Что же будет с Латвией и с нами?
Как Латвия закрыла окно в Европу
В конце февраля композитор Игорь Крутой, выступив в Риге с юбилейным концертом, поставил точку в разговорах о «Новой волне». Он официально подтвердил, что конкурс ушёл из Юрмалы потому, что Латвия внесла имена артистов в чёрный список.
Композитор сравнил «Новую волну» с мостиком, соединявшим две страны, и с сожалением признал, что в современном контексте отношений между Россией и Латвией этот мостик не удержался.
В принципе, к такому повороту событий все были готовы. Ещё несколько месяцев назад о своём уходе из Юрмалы заявили фестивали «Голосящий КиВиН», Comedy Club и «Юрмалина». Что касается «Новой волны», то из-за конфликтов между её организаторами и латвийским государством подготовка конкурса в последние годы постоянно сопровождалась слухами о том, что «теперь-то уж точно в последний раз». И вот этот раз наступил.
Для национально озабоченных жителей Латвии, считавших российские фестивали «чужим сапогом на родной земле», весть об уходе из Юрмалы «Новой волны» и остальных российских фестивалей пролилась бальзамом на душу. Тем, кто любил русских артистов, искренне жаль, что нынешним летом с афиш нам больше не улыбнутся Александрс Масляковс, Игорс Крутойс и Максимс Галкинс… Но всё это эмоции — давайте оставим их в стороне.
Возьмём в руки калькулятор и, как положено деловым европейцам, подсчитаем, чем нам аукнутся уход из Юрмалы российских фестивалей и отток российских туристов.
А у нас всё пучком!
Мэр Юрмалы Гатис Трукснис не слишком скорбит по поводу «российской потери». По словам юрмальского градоначальника, фестиваль Summertime ему гораздо ближе, чем «Новая волна». Что касается возможных убытков, то, по мнению господина Труксниса, они не смертельны: городской бюджет Юрмалы на 2015 год заметно превышает прошлогодний. Он на 16 процентов больше, чем в предыдущем году, и со всеми займами и всевозможными финансовыми ресурсами города составляет 111 млн. евро.
Заполнение зала «Дзинтари» из-за ухода российских фестивалей, по заявлению отца города, тоже не пострадает: Юрмальская дума уже получила более 15 заявок на проведение концертов, в том числе из России и с Украины.
С мэром солидарен и директор концертного зала Гунтар Кирсис: «В летний сезон спрос на зал «Дзинтари» значительно превышает предложение: 60 процентов выступлений приходится на поп-музыку, остальные 40 — классика. И только 25 процентов занимают российские звёзды. Так что уход «Новой волны» не станет роковым ударом по финансовой стабильности площадки».
Суть всех этих заявлений, больше напоминающих мантру или аутотренинг, чем реальный анализ ситуации, сводится вкратце к русской пословице «Свято место пусто не бывает». Уйдут россияне — придут другие: немцы, шведы, англичане — да мало ли на свете туристов! Наконец, геи с их европрайдом чем не почётные гости?
Завершает оптимистический пассаж заверение юрмальского мэра в том, что среди предпринимателей Юрмалы нет паники по поводу ухода российских фестивалей и их гостей. Мол, все как один глядят в будущее с оптимизмом.
Только без паники!
Господин Трукснис прав: паники нет. Никто из юрмальских предпринимателей не утопился от безнадёги в Рижском заливе возле пляжа Habana Club, цена абонемента в который — 1200 евро за сезон. Никто не вскрыл себе вены напротив Baltic Beach, где стоимость лежака под зонтиком нынешним летом составляла 15 евро в день.
Но настроения бизнесменов в городе-курорте праздничными никак не назовёшь. Они прекрасно понимают, что с уходом из Юрмалы российских фестивалей и их гостей — российских туристов на грани выживания оказался их бизнес: индустрия юрмальских ресторанов и баров, гостиничный сектор и продажа недвижимости.
Президент Общества юрмальских предпринимателей, бывший вице-мэр Юрмалы Марис Дзенитис считает, что бизнесмены города могли бы не переживать по поводу ухода россиян только в том случае, если бы правительство Латвии заменило поток российских туристов туристами из Средней
Азии или с Украины.
«Однако я пока не вижу ни малейших примет того, что министерства признали свою ответственность и начали искать выход из ситуации. Ведь для этого надо проводить рекламные кампании, — говорит Марис Дзенитис. — А раз так, у юрмальских предпринимателей туристической сферы есть такие же права требовать компенсации от государства, как это делают латвийские сельскохозяйственники».
Мысль здравая, но… Потребовать-то можно, весь вопрос в том, заплатят ли. Ответ ясен, к гадалке не ходи: никаких компенсаций не будет, а это значит, что лето-2015 в малом и среднем бизнесе Юрмалы вряд ли обойдётся без трагедий.
Прощай, щедрый клиент!
Море в Юрмале холодное, лето короткое. После фестивального фейерверка курортная жизнь достаточно быстро впадает в анабиоз. Вегетативный период у развлекательных юрмальских заведений недолог: с середины июня до второй половины августа. И ни для кого не секрет, что за время «Новой волны» рестораны и гостиницы курорта зарабатывали бОльшую часть своего годового бюджета, а несколько недель русских фестивалей кормили юрмальских предпринимателей весь год.
— Такого больше не будет, — уверена Татьяна Силова, совладелