Свой в доску!

• 27.07.2015 • ПерсонаКомментариев (0)485

 Звезда сериала «Интерны» экс-рижанин Александр Ляпин про своё житьё-бытьё в России, смысл жизни и подноготную кино
Александр Ляпин уехал из Риги ровно двенадцать лет назад, сразу после сдачи последнего школьного экзамена. С тех пор у нас он бывает наездами и возвращаться даже не думает. Своей родиной считает Россию. Хотя по улицам Москвы, где он живёт и работает, последние пару лет старается передвигаться как невидимка (непременно в тёмных очках!) — иначе поклонники сериала «Интерны», где он с успехом снимается уже который сезон, попросту не дадут ему прохода!
Интересно, что Саша был первым учеником руководителя рижского театра-студии «Реверанс» Людмилы Шевченко, который стал профессиональным артистом и положил начало традиции ежегодного поступления выпускников этой студии в московские и питерские театральные вузы.
С педагогами и наставниками Ляпину вообще очень повезло. Во ВГИКЕ он учился на курсе у Алексея Владимировича Баталова. В кино его крёстным отцом стал руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров, который пригласил Сашу на главную роль в фильм «Исчезнувшая империя», когда тот ещё учился на четвёртом курсе.
В августе Саше исполнится тридцать. За плечами у него уже десятки фильмов и сериалов. В России его практически все знают в лицо. В Латвии как у артиста у него пока такой популярности ещё нет. Но мы уверены: всё впереди!
— Саша, после выхода фильма «Исчезнувшая империя» критики и зрители постоянно сравнивали тебя с Сергеем Бодровым- младшим. Говорили, что вы безумно похожи. Ты как к этому относился?
— Поскольку я с великим уважением относился к Сергею Бодрову и он был кумиром моего детства, мне это льстило! Но я не стремился быть на него похожим, просто «Исчезнувшая империя» по стилистике и манере актёрской игры действительно была очень похожа на стилистику фильмов с участием Бодрова.
А феномен этого артиста в том, что, когда смотришь на него на экране, кажется, что ты его знаешь всю жизнь. Как будто он твой сосед. Он сумел создать образ такого героя, с которым всем хотелось дружить.
У меня на самом деле была двоякая ситуация. С одной стороны, было приятно. С другой стороны — хотелось, чтобы я представлял интерес именно как Саша Ляпин, а не Серёжа Бодров. Но сейчас этих сравнений уже не делают. Всё-таки я показал себя уже в других фильмах.
— Во ВГИКе ты сразу попал в лидеры?
— Нет! Я поступил в 17 лет и первые полгода совершенно не понимал, чем должен заниматься и кто меня окружает. Даже в экзаменах не участвовал. А потом в меня поверила мой любимый педагог Ольга Дмитриевна Якушкина, воспитавшая таких артистов, как Певцов и Хаматова, и в итоге я практически только с ней все годы в институте и работал. Она абсолютно мой человек.
Я вообще самоед по натуре, мне не нравится ни одна моя работа, поэтому мне всегда нужен человек, который честно и прямо скажет мне в лицо, что хорошо, а что плохо. И она говорила.
Когда во второй половине 4-го курса я стал сниматься в «Исчезнувшей империи», Ольга Дмитриевна тоже меня поддерживала всячески, говорила, что я развиваюсь в правильном направлении и расту как артист. Что было редкостью: обычно к съёмкам студентов все относятся скептически. Но тут был, правда, иной вариант. Шахназаров всё-таки выдающийся режиссёр. И под мой график во ВГИКе даже дипломные спектакли подстраивали.
За что спасибо им огромное. Я и вуз успешно окончил, и снялся в хорошем кино.
«Исчезнувшая империя», по сути, стала для меня как актёра отправной точкой. Правда, после этих съёмок я немного зазнался и от многих проектов отказывался. А потом случился всемирный финансовый кризис, и все проекты, где я должен был работать, позакрывали. И я остался не у дел на очень долгое время. Ужасно переживал. Стал сниматься в ширпотребе, потому что уже буквально нечего было есть. Это были тяжёлые времена.
— А сегодня ты позволяешь себе отказываться от каких-то кинопроектов?
— Нет, я, наоборот, поменял свою позицию и пытаюсь ни от чего не отказываться. Только если что-то совсем любительское предлагают.
Вот недавно я снимался в 4-серийном фильме «Французская кулинария», в котором меня многое не устраивало изначально. Снимал режиссёр первого сезона «Физрука» Сергей Семцов. И у меня там возникли жуткие творческие споры с костюмером. Мне казалось, что мой герой совершенно по-другому должен выглядеть, но мы пошли на компромисс, и всё в итоге получилось. И фильм получился качественный, с юмором и вкусом. Скоро выйдет на РТР.
А ведь я мог отказаться от этого проекта и лишиться очень интересной роли: я там играю ростовского полугопника. После обилия в моей кинокопилке врачей и милиционеров мне было очень интересно попробовать себя в чём-то кардинально новом.
От чего я, кстати, отказываюсь, так это от участия во всяких телешоу. Потому что в большинстве случаев актёры в них выглядят пошло и бездарно.

О любви, семье и славе

— Успеху у девушек твоя известность способствует?
— Я подозреваю, что да. Но кто ж из них мне в этом признается?! Всем девушкам нравятся известные и успешные мужчины. Это у женщин в крови.
Хотя в пик съёмок «Интернов» я этого не чувствовал, поскольку был в отношениях с девушкой, которая жила за пределами России и не знала, кто я и что я. Причём очень красивая девушка, модель, 181 см ростом! И мне очень льстило, что она встречалась со мной просто как с обычным человеком.
А самому мне с первого взгляда всегда нравятся девушки, которые со вкусом одеваются. Пусть они будут трижды некрасивыми, но если они стильно одеты (и это вовсе не значит, что дорого!), я всегда это отмечаю. Мне кажется, если у девушки есть вкус и свой стиль, то у неё есть и мозги — а значит, с ней всегда будет интересно.
Вообще, в последнее время я стал очень много думать о том, что хочу уже жениться и иметь детей. Когда-то я для себя решил, что к тридцати годам обязательно создам семью. Этого не произошло, и я стал впадать в депрессивное состояние.
Хотя сейчас приехал в Ригу, отдохнул, и всё вроде встало на свои места. Вдобавок встретил друга, который сказал: «А я вот решил семью в 35 лет создать!» И я подумал: «А что это я себя в такие рамки загнал? Можно ведь действительно всё успеть и до 35!»
Насчёт сути семьи очень хорошо сказал Охлобыстин. Когда один мой хороший друг женился, а я работал и никак не мог приехать к нему на свадьбу, я попросил Ивана Ивановича записать для него видеопоздравление. И он сказал молодожёнам гениальную фразу: «Брак — это компромисс».
Об этой важной штуке надо обязательно помнить при создании семьи.

