В 2004 году средний латвиец тратил на продукты питания 49,05 евро на одного члена семьи. Спустя 10 лет эта цифра выросла до 80,43 евро. Почти в два раза. Расходы на медицину и вовсе повысились в три раза — с 5,38 евро на члена семьи до 15,04 евро. Но при этом правительство нас уверяет, что жить в Латвии всем нам стало лучше. Ведь мы же в ЕС! Так ли это? «Суббота» узнала мнение рижан.
10 лет спустя
Для начала взглянем на цифры статистики от Центрального статистического бюро: сколько и куда мы тратили в 2004 году и в 2014 году. Мы видим, что абсолютно все расходы за 10 лет выросли. Причём существенно. С одной стороны, все эти годы была инфляция, поэтому закономерно, что цены росли. Однако, по данным того же ЦСУ, инфляция за это десятилетие увеличилась в среднем на 63,9 процента. А теперь посмотрим, насколько выросли за этот срок цены на продукты питания. Почти в два раза!
Но это ещё что! Берём расходы на содержание жилья. В них включаются не только коммунальные платежи, но и газ, электричество и т. п. В 2004 году мы тратили на это 20,70 евро на одного члена семьи, спустя 10 лет — уже 46,93 евро. А в этом году, не сомневайтесь, эта цифра подскочит ещё сильней, ведь здесь не учитываются резко выросшие тарифы электроэнергии после отмены монополии плюс введение 21 процент НДС на управление домами.
Глядя на цифры расходов на здоровье, и вовсе хочется плакать. В 2004 году — всего 5,38 евро, спустя 10 лет — 15,04. И это без учёта подарков врачам — кто ж не даёт денежку в конверте после родов или операций, да и просто хорошим специалистам, чтобы попасть без очереди. И, наконец, ещё один рекордсмен по подорожанию — транспорт. Всё правильно, если стоимость бензина растёт, дёшево не уедешь. К примеру, в 2004 году бензин стоил 65 центов, через два года его цена подскочила до 95 центов. Сейчас дешевле одного евро горючего и не найти.
Коварная статистика
Впрочем, сравним не только наши расходы, но и доходы. И тут мы увидим интересную вещь. За 10 лет наши доходы, если верить официальной статистике, выросли почти в три раза! Если в 2004 году зарплата (на руки) в среднем составляла 195 евро, то в прошлом году — 548 евро. На фоне таких цифр рост расходов уже не выглядит таким трагичным. Однако «Суббота» попыталась выяснить: у кого же за 10 лет так резко выросли зарплаты? И где работают эти счастливчики? На удивление, нам не удалось найти ни одного человека с такой прибавкой к жалованью. Нет, кто-то и вправду стал жить лучше. Кто-то получил более высокую должность. Кто-то вышел на пенсию, но продолжает работать. Кто-то просто больше стал вкалывать — взял вторую работу, дополнительные часы.
Ключик к отгадке этого парадокса вот в чём. Весь наш 10-летний рост зарплаты сильно совпадает с тем, как росла минимальная заработная плата в государстве. В 2004 году минималка была всего 120 евро. Работникам так и платили — минималку или чуть выше. Сегодня минималка 360 евро — и зарплата на руки чуть выше этой суммы. То есть понять, выросли ли реальные доходы наших жителей, по статистике практически невозможно.
Ну что ж, спросим тогда у самих людей.
Александр Иванов, пенсионер, старший по дому, живёт в Зиепниеккалнсе: «Люди озлобляются»
— Раньше однозначно можно было прожить на меньшую сумму. У нас в доме тридцать процентов пенсионеров, тридцать процентов работающих. И я вижу, как люди озлобляются. Пенсионеры — из-за того, что дошли до края. А работающие люди — потому что сильно выматываются. Приходят вечером с работы выжатые как лимон. Раньше, при дефиците товаров, холодильники были полные, и жизнь была спокойнее. А сейчас в магазинах всего полно, да купить не на что. И жизнь стала намного напряжённее. А сейчас ещё введут 21 процент НДС на управление домом. Станет ещё тяжелее.
