось приносить людям радость и улыбки, а шоколад по определению продукт счастья, поэтому в итоге все сложилось в одну мозаику.
Я мечтала ходить на работу с крыльями за спиной, чтобы мое дело вдохновляло как меня, так и моих клиентов. Я думаю, в итоге мне удалось найти занятие по душе. По крайней мере, скучно мне не бывает, а заказов становится все больше.
— Но даже в самом любимом деле есть свои подводные камни…
— Наверное, я просто их не замечаю. Разве что длительность рабочего дня. У меня нет команды, но на то это и авторские конфеты, что я делаю их сама. А когда ты один, то в сутках появляются «лишние часы».
Я встаю в семь утра, отправляю детей в садик и школу, а с девяти уже рисую эскизы, темперирую шоколад, делаю джандуйю, ганаш или другие начинки, закладываю будущие конфеты в формы и раскрашиваю их специальными техниками. Так можно проработать и до двенадцати, и до часу ночи.
Недавно, помню, делала один большой заказ, и тогда практически не спала вообще. Но если я пообещала что-то, то выжму из себя последние соки, но мое сердце будет спокойно за проделанный труд. Может, я много на себя беру, но я всегда стою до последнего — такой уж человек.
Создание конфет — процесс медитативный
— Но как же отдых? Будучи мамой троих детей, помимо работы нужно столько всего успеть…
— Занимаюсь спортом и йогой, медитирую, гуляю на природе — этого вполне достаточно. Кроме того, процесс создания конфет сам по себе является вполне медитативным — ты придумываешь формы и образы, рисуешь в воображении, а потом переносишь все это на шоколад.
Дети с младых ногтей приучены к самостоятельности. Старшей дочери пятнадцать, а сыновьям одиннадцать и шесть. Они и обед себе готовят, и друг за другом присматривают, и за кошкой с собакой ухаживают. Главное — правильное разделение обязанностей. Я стараюсь успевать все, что должна, а дети знают, когда маме нужно помочь.
— А муж помогает?
— Муж тоже творческий человек, ему самому нужно реализовываться. А так, конечно, Саша и конфеты клиентам отвозит, и с рекламой помогает — ведет нашу страничку в социальных сетях. Он вообще рад, что я занимаюсь любимым делом. Периодически спрашивает, довольна ли я. Восхищается искренне. В самом начале, когда мы только переехали в Латвию, он очень остро переживал. Ведь у меня в Риге, кроме него, никого не было — ни протекции, ни друзей. А он знает, что я не могу просто сидеть дома.
Чрезвычайно трудно жить, когда не знаешь, кому можно довериться. Много было неудачных попыток завести дружбу, много разочарований. В какой-то момент я даже замкнулась в себе и просто растворилась в семье — занималась исключительно детьми. Я перестала ощущать удовлетворение.
Дарить людям счастье и вкус к жизни
— Для современной женщины чрезвычайно важна самореализация…
— Конечно! Без постоянного развития женщина перестанет быть интересна самой себе — а значит, и окружающим. Прежде всего детям и супругу.
Полноценные отношения невозможны без взаимного уважения, а как можно уважать человека, который целыми днями сидит дома и занимается только готовкой, стиркой и уборкой?
Если ты не занимаешься своим делом, то рано или поздно начнешь психологически питаться своим партнером, живя его достижениями. Годами сидя дома, женщины буквально обрастают комплексами, а потом их мужья вынуждены оплачивать им психологов. Поэтому мужчины уходят.
Кроме прочего женщина должна быть финансово независима. Мужчины непостоянны, а свои деньги нужны, и себя стоит защитить. О худших вариантах думать никогда не хочется, но следует иметь свои сбережения.
— У каждого свое понимание счастья. В чем заключается ваше?
— Рассматриваю счастье не как источник извне. Счастье мы создаем в себе, делая то, что нам нравится. И потом, мысль материальна — как мы думаем, так и будет.
Я так и живу: создаю себе в мыслях позитив, аккумулирую его. Счастье — во мне, любовь — во мне. И любовь эта — к добрым делам.
Однозначно, счастье в моменте, когда видишь в глазах других людей радость от того, что ты что-то для них сделал. В своей работе я часто имею удовольствие видеть это. Вот отдаю людям заказы и наблюдаю их улыбки, когда они пробуют мои конфеты впервые. Нет большего вдохновения! Во мне расцветает желание скорее лететь обратно в мастерскую и творить дальше то, что будет дарить людям счастье и вкус к жизни!
«Я встаю в семь утра, отправляю детей в садик и школу, а с девяти уже рисую эскизы, темперирую шоколад, делаю джандуйю, ганаш или другие начинки, закладываю будущие конфеты в формы и раскрашиваю их специальными техниками. Так можно проработать и до двенадцати, и до часу ночи.
«Счастье в моменте, когда видишь в глазах других людей радость от того, что ты что-то для них сделал. В своей работе я часто имею удовольствие видеть это. Вот отдаю людям заказы и наблюдаю их улыбки, когда они пробуют мои конфеты впервые. Нет большего вдохновения!
ФОТО ЕСТЬ НА ФБ — ПРОФИЛЬ ТАТЬЯНА БЕРНАТОВИЧ
Неизвестное о Риге: Следующая публикация:
«Страсть к детективам у нас утихла раньше, чем в России!»