Духовные наставления звезды русского рока после концерта в Доме латышского общества
Безусловно, актер и музыкант Петр Мамонов — это какая-то отдельная инстанция. Пришелец. Божий человечек. Личность, способная заставить внимать себе сотни людей. И недавний рижский концерт был тому полным подтверждением.
Сначала «дедушка русского рока» полтора часа исполнял сказку про Незнайку, и взрослые дяди и тети в зрительном зале буквально визжали от восторга; затем читал духовные стихи да изречения святых старцев — и те же взрослые дяди и тети с наивностью детей пытались вникнуть в суть им произносимого. А по окончании концерта Петр Николаевич спустился в зал раздавать автографы и как бы ненароком наставлял своих фанатов на путь истинный. Духовный.
И было полное ощущение, что это уже вовсе не Мамонов, а тот самый старец из легендарного фильма Павла Лунгина «Остров»…
— Кто-то тут говорит, что Бога не видит? А ты глаза открой! Вот на улице минус сорок, а птичка сидит на веточке, лапочками своими уцепилась за веточку и «чирик-чирик» — это она сама, что ли? А звезды на небе сами появились? Подумай, включи голову, почитай Евангелие, подумай, прикинь, поговори с теми, кто пережил клиническую смерть.
Задай себе простой вопрос — зачем я живу? И что я буду делать в четверг, если умру в среду.
Я вот так однажды в 45 лет проснулся и понял, что так дальше жить нельзя. И в церковь пошел… У меня все тогда было — и работа, и семья, и слава, и дети. А жить вдруг стало незачем. А в церкви понял, что жить, оказывается, надо, чтобы приготовиться к вечности. И если, например, этот конкретный день я прожил так, что никому не сделал ничего хорошего, то я его прожил бессмысленно.
— У вас есть любимый святой, к которому вы чаще всего обращаетесь в своих молитвах?
— Исаак Сирин, он жил в Сирии в VII веке. Я читаю его труды просто подряд. Он очень четко объясняет, что такое Господь. Что это сплошная любовь и милость. Созидающая сила.
Например, он пишет: не называй Бога справедливым. Справедливость и милосердие, как сено и огонь не могут сосуществовать в одной душе. Потому что, если бы Бог был справедливым, нас бы с тобой уже тысячу раз надо было бы сжечь. А мы по милости Божьей все тут стоим — сыты, одеты. Все говорят — кризис. А ты открой свой холодильник — там все протухло уже. Вот в Великую Отечественную войну действительно кризис был. И люди все равно жили. И в блокаду жили.
Сирин на этот счет пишет — всегда свои скорби сравнивай с большими, а добродетели с меньшими. Очень советую его почитать. Кое-что у него очень сложное, а кое-что вполне доступно. Я всегда с ним. И у меня ощущение, что он всегда знает, что я почувствую в следующую минуту.
— А с каких духовных книг вы начинали?
— С «Сокровищницы духовной мудрости», где изложены Евангельские чтения на каждый день года. Плюс на каждый день там даются высказывания великих святых — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Симеона Богослова, Исаака Сирина. Я когда начинал в церковь ходить, даже выписывал из нее цитаты, которые очень трогали мое сердце. Книга издана Сретенским монастырем в 2002 году.
Знаете, Господь ведь когда человека призывает, то посылает ему свою благодать как бы авансом. И я когда эту книгу читал, весь трепыхал. Позже уже стал читать святоотеческие труды.
Путь у каждого свой, но дорога одна. Стратегия ясна — люби Бога и люби ближнего своего. А тактику надо черпать из наставлений святых отцов.
Я вот раньше как все нормальные советские люди разговаривал матом. А сейчас я даже когда молотком по пальцу себя ударю случайно — из меня эти слова не вырываются. Их во мне просто нет! Вот как Бог исцеляет…
Но Бог не может кого-то насильно уберечь, если человек сам того не хочет.
— А в каких случаях, по-вашему, нельзя смиряться и терпеть?
— Если при вас в троллейбусе кто-то обижает женщину или ребенка — надо ему врезать. Также в случае, если война. Если обижают твою родину, твою семью — надо идти и защищать их.
— А беженцев, на ваш взгляд, Европе надо принимать?
— Думайте о себе, а не о беженцах. Святые советуют — каждый человек должен делать себя и не обращать никакого внимания на то, что происходит вокруг. Потому что если хоть один Петя или один Вася откажется от своих грехов и откроет свое сердце для Бога, то ради одного этого Пети или Васи Господь может помиловать целые страны и народы.
Как у нас в деревнях говорят — Бог не Тимошка, он видит немножко. Бог видит и тебя, и меня, и всех остальных. А думать о глобальных проблемах — надо принимать беженцев или не надо — это чепуха.
Не знаю я, что делать. Обращайтесь с этим вопросом в молитвах к Богу: «Господи, хочу познать твою волю на этого араба в шапочке, который стоит рядом со мной!». Бог каждому из нас хочет спасения. Ничего случайного он нам не посылает. Если не понимаешь, для чего послал, то думай, молись и спрашивай Божью волю.
Сложный вопрос. Все зависит от ситуации. Если ты одинока и не знаешь, чем заняться, сидишь себе вяжешь, то может этот араб как ангел в твою дверь стучит, и через него ты душу спасешь.
В целом, конечно, абсолютно понятно, почему Европа все это получила. За отказ от Бога. За однополые браки. За то, что дети в блуде рождаются. В той же Франции в браке теперь рождаются только восемь процентов детей. Что вы хотели, если так живете?
Почему арабы говорят европейским женщинам, что они одеваются как шлюхи? Потому что одеваться наши женщины стали как проститутки. У нас на трассах стоят бабы, которые не знают, как бы им так одеться, чтобы раздеться. Я не ханжа — пожалуйста, одевайся, как хочешь. Но как-то не очень приятно смотреть на голых баб на улице. Женщина все-таки должна быть тайной…
Я был в храме святого апостола Петра в Риме. Огромный храм пустой стоит. И Saint Paul в Лондоне пуст. Там нет молящихся. Только одни туристы!
Вы без Бога хотите жить? Тогда получите то, что мы получили в 17-м году, когда люди забыли Бога и сами хотели новый мир построить. В 13-м году в России экономический рост был, 14 процентов прироста продукта, а рождаемость при Николае Втором была такая, что если бы и дальше так дело пошло, то сейчас россиян было бы 600 миллионов! А нас нынче всего 140 миллионов.
Способ выжить один — отказ от греха во всех своих делах и каждому думать о том, куда лично он стремится. А результаты — это не наше дело.
— Путь через тернии бесконечен?
— Конечно. В страдании сокрушается сердце. И только через трещины и раны в него может проникнуть благодать Божья.
Когда страдаешь — Бог к тебе ближе. В тюрьме, в больнице — он там прям сам ходит.
В 1937 году, за шесть дней до расстрела один священник писал жене из лагеря: «Радости нет предела!» Вот что такое Господь.
И помнить надо, что дьявол нас искушает смотреть вокруг, а не в себя.
Знаете, почему Господь сделал нас свободными? Потому что любить можно только по свободному выбору. И Бог хочет, чтобы мы его любили по своему свободному выбору. И этот выбор у нас стоит по пятьсот раз на день. Промолчать или ответить, обидеть или не обидеть, обидеться или не обидеться?
Кто такие криевини? Следующая публикация:
Учимся у друидов и древних славян