Главный редактор «Юности» о советской цивилизации, современном фашизме и юных бандеровцах
По приглашению международного клуба Format A3 в Риге побывал главный редактор журнала «Юность» поэт Валерий Дударев.
«Суббота» встретила его прямо в аэропорту, прогуляла по Старой Риге и взяла эксклюзивное интервью в одном из рижских ресторанов.
— Валерий, в этом году журналу «Юность» исполняется 60 лет. Кто сегодня ваши читатели? И как вы сохраняете традиции, сложившиеся десятилетиями?
— По последним опросам, самому младшему нашему читателю 10 лет. А самому старшему — 91 год. Я считаю, юность не зависит от возраста! Более того, уверен, что у каждой юности — своя «Юность».
Все эти 60 лет наш журнал выходил нон-стоп. В худшие времена в нём было всего 64 страницы, а объём одного из последних выпусков, которые мы сделали вместе с Казахстаном, с журналом «Простор», перевалил за 300 страниц.
Что касается традиций, то они у нашего журнала и в самом деле уникальные. В кресле главного редактора, в котором сегодня нахожусь я, в своё время сидели Борис Полевой, Андрей Дементьев… А первым редактором «Юности» был Валентин Катаев, который заступил на свой пост в 1955 году.
— По одной из легенд, именно Катаев и придумал название журналу…
— На самом деле автор названия — какой-то человек из ЦК, имя которого давно затерялось в истории. А вот название прижилось. И надо отдать должное Катаеву — с самых первых дней своей работы он привлёк к изданию молодых талантливых ребят: Евтушенко, Гладилина, Аксёнова, Вознесенского, Окуджаву, Ахмадуллину. Они называли его ласково — Катаич.
— Считается, что Катаев здорово пострадал от советской власти. Говорят, что его сняли с поста главного редактора после того, как он опубликовал в «Юности» «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Это правда?
— Всё гораздо прозаичнее. Опубликовав «Звёздный билет», Катаев просто испугался и заперся на даче. Хотя в романе нет абсолютно ничего антисоветского — перечитайте, и вы в этом убедитесь. Аксёнов вообще начинал не очень ярко. Это уже потом он нашёл свой стиль, и когда переехал в Америку, попытался встроиться в американскую литературу…
На даче Катаев отсидел целый год. И всё это время редакция работала без главного редактора! Заметьте, Катаева никто туда не ссылал. На самом деле советская власть гнобила людей гораздо меньше, чем об этом сейчас говорят.
После этого должность главного редактора предложили Борису Полевому. Он согласился. В архивах «Юности» до сих пор сохранились фотографии, когда коллектив журнала встречал и Катаева, и Полевого. Это был праздник передачи должности. Полевому тогда подарили хомут — и он его надел с улыбкой.
Галка Галкина жива!
— Сегодня в редакционном совете вашего журнала живые легенды: Анатолий Алексин, Зоя Богуславская, Лев Аннинский, Кирилл Ковальджи…
— И мы счастливы, что эти столпы советской литературы сотрудничают с нами. Мы очень ценим корифеев пера и прислушиваемся к их мнению.
— Рубрику «Зелёный портфель», в которой на вопросы читателей отвечала Галка Галкина, в разные годы вели Михаил Задорнов, Григорий Горин, Аркадий Арканов…
— Галка Галкина по-прежнему жива, как и «Зелёный портфель». Обложку журнала мы тоже не меняли. С неё по-прежнему читателям улыбается девушка-весна. А главное — мы продолжаем многолетние традиции «Юности»: открываем новые имена, даём дорогу молодым талантам.
Иногда нас спрашивают: «А в чём прикладное значение вашего журнала. Он же литературный!» Ну что тут ответишь? Мне вспоминается случай, когда в колхоз к крестьянам привезли морскую свинку. «А для чего она?» — спросил самый любопытный. «Чтобы детишек радовать!» — ответили ему. «Вот сволочь! Хоть бы мышей ловила!» — сказал он. К чему это я? К тому, что всё в этом мире не бывает прикладным! Вот и наш журнал сегодня — это пир для души: замечательные тексты и стихи, новые имена и крепкая литература, единое литературное пространство и Русский мир без границ — от Калининграда до Сахалина.
СССР — это была цивилизация
— Вы упомянули Русский мир. Скажите, почему сегодня это понятие подвергается демонизации? В чём виноваты русские перед другими народами? Только в том, что их до сих пор ассоциируют с СССР?
— Я скажу так: Русский мир никогда никому себя никогда не навязывал. Как говорил замечательный актёр и режиссёр Юрий Соломин: «СССР — это была цивилизация». Как бы сейчас к этому ни относились, нужно признать, что создавали эту цивилизацию разные народы. И так случилось, что объединяющим языком стал русский. В этом нет ничего плохого — существует же английский для международного общения.
