Добрая традиция — каждый свой новый фильм любимый народом режиссёр, сценарист, драматург Станислав Говорухин представляет рижскому зрителю лично — в Доме Москвы. Все его картины последних лет директор МКДЦ Юрий Силов, выйдя на сцену в минувшее воскресенье, перечислил без запинки: «Благословите женщину», «Пассажирка», «Артистка», «В стиле Jazz».
Несмотря на свою занятость в Госдуме, режиссёр весьма плодовит в творческом плане, каждые два года выдавая по картине. И вот очередная премьера — «Конец прекрасной эпохи». И как всегда на творческих встречах с мэтром, на входе в Дом Москвы спрашивают лишний билетик.
И вот ещё деталь: обычно режиссёры общаются с публикой до показа своих картин, понимая, что как только пойдут титры, большая часть зрителей потянется к выходу. А вот Говорухин полупустого зала не боится — он сначала даёт людям увидеть, что у него получилось, а потом ждёт вопросов. И люди после демонстрации не торопятся расходиться — Говорухина любят послушать «живьём». Его вечно насупленный вид, едкие замечания и честные признания без тени самолюбования вызывают уважение. А его фильмы, пусть они не производят катарсиса в душе, затрагивают какие-то чувствительные струны. В них всегда присутствуют незатейливый и понятный сюжет, привлекательные человеческие характеры, достоверный антураж, любовно выстроенные детали и комплект хороших актёров. И главное — с любовью переданная атмосфера времени. Говорухин талантливо окутывает нас романтичным флёром светлой ностальгии по минувшей эпохе, по ушедшей натуре — будь то начало прошлого века или хрущёвская оттепель. Всё это сработало и в последней его ленте — после показа многие благодарили Станислава Сергеевича буквально со слезами умиления на глазах.
Чудесные 15 лет — с 1953-го по 1968-й — благодарный материал для съёмок, на который киношники и телевизионщики летят как мухи на мёд. Сколько одних только ретро-сериалов (среди которых и блистательная «Оттепель») снято за последние пару лет на этой фактуре!
Станислав Сергеевич напомнил, почему у художников и у зрителей этот период вызывает такой интерес.
«Это был неслыханный в истории России всплеск в искусстве и науке, который оказал громадное влияние на последующие десятилетия. Это потрясающие авторы в литературе, это военная проза, и городская, и деревенская, это поэзия Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко… Это совершенно потрясающий театр: «Современник», Таганка, товстоноговский БДТ, это великий кинематограф: «Летят журавли», «Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет»… Даже трудно объяснить причины такого взлёта».
Наверное, объясняет их один из героев новой ленты Говорухина: творческой личности нужно суметь влезть в узкую щель между совестью и подлостью. Да и книга Сергея Довлатова, которая привлекла режиссёра, называется «Компромисс». Она о границах дозволенного для художника в отношениях с властью.
Для Говорухина, депутата и доверенного лица президента, тема не абстрактная. Его выбор повести Довлатова для сценария не случаен: Говорухин, как и ни разу не напечатанный в СССР, а позже знаменитый писатель-эмигрант, попробовал горько-сладкий хлеб советской журналистики, с ног до головы опутанной цензурой. «Этот фильм во многом автобиографичен. Это и моя личная история. Я тоже начинал в газете, потом редактором на только что образованной студии телевидения в Казани. Все эти ситуации, описанные Довлатовым, я прошёл. Начиная с 400-тысячного новорождённого в городе и заканчивая поездкой к ударнице-доярке. Поэтому и в фильме много личного, непридуманного».
Примечательно, что в фильме ни в одной из сцен бесконечных перекуров, пересудов и дружеских возлияний не звучит ни одного матерного слова. Это потому, что теперь закон такой в Росси принят — о запрете нецензурной лексики в публичном пространстве?
«Ну, во-первых, я сам автор этого закона, — ответил автор. (И в этом месте зал ему бурно зааплодировал.) — Да и вообще, мат на сцене, на экране не нужен. Какое счастье, что до вас не доходит новое русское кино, получающее всякие премии. Вот позавчера ночью смотрю телевизор. Новое русское кино. Мужик вынимает свою пипиську (а ведь законом запрещено показывать на экране половые органы), да она ещё с татуировкой, писает в стакан и пьёт мочу. В другом фильме товарищ вызывает проститутку, и у него такая фантазия: он хочет, чтобы она испражнялась на его лицо… Это невозможно смотреть».
Упадок культуры в России — он есть или нет? Вечный вопрос, на который Говорухин ответил так: «Когда взорвалась наша ракета «Булава», ко мне подошла одна старая учительница и сказала: «Знаете, пока не отменят ЕГ (единый госэкзамен. — Прим. ред.), ракеты будут взрываться». Она абсолютно права. Откуда взялась нынешняя система образования с её ЕГ-угадайкой — я не понимаю». Собственно, сам этот творческий вечер в минувшее воскресенье и начался с минуты скорби — в этот день в Египте рухнул российский аэробус, погибли 222 ????????? человека.
А не было проблем со съёмками фильма в Таллине? Это же город Евросоюза?
Ничуть, заверил Говорухин. «Мы и сами там работали с большим удовольствием, и все вокруг проявляли к нам огромную доброжелательность и отзывчивость. А вот в Риге, когда прилетел, паспорт у меня забрали и минут 15 изучали. Что они там выясняли? Но потом отдали и пропустили».
«Конец прекрасной эпохи» снят в чёрно-белом формате. Предсказуемый вопрос из зала: зачем? Станислав Сергеевич рассказал анекдот в тему. Мойше спрашивают: «Скажите, зачем евреи делают обрезание?» Тот отвечает: «Ну, во-первых, это красиво…» (Зал хохочет). «Чёрно-белое кино — это, во-первых, красиво. Во-вторых, поскольку на мои фильмы в кинотеатры не ломятся, я должен делать долгоиграющее кино. А если вы видите пятидесяти-шестидесятилетней давности цветные киноленты — там выцвели краски, они стали противного цвета. А посмотрите сегодня какое-нибудь чёрно-белое кино — например, «Я шагаю по Москве» — оно свеженькое, как вчера снятое».
А что знает режиссёр о современной России, о нынешней молодёжи? И нет ли у него замысла снять что-то на злобу дня?
— Нет, такого замысла нет. Иногда появляется соблазн, но я тут же ловлю себя на мысли, что я ничего не знаю про сегодняшнюю жизнь. Иногда мне что-то рассказывают, и у меня глаза на лоб от удивления лезут. Потому что я давно уже не езжу в метро, за много лет ни разу не был на рынке… Я такой скучный чиновник, сижу всё время в Госдуме. Но жизни не знаю — честно. А тем более ничего не понимаю про молодёжь».
Андрей Смоляков: «За деньги не купишь ни веру, ни карму, ни очищение» Следующая публикация:
Не райская жизнь на райских островах