О русских, латышах и гражданской позиции

— Почему ты не вернулся в Ригу по окончании ВГИКа?
— Здесь плохой рынок для артистов. А я учился для того, чтобы работать и быть востребованным. В Риге это нереально. А в России каждый актёр при желании может трудоустроиться.
Да, в Риге есть два очень хороших театра: Национальный театр и Рижский русский театр им. М. Чехова. Там работают мои очень близкие друзья Лёша Коргин и Саша Маликов, они вообще никуда не хотят уезжать и их всё в Риге устраивает. Хотя они, наоборот, приехали в Латвию из России.
Но я просто уже вкусил другой жизни и привык к ней. Вдобавок из Латвии уехала вся моя семья. Каждый по своей причине. Мама в Москве, потому что здесь у неё не было работы, а там есть. Средняя сестра Даша, балерина, уехала в Брюссель, потому что её пригласили туда танцевать. Старшая сестра Ира ездила к ней в гости и вышла там замуж.
Так получилось. Но я часто сюда приезжаю отдыхать — умом, душой и телом. Особой ностальгии, правда, не чувствую.
— Есть места, которые ты обязательно посещаешь во время приезда?
— Обязательно иду на кладбище к папе. Ранним утром люблю медленным шагом бродить по Старому городу, ни о чём не думая, а только слушая музыку в плейере. После сумасшедших московских ритмов я таким образом расслабляюсь, снимаю нервное напряжение.
Конечно, первым делом иду к друзьям. В родную школу зайти не могу. Я учился сначала в школе им. Гердера, а потом в 38-й — одна переехала, вторая закрылась.
После 4-го курса встретился однажды с бывшим директором 38-й Петром Ивановичем, который мне очень помог вообще школу окончить. Он очень хороший человек, которому я безмерно благодарен, и если он сейчас читает эту газету — огромный ему привет!
А все мои друзья детства из Латвии эмигрировали. Только один живёт в Москве; он стал священником, но видимся мы с ним преимущественно летом в Риге.
— Что, на твой взгляд, у нас изменилось за эти 12 лет?
— Рижский русский театр им. М. Чехова изменился в лучшую сторону. Начиная с внешней и внутренней реконструкции здания и заканчивая спектаклями. Есть очень интересные постановки. Например, «Гранёнка» в постановке Коли Горбунова. Когда я жил в Риге, спектаклей такого уровня там просто не ставили.
В этот свой приезд в Ригу я, кстати, с ужасом обнаружил, что стал забывать латышский язык, половины слов уже не понимаю. Меня это шокировало.
— А в России ты себя чувствуешь своим?
— Абсолютно! Я там свой в доску! Москва абсолютно мой город. Не зря я там родился, хотя в Латвию родители переехали буквально в первый же год моей жизни.
В первое время меня многое шокировало. Хамство на улицах, например. И хотя в откровенном виде его в современной Москве уже нет, со временем я стал понимать, что хамство это по большому счёту вызвано чрезмерной открытостью русских людей. Они просто ведут себя искренне и не умеют натягивать на лица фарфоровые улыбки, то есть лицемерить. А на мой взгляд, самое большое зло — это лицемерие.
Да, мы не улыбаемся на улицах каждому встречному. Но если у кого-то случится беда, русский человек обязательно поможет, обогреет и ещё денег с собой даст, не требуя возврата. У европейцев же всё по полочкам, всё с меркантильным интересом. Мне это не близко. Хотя в Латвии живут такие же люди, как и в России. У нас менталитет, по сути, одинаковый.
Вот в Риге на днях познакомился с двумя глухонемыми ребятами из Шотландии и Ирландии. Мы с ними провели часов пять вместе. Общались с помощью переписки в телефоне. Они были крайне удивлены, что я русский.
— А душа у тебя болит за то, что сегодня все так ополчились на Россию?
— Да, я очень переживаю. И мне порой даже жутковато становится, поскольку я не исключаю, что в какой-то день мне придётся взять в руки оружие и пойти защищать родину. И я уверен, что правда на нашей стороне!
Ну, скажем, как повела бы себя Америка, если бы русские в Канаде устроили Майдан? А это абсолютно аналогично американскому Майдану на Украине. И я считаю, что у России абсолютно адекватные меры, мы защищаемся. И если надо будет, я буду отстаивать интересы России до конца. Несмотря на то, что я артист и мне хочется заниматься исключительно творчеством.

Будущее за сериалами!

— Саша, ты относишься к тому числу киноартистов, которых театр не интересует?
— Как сказал Энтони Хопкинс: «Театр умер 500 лет назад». Я уважаю и серьёзно отношусь к этому виду искусства, но как актёру театр мне просто неинтересен. В кино нет времени на двухмесячные репетиции, там всё делается быстро, поскольку каждый съёмочный день стоит огромных денег. И у киноартиста есть буквально один шанс, чтобы сделать свою роль так, чтобы это понравилось ему самому, режиссёру и в итоге зрителю. Это как русская рулетка.
— В каких картинах мы увидим тебя в ближайшем будущем?
— На РТР в картине «Французская кулинария», о которой я уже рассказывал. Далее мы заканчиваем работу над фильмом «День всех влюблённых», в котором я безмерно рад был сниматься вместе с Дмитрием Нагиевым. У меня там тоже очень неожиданная роль, и я даже впервые снялся в постельной сцене. Маме не разрешу эту картину смотреть!
А ещё на днях мы запускаемся со съёмками второго сезона сериала «Фарца», который вы могли видеть на Первом канале. Это действительно очень качественный и честный сериал. С блистательными режиссёром, оператором и артистами.
Знаете, в 2007 году Карен Георгиевич Шахназаров мне сказал, что будущее за сериалами. Вот «Фарца» из этого разряда кино. И своё будущее я тоже связываю с сериалами.
Наталия ЗАХАРЬЯТ.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *