В СССР мы отчаянно ругали советскую бюрократию. Сколько на эту тему было снято изобличительных сюжетов в «Фитиле», сколько напечатано фельетонов и карикатур в прессе! Но мы и представить не могли, до какой степени раздуется бюрократия в маленькой суверенной Латвии. Судите сами: в среднем в ЕС на тысячу жителей приходится 82 чиновника, а в Латвии — 176. Более чем в два раза! Зачем маленькой Латвии столько чиновников? Что они делают и за что получают зарплату? Ответы на эти вопросы «Суббота» искала вместе с экспертами.
Неудержимый рост бюрократии
Разбухание управленческой надстройки началось с первых лет независимости — параллельно с усыханием промышленности и оттоком населения из уже суверенной Латвии. Пугающую динамику этого процесса в своё время зафиксировал исследователь-экономист Эрнест Буйвид, в книге «Латвийский путь: к новому кризису». (К сожалению, автор ушёл из жизни в 2010 году.)
Буйвид приводит следующие цифры: в 30-х годах прошлого века чиновники составляли 1,3 процента численности латвийского населения. В то время в промышленном производстве Латвии работало всего 13,5 процента населения, то есть 256 тыс. человек. На 10 рабочих приходился один чиновник.
В Латвийской ССР этот показатель снизился до 0,79 процента. А численность населения выросла с 1,9 до 2,66 миллиона — на 40 процентов; численность работающих — до 1,41 миллиона. То есть стала больше в шесть раз! При этом число чиновников уменьшилось с 24,6 тысячи до 21 тысячи (один чиновник на 67 трудящихся). А дальше началось самое интересное…
1990 год. Мы стали свободны и независимы и взялись всё перестраивать. Уже к 1995 году численность латвийских чиновников выросла в 3 раза и достигла 61 тысячи человек. Между тем, у нас уже была рыночная экономика, не требующая особого регулирования, в отличие от экономики плановой, где каждый шаг должен был быть утверждён и скреплён несколькими печатями.
2004 год. Страна на пороге вступления в ЕС. Госчиновников, по статистике, уже 73 тысячи. Столько же, сколько в Литве (но в Литве населения в полтора раза больше). Одновременно росли расходы на содержание чиновничества: в кризисном 1998 году они составляли 26,3 процента латвийского ВВП. (В конце 80-х ещё при Советах — всего 8,3 процента от ВВП.) В тот же год Литва на это тратила 24,5 процента, Эстония — 22,6 процента. А США — 15,2 процента. За 4 года расходы на чиновников выросли на 70 процентов, что вдвое превысило рост ВВП, отмечал экономист. Чиновничья зарплата превысила среднюю на 20-50 процентов, за чиновника всегда оплачивались все социальные взносы и страховки, он обеспечивался самым лучшим полисом медицинского страхования, всевозможными компенсациями и премиями.
«Если бы мы взяли пример с нашего заокеанского идеала и устроили себе такое экономное правительство, как в США, у нас осталось бы на другие расходы в сегодняшних ценах 966 миллионов латов в год. Шесть «Замков света»!» — иронизирует Буйвид.
2008 год. Страна радуется жирным годам. Жирует и госаппарат, который насчитает уже 88,3 тыс. человек, или 7,65 процента от экономически активного населения.
2013 год. Кризис ударил не только по работающим в частном секторе, но и по чиновникам тоже. Их число сократилось до 66 тысяч. Но учитывая тот факт, что страна за это время потеряла около 200-250 тысяч трудоспособных жителей, удельный вес чиновников вырос до 9,3 процента.
Эта сложная статистика
Тут следует уточнить, кто такие чиновники и что считает статистика.
Чиновники и люди, занятые в бюджетной сфере — это не одно и то же. Есть ещё третья категория — это работники государственного управления и самоуправлений. Всего получаем три цифры. Не путаем их!
Всего в общественном секторе работает около 300 тысяч человек, сюда входят и врачи, учителя, пожарные. То есть люди, получающие зарплату из бюджета. Следующая категория — около 70 тысяч человек — это работники госаппарата и самоуправлений. И наконец, так называемые «чистые» чиновники, которые трудятся только в госуправлении — это 11 500 человек. Вроде бы выглядит не так страшно. Однако в этой статистике много лукавства.
Во-первых, во времена кризиса, когда страна рапортовала, что идёт сокращение чиновников, ликвидированы были в основном мало оплачиваемые должности. Чиновников с высокими окладами старались трогать в самую последнюю очередь. В результате усилился разрыв между доходами низовых работников и высшими управленцами.
Во-вторых, государство стало передавать часть своих функций (разработку некоторых законов и осуществление различных проектов) частному сектору. На определённый заказ проводится конкурс, победитель получает финансирование. Формально те, кто реализует заказ, не считаются бюджетниками и не учитываются в официальной статистике, но выполняют те же функции, что и штатные сотрудники госучреждений. И вознаграждение они получают из бюджетных доходов.
В третьих, уже в 2012 году число чиновников снова выросло на две тысячи. А поскольку исход народа Латвии продолжается со скоростью 20-25 тысяч человек в год, работы чиновникам вроде как меньше, а их удельный вес больше. Стало быть, и налоговая нагрузка на нас ещё больше.
Больше чем в ЕС!
— Что творится у нас с чиновниками лучше всего расскажут цифры, — поясняет «Субботе» политик и бывший глава государственного контроля Ингуна Судраба. — В среднем по ЕС число чиновников на тысячу жителей составляет 82 человека. А в Латвии этот же показатель — 176 человек. В два раза больше! Ещё одна говорящая за себя цифра. Сравниваем два года — нынешний и 2007 год. В 2007 году число людей, работающих в частном секторе, составляло 782 тысячи. Фактически эти люди кормили всех бюджетников и государство через свои налоги. В этом году их осталось 515 тысяч. Сокращение колоссальное! Но при этом объём денег бюджета за эти годы вырос с 6,65 миллиарда евро до 7,3 миллиарда евро. Получается, что сильно выросла и нагрузка на каждого работающего. Для Латвии это просто нонсенс — иметь такой бюрократический аппарат и даже не пытаться что-то делать, чтобы его уменьшить.
Бежим впереди паровоза
Впрочем, совсем недавно глава госканцелярии Мартиньш Криевиньш всё же признал, что в Латвии стоило бы сократить пятую часть чиновничьего аппарата. Чтобы работа министерств и ведомств была более эффективной, необходимо больше концентрации на решении существенных проблем. Глава госканцелярии похвалил инициативу министерства финансов и правительства сократить бюджеты министерств на 3 процента. Однако в планах по режиму экономии сокращать штат своих сотрудников министерства пока не собираются.
Почему же так получается, что чиновники растут как на дрожжах, и бизнес уже не может их прокормить? Зачем в маленькой Латвии столько чиновников? Что они делают?
— По этому поводу Еврокомиссия даже однажды пошутила: Латвия всегда прыгает выше всех, — иронизирует Ингуна Судраба. — Положим, по нормам ЕС нам надо создать какую-то контролирующую организацию. Другие страны создают отдельное подразделение с новыми функциями в рамках уже работающей структуры. То есть обходятся малыми расходами. Что делают в Латвии? Мы сразу создаём новую большую организацию на 40-50 человек, где есть директор, руководители департаментов, IT-отдел, бухгалтерия и даже уборщицы. На это беспрекословно выделяют огромные средства.
Ещё у нас любят писать всякие планы, которые потом благополучно хранятся на полках. Этих планов — тысячи! Они никому не нужны, никто их потом не читает и не выполняет. Но кто-то же их пишет!
Беда в том, считает Судраба, что на самом высоком уровне нет понимания таких простых вещей. В стране нет нормальных руководителей, говорит она.
Идеальный чиновник: как в Сингапуре
«У нас в стране нет лидера, — поддерживает Ингуну Судрабу представитель бизнеса Айгарс Ростовскис, глава Латвийской торгово-промышленной палаты. — Знаете, такого харизматичного, волевого, который жёстко навёл бы порядок в стране. Отсюда проблемы».
— Представим среднестатистического чиновника — продолжает Ростовскис. — Он сидит себе в чистеньком кабинете, что-то там делает каждый день, получает зарплату стабильно в определённый день, со всеми благами в виде страховок и премиальных, а ещё и попутно занимается каким-то мелким бизнесом. Он — классический потребитель. Он ничего не производит. И таких потребителей у нас слишком много!
По мнению бизнесмена, Латвии нужен очень маленький и компактный чиновничий аппарат. Чиновник должен нести ответственность за свои решения, а не так — что-то там подписал, а потом концы в воду. И самое главное — его зарплата обязательно должна зависеть от результатов.
— Это только кажется, что привязать зарплату к результатам — это что-то невероятное, — говорит Ростовскис. — Например, в Сингапуре, откуда мы только что вернулись, это получилось. Чиновник там — это очень квалифицированный специалист, лучший в своей сфере, он работает по 12 часов в сутки, но и получает в среднем 1 миллион евро в год. Но поверьте, он стоит этих денег! Умные и ответственные чиновники — это одна из причин процветания Сингапура.
Был ли Адольф Гитлер в Латвии? Следующая публикация:
Квоты и моты