11 сентября, в пятницу, самому известному, самому почитаемому поэту, литератору и мыслителю Латвии Янису Райнису (настоящая фамилия — Плиекшанс) исполняется 150 лет. Символично, что в этом же году, 16 марта, мы отмечали 150-летие его супруги — поэтессы Аспазии, второй ключевой фигуры в культуре Латвии.
У Райниса всё было символично. Его жизнь даже замкнулась своеобразным кругом: родился 11 сентября, умер 12 сентября.
Судьба поэта
Янис Плиекшанс появился на свет в 1865 году на хуторе «Варславаны» в Курляндской губернии, тогда ещё находившейся на территории Российской империи. Учился на немецком языке в немецкой школе в Даугавпилсе. Окончил юридический факультет Петербургского университета, по завершении которого работал по специальности в Вильнюсе (Вильно), Берлине, Паневежисе и Елгаве.
С конца 1880-х годов Райнис интересуется как литературой, так и политикой. Становится членом редакции газеты Dienas Lapa, представляющей интересы группировки новотеченцев, близких к социал-демократии. Пишет стихи и политические памфлеты, активно «делает революцию», за что сидит в тюрьмах и отправляется в ссылки. Во время заключения переводит на латышский язык «Фауста» Гёте.
После революции 1905 года, в которой Райнис очень активно участвовал, поэт эмигрирует в Швейцарию. Там он создаёт свои самые знаменитые стихи и пьесы (среди них — Ave sol, «Золотой конь», «Индулис и Ария», «Вей, ветерок!», «Иосиф и его братья», «Играл я, плясал», «Огонь и ночь»).
В 1920-м Райнис возвращается на родину, уже в независимую страну. Избирается депутатом Учредительного собрания Латвии и депутатом Сейма. В 1921-25 годах был директором Национального театра, в 1926-28 годах — министром просвещения Латвии. Является одним из авторов латвийской Конституции. Райнис даже баллотировался на пост президента Латвии, но проиграл выборы. Незадолго до смерти первым среди деятелей культуры был награждён высшей наградой страны — орденом Трёх Звёзд.
Сестра Райниса Дора была женой Петра Стучки, главы первого большевистского правительства Латвии.
Умер поэт в 1929 году в Юрмале, на следующий день после того, как ему исполнилось 64 года.
Знаете ли вы, что…
Самые большие латвийские музеи Райниса, которые надо обязательно посетить, — дом-музей в Биркинелях (Даугавпилсский район), «Ясмуйжа» в Прейльском районе, «Таденава» в Екабпилсском районе, Дом Райниса и Аспазии в Риге и дача Райниса и Аспазии в Юрмале.
В России в честь Райниса названы улицы в Москве, Пскове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Казани.
Память о Райнисе чтут и в других странах бывшего СССР. В столицах Белоруссии и Армении также есть улицы, названные в честь Райниса.
В честь Райниса назван кратер на Меркурии.
Первым латвийским театром, который выпустил спектакль в честь 150-летия Райниса, стал Латвийский Национальный театр. 29 января 2015 года здесь состоялась премьера постановки московского режиссёра Кирилла Серебренникова «Сны Райниса».
Событие в театральной жизни
26 сентября, в субботу, Рижский русский театр им. М. Чехова откроет свой новый сезон премьерой спектакля «Благословение любви». Жанр авторы обозначили как театральные импровизации по произведениям Райниса и Аспазии.
В спектакле будут звучать фрагменты произведений и личной переписки Райниса и Аспазии, материалы из книги Роальда Добровенского «Райнис и его братья. Семь жизней поэта», а также песни на латышском языке. Разумеется, на стихи Райниса и Аспазии. Музыку для спектакля сочинил маэстро Артур Маскатс. Главные роли исполнят Нина Незнамова, Леонид Ленц, Ника Плотникова, Елена Сигова и молодые артисты театра.
Режиссёр-постановщик и автор спектакля в целом — художественный руководитель театра Игорь Коняев. По окончании одной из репетиций мы встретились с ним, чтобы узнать, как идёт работа над новой постановкой и к чему готовиться нашей публике.
Сначала будет флэш-моб!
— 11 сентября, в пятницу, непосредственно в сам день рождения Райниса, который должны праздновать вся Латвия и мы, русские актёры, вместе со всеми, у главного входа в Рижский русский театр ровно в 10.30 начнётся большой праздничный флэш-моб!
Он будет посвящён первому стихотворению Райниса, которое он написал примерно лет в двенадцать. Райнис писал стихи и в более юном возрасте, но только на немецком языке, а это было его первое стихотворение на латышском. Создал он его благодаря своему учителю в немецкой школе, который преподавал латынь и древнегреческий. Учитель внушил Райнису мысль, что родной язык должен присутствовать в каждом человеке, а тем более в поэте.
Эта идея о совершенствовании родного языка и родной литературы поселилась в душе Райниса с тех самых пор. Поэтому он всегда занимался переводами, учился на них и, по сути, с их помощью создавал литературный латышский язык. За что ему отдельный низкий поклон, потому что вне языка не существует культуры. Райнис привнёс в литературный язык Латвии огромное количество новых слов и, по сути, стал его создателем.
Что такое серебристая нить совести
— На ваш взгляд, Райнис — это латышское всё?
— Райнис — выдающаяся личность. Но думаю, что с огромной любовью и уважением к нему по большому счёту относятся только очень образованные и культурные люди, те, кто может по достоинству оценить степень вклада Райниса не только в латышскую, но и в мировую культуру.
А все национальные культуры, как известно, так или иначе существуют в каком-то контексте. Русская культура, например, не существует в отрыве от французской культуры и немецкой. Пушкин читал и древнегреческих авторов, и французов. У него есть множество их вольных переводов. И Лермонтов так же, и Достоевский. И латышская литература существует в контексте мировой культуры.
Аспазия не случайно называла Райниса ледяной недостижимой вершиной. Именно Аспазия первой оценила дар Райниса.
И не только потому, что она его полюбила как женщина. Поверьте, если б он был бездарен, она его не полюбила бы! Он смог стать тем неповторимым любовником этой творческой женщины, ради которого она совершала все эти подвиги: вытаскивала его из тюрьмы, моталась с ним по ссылкам… Тем более что до Райниса у Аспазии был любовником русский офицер — красавец-раскрасавец, от которого она, говорят, даже сделала аборт и которого просто обожала.
Конечно же, на Аспазию в первую очередь повлияла творческая личность Райниса. Если бы она не понимала всей глубины его дара, не было бы у них столь мощной истории любви.
Для меня Райнис раньше был какой-то фигурой непонятной. Но только пока я не прочитал книгу Роальда Добровенского «Райнис и его братья. Семь жизней поэта». Это потрясающая книга, которую всем советую прочесть. Всё, что я до неё читал о Райнисе на русском языке, мне было вообще непонятно. Там не возникало ни личности, ничего.
Эта книга написана с огромной любовью и к Райнису, и к Латвии. Благодаря ей я узнал уникальные страницы истории Латвии, которые лично для меня были абсолютно закрытыми. После этой книги я совершенно другими глазами посмотрел на Райниса. Он открылся для меня личность, как поэт, как творец.
И ещё. Надо очень внимательно читать его стихи. Они у него все хороши. Включая сочинения того периода, когда он писал для революции и сам называл эти стихи сиюминутными, работающими только в определённый момент и уходящими вместе со временем. Во всех своих записках и воспоминаниях он часто повторял, что в вечности живут только стихи о любви. И в вечности остаются только те поэты, которые пишут о вечном.
Поэтому надо читать «Пять эскизных тетрадей Дагды» — сборник стихов, которые посвящены только любви. И его пьесы — они очень сложны и вместе с тем очень глубоки.
Райнис был мыслителем. Вот смотрите: у меня есть потрясающая книжка «Я искал правду», которую мне дал Леонид Ленц. Издана была в 88-м году. Здесь дневниковые записки, афоризмы, письма. Открываю наобум, читаю:
«Я не состарюсь. Я не исчезну вместе с моим поколением. Так как у меня никогда не было своего поколения, которое было бы за меня… Мне удалось выдержать натиск всех поколений. И старого, и моего, и нового. Во мне иная сила, которой нет в них. Если она побеждала до сих пор, победит и в будущем».
«В Латвии ведётся гибридная война» Следующая публикация:
Здоровье или кошелёк?