Пусть меня поправят те, кто учился в школах в союзных республиках в бытность СССР, но, с моей точки зрения, русский язык был благом для всех народов Советского Союза. Это ещё не было Русским миром. Возможно, имела место какая-то излишняя советизация. Но ведь в ней участвовали не только русские! Представителями союзной элиты были и белорусы, и казахи, и узбеки, и украинцы…. И, к слову, латышские стрелки, которые стреляли по Кремлю.
Конечно, я специально не изучал тему русского языка в бывших советских республиках. Может быть, во времена СССР русский язык как-то агрессивно внедрялся? Может быть, его было слишком много? Право, не знаю… Но я много разговаривал с людьми, жившими в пору СССР на Украине, — там украинского никто не запрещал.
— В Латвии тоже! Никто не запрещал говорить латышам на своём языке, как это сейчас преподносится.
— Значит, малые народы просто обманули. Им внедрили в сознание, что во всём виноваты русские и их язык. Недавно я выступал в Эстонии и в своём выступлении вскользь отметил факт, что во времена СССР эстонцы жили на уровне Дании. Знаете, что мне ответили? «Но в то время за границей не знали, что мы эстонцы! А теперь знают». Что ж, если это предел мечтаний народа, если этого ему достаточно для повышения самооценки, если это кого-то греет, то ради бога…
«Пусть расцветают все цветы!»
— Недавно наша газета проводила опрос среди политиков, бизнесменов, деятелей искусства Латвии. Мы задавали такой вопрос: что будет, если все русские уедут из страны? Если демонизированный Русский мир вдруг разом исчезнет?
— Я уверен, что ответы были адекватными. Ведь умные люди понимают, что это невозможно. Разделять людей по национальной идентичности и по языку нельзя! «Пусть расцветают все цветы»…
Ещё раз хочу повторить: Русский мир себя никому не навязывает, но и ноги вытирать о себя не позволит. Если бы навязывал, малых народов вообще не осталось бы. А у нас в России, к примеру, есть такой народ — водь; их меньше десятка человек. Кстати, женщина — представительница этого народа называется водка, над этим вся Псковская область смеётся. Но даже водь в России жива…
В 1918 году Ленин подписал указ, что признаёт Латвийскую Республику, и Латвия стала отдельным государством. Да и Горбачёв, как бы к нему ни относились, в своё время сказал: пусть народы СССР выберут, как они хотят жить. Согласитесь, что ни один завоеватель так вопрос не ставит.
— Сегодня модно мазать чёрной краской всё, что было при Советском Союзе и во времена социалистической идеологии…
— Это величайшая несправедливость! Например, в Венгрии времена Яноша Кадара очень ценят, и есть за что. В городе Сумах на Украине воздвигнут памятник первому секретарю обкома — потому что он построил этот город.
Мне всегда бывает обидно, когда люди за идеологемами не видят реальности. А ведь есть обычная каждодневная жизнь, которая была и будет. Есть люди, которые занимаются простыми земными делами. И русские по всему миру тоже очень разные. Мне кажется, что вся эта вражда на почве «русский — нерусский» провоцируется сознательно.
Обыкновенный фашизм
— Поскольку «Юность» — это не только литературный, но и общественно-политический журнал, не могу не спросить у вас: как могло случиться, что в стране, которая победила фашизм, сегодня звучат немецкие военные марши? Почему на Украине делят людей по сортам, а в Латвии по главной улице с оркестром маршируют эсэсовцы?
— Юности свойственно протестовать. Как говорил классик: «Кто в молодости не был либералом?» Для них это бунт, буря в стакане воды. Молодёжи кажется, что они самые главные, самые умные, а их просто умело используют и правильно направляют.
Всё дело в том, что у современных людей нынче нет привязок. Если бы молодой человек пахал землю и это умение передавалось от отца к сыну вместе с песнями, историей и традициями, он непременно задался бы вопросом: «Я живу на своей земле, нахожусь в гармонии с собой и в дружбе с соседями… Куда же я пойду? На какие митинги? Зачем мне это нужно?!» Но, к сожалению, сегодня таких привязок нет.
Молодые люди почти не читают книг, не знают истории своей страны, и подсунуть им фашистскую идею проще простого. Кстати, эта идеология тоже имеет различия. Если в фашистской Италии всю интеллигенцию просто ссылали на остров, как в книжке Носова «Незнайка на Луне», то в Германии её уничтожали.
Сегодня в фашизм могут играть только хулиганы-неучи. Это можно было бы как-то локализовать и даже простить им в силу необразованности. А вот когда фашизм становится государственной политикой, как на Украине, — это уже по-настоящему страшно. Значит, «прогнило что-то в Датском королевстве».
Русский солдат освободил мир от фашизма — это факт, не нуждающийся в комментариях. Как можно его отрицать? Как можно переписывать историю?
— Очень просто. В стиле фэнтези. Сегодня тех, кто был в Waffen SS, в Латвии пытаются оправдать. Эти люди собираются вместе, гордо выходят на улицы города, не таясь и не терзаясь муками совести. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что это выходят убийцы. И полагаю, что им живётся страшнее, чем убиенным. Убиенный ушёл, а убийца — жив. Каждого из этих людей, преступивших священную заповедь, грызёт что-то страшное.
Почему они собираются вместе? По той же причине, по которой алкоголик пьёт. Он пытается в себе что-то заглушить. В данном случае это совесть.
Любому убийце страшно в своей одиночной камере. Поэтому они и сбиваются в стаи… Знаете, мне очень интересно: о чём эти люди говорят между собой? Ведь их диалоги — это наверняка оправдание. Его ищет каждый, кто совершил убийство. В каждом изверге живёт страх, ведь есть и Божий суд!
Мне кажется, что тем, кто служил в Waffen SS, просто хочется показать, что они тоже часть общества, но они никогда не станут его частью. Навеки останутся изгоями. А все их марши — просто бравада, реквием по загубленным душам.
— Скажите, а литература может что-то сделать для того, чтобы все поняли, что фашизм это зло?
— Литература уже сделала всё, что могла. Если кто-то прочёл Ремарка, «Время жить и время умирать», и в нём ничего не изменилось — значит, он не человек. Как вы помните, в этом романе описана трагедия немца, который выступает против фашизма. В конце книги видит растерзанную Германию и освобождает партизан. Партизаны уходят, но дед, которого освободил главный герой, целится в него, и мы понимаем, что он не промахнётся… Главный герой умрёт, но умрёт человеком!
Украина и юные бандеровцы
— Валерий, вы сказали, что были на Украине. С кем вы там встречались, разговаривали? Поделитесь впечатлениями!
— Я беседовал с молодыми бандеровцами из Ивано-Франковска и был потрясён: они вообще не знали о том, кто такой Бандера! Не читали ни одной его работы, понятия не имели о том, что он был журналистом. Не знали, почему разделилась в своё время бандеровская организация, кто уничтожал евреев во Львове, и даже были не в курсе, что бабка Бандеры была польской еврейкой… Когда я им рассказал об этом, юные бандеровцы были в шоке: «Не может быть!»
К слову, когда у Коломойского спросили, как он находит контакт с этими людьми, он ответил: «Я жидобандеровец». А потом Ксения Собчак стала убеждать всех с экрана, что это понятие ввели российские СМИ. Всё переворачивается с ног на голову, всё перевирается!
— В Польше уже доврались до того, что Освенцим освобождали украинцы…
— Но это же бред! Если бы те украинцы, которые воевали против Гитлера, встали из земли, они свергли бы эту власть к чёртовой матери!
— Как вы относитесь к современным событиям на Украине?
— С болью. Главная трагедия этой страны в том, что ей не удаётся создать государственность, несмотря на то, что Украине был предоставлен уникальный шанс. И мне очень жаль украинскую армию: это не военные, а просто случайные люди, которых откуда-то понабрали и послали на войну как пушечное мясо. Погибают молодые ребята, которые ещё и пожить-то не успели. Погибают ни за что…
Интернет — это не «Арзамас»
— Сегодня многие предрекают печатным изданиям скорую смерть: мол, Интернет вытеснит их в самые ближайшие годы. Что вы об этом думаете?
— Всё это от лукавого. Поймите, Интернет всего лишь техническое средство. Хорошее средство, не спорю. Для передачи быстрых писем, для оперативной связи, но не более того. Но это не художественная школа, не «Арзамас», откуда вышли Пушкин, Батюшков, Жуковский. А потому не надо преувеличивать его значимость.
Недавно я был в Австрии, и мне там популярно объяснили, почему электронная книга никогда не вытеснит бумажную.
— Почему? Дело в особом кайфе от чтения, от шороха страниц?
— Нет, мне дали более прагматичное объяснение. Главная причина в том, что на электронную книгу невозможно окончательно установить авторские права.
Так что все эти возгласы о том, что книги скоро исчезнут, сопоставимы разве что с истерикой героя из «Бриллиантовой руки»: «Шеф! Всё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает…»
— Каков ваш прогноз на ближайшее будущее?
— Я полагаю, что книги, печатные издания и Интернет будут существовать параллельно. И ещё неизвестно, кто кого вытеснит.
Елена СМЕХОВА.
Лаймдота Страуюма: «Мы все латвийцы!» Следующая публикация:
Геннадий Хазанов: «Я не заводной апельсин!»*