Алевтина Григоренко, юрист, живёт в Юрмале: «Живём как в лихие 90-е»
— Уровень жизни очень снизился. Наше благосостояние сейчас даже не как в кризисные годы (2008-09-й), а почти как в лихие 90-е. Нашей семье из пяти человек, чтобы хватило на продукты, квартплату, бензин, лекарства, нужно иметь не меньше 2500 евро в месяц, а мы выживаем на 1200-1500. В магазине покупаешь самое необходимое из продуктов, без всяких излишеств и деликатесов, и за раз оставляешь 25-30 евро.
А доходы уменьшились. Раньше за оформление рядового юридического документа — допустим, ходатайства в суд — я брала 30 латов, сейчас — 25-30 евро. Потому что у людей катастрофически нет денег. Практически все юристы понизили тарифы. Мы раньше считали себя средним классом. А теперь бедные все, у кого доход 500-600 евро. Я, например, три года откладывала операцию, чтобы накопить на неё денег.
По сути, средняя прослойка населения в Латвии исчезает. Остались бедные и богатые. Да и богатые тоже плачут. Знаю это по своим клиентам. У многих имущество заложено-перезаложено, а они берут ещё кредиты и продолжают ездить в экзотические страны, чтобы не уронить статус в глазах своего круга.
Гермина Хансен, педагог, завуч, живёт в Риге: «В нашей стране лучше не болеть»
— Пять лет назад я вышла на пенсию, но продолжаю работать. Когда есть и зарплата, и пенсия, жить, конечно, легче. В принципе, если буду экономить на еде, могу даже слетать куда-то на отдых. Но учителям, которые живут только на зарплату, трудно. Никакого повышения зарплат в школах за все эти годы так и не было.
Самые сногсшибательные расходы, конечно, на медицину. Я три года назад сделала операцию, заплатила за неё 3500 евро и до сих пор расплачиваюсь. Но вообще стараюсь не болеть и к врачам не обращаться. Хотя понимаю, что надо было бы провериться…
А вот у дочери материальное положение заметно ухудшилось. Она пианистка, профессор консерватории, концертмейстер. В консерватории зарплаты маленькие, а ставки за выступление в концертах снизились в пять раз. Раньше она за концерт могла получить 500 латов, сейчас — 100 евро. Прежде мы с дочерью жили отдельно, она снимала квартиру — доходы позволяли. Сейчас из-за экономии мы с ней съехались.
Дина Фрост, бухгалтер: «Ситуация как в анекдоте»
— За 10 лет зарплата точно не выросла в 2,5 раза. За это время я сменила работу, и это повлияло на мой доход в лучшую сторону. Но я точно знаю, что если бы я работала все 10 лет в старой фирме, доход мой не вырос бы так сильно. Что же касается цен, то они ощутимо выросли за это время. Помню, раньше яйца стоили 60 центов за десяток без всяких акций. Сейчас и за один евро яиц уже не найти. А с булочками в кафе Sala так вообще смех был. Сначала цены на них подняли за несколько месяцев до перехода на евро, потом после перехода, когда уже можно было повышать цены, а потом ещё раз.
Всё это говорит о том, что статистика не отражает реального положения людей. Напоминает анекдот про Машеньку.
Детский сад времён застоя. Идёт занятие.
Воспитательница: Дети, скажите, где самые хорошие игрушки?
Машенька: В Советском Союзе…
В.: Правильно, Машенька. А где самые хорошие воспитатели?
Ирочка: В Советском Союзе…
В.: Правильно, Ирочка. А где самые хорошие детские врачи?
Сашенька: В Советском Союзе…
В.: Правильно, Сашенька. Ой, Машенька, а почему ты плачешь?
Машенька: В Советский Союз хочу-у-у-у…
Елена Кириллова, фрилансер: «Раньше я шиковала на 500 евро»
— Интересный вопрос. Если честно, точных цен 10-летней давности я не помню, но могу в целом сказать о своих ощущениях. В то время (если перевести в евро) мне на месяц для вполне комфортной жизни хватало 500 евро, а сейчас еле-еле хватает на жизнь 1500 евро… Ну вот как-то так… А говорите, в два раза цены выросли… Не верю!
Полина Э., мать троих детей: «Ребёнок сейчас обходится дороже»
— Я прекрасно помню цены 10-летней давности, и кое-что даже у меня записано. Например, траты на ребёнка. Совершенно новый комбинезон «Рейма» я покупала за 30 латов. Сейчас такой же в магазине стоит 120 евро. Шапка стоила три-четыре лата, колготки — по 1-1,40 лата, трусики и майки — один-два лата. Платьица — до пяти латов. У меня сохранилась распечатка трат в роддом. Посмотрела и вижу, что сейчас по всем позициям больше чем в два раза подорожало абсолютно всё. И сами роды, и вещички для малыша. К примеру, анестезия стоила 50 латов, сейчас — 150 евро. Платные роды были 150 латов, а сейчас — 650 евро. Коляску купила за 50 латов (новую!), сейчас таких цен вообще нет. 15 латов стоила кроватка с матрасом. Сейчас дешевле 50 евро нет ничего. Кстати, в 2004 году я получала больше, чем сейчас, на 200 евро.
ХУЖЕ
Нормунд Гростиньш, политолог, председатель общественной организации «Латвийский институт будущего»: «Не верьте официальной статистике!»
— Если говорить о сравнимом росте цен и доходов, то в обоих случаях мы имеем дело с официальной статистикой. А она подгоняется под установки тех, кто считает Латвию историей успеха. То есть под заказ правительства. Помните, когда после начала санкционной войны цены на продукты выросли на 20 процентов, правительство публиковало данные, что рост составил всего 0,1 процента? Потом, конечно, некоторые товары опять подешевели — из-за невозможности их экспорта в Россию.
Но в целом — как создаётся радужная картина? Если цены на бриллианты не выросли, а на хлеб подскочили, нам покажут среднее арифметическое. И скажут, что никакого подорожания не было. То же и с доходами: они стабильно растут у депутатов, чиновников высшего звена, управляющих госпредприятий. А в тени их благосостояния остаётся масса людей, которые получают минималку. Выводится средняя температура по больнице. В реальности же цены бьют по нашему карману сильнее, а доходы растут медленнее, чем отражают официальные цифры. Люди это чувствуют на своей шкуре. И теперь надо крутиться как белке в колесе, чтобы свести концы с концами. Но вот есть косвенный, но весьма красноречивый показатель. За прошлый год в общественном транспорте было поймано на три тысячи больше «зайцев», чем в 2013-м, — то есть на 100 человек в месяц (а ведь скольких ещё не поймали!). Это говорит о том, что не сильно-то разбогател наш народ. История успеха только у Валдиса Домбровскиса, который теперь на посту вице-президента Еврокомиссии, безусловно, зарабатывает больше.
ЛУЧШЕ
Гирт Рунгайнис, инвестиционный банкир: «Мы просто живём ностальгией по «жирным» годам»
— Люди не видят позитива по двум причинам. Во-первых, они живут прошлым, потому что ностальгия — это приятно. В прошлом и трава была зеленее, и небо голубее. Это природа человеческая… Во-вторых, в этот период — 2004-10 годы — случился большой рост экономики, который мы называем сегодня «жирными» годами. В то время даже самый неквалифицированный работник мог получать где-нибудь на стройке 1000 латов и жить припеваючи. Тогда же все кинулись покупать дорогие машины и квартиры. А потом наступил кризис, и бизнес стал оптимизироваться. Масса людей была уволена, и по сей день последствия кризиса ещё не пережили около 100 000 человек в Латвии. Они никогда не ответят, что сейчас жить им стало лучше, потому что они сравнивают своё финансовое состояние даже не с 2004, а с 2006-07 годами. Кроме того, сейчас экономика растёт на два-четыре процента в год, и это очень мало для того, чтобы жители ощутили рост своего материального благосостояния.
Что же касается русскоязычных жителей в Латвии, то плюс ко всем экономическим проблемам, на мой взгляд, у них ещё есть чувство обиды на это государство. Они не чувствуют себя дома, и это является ещё одним фактором для естественной оппозиции всему, что происходит в Латвии. В отличие от россиян, которые находятся в худшем экономическом положении, но готовы многое простить своей родине.
Не райская жизнь на райских островах Следующая публикация:
Фитнесс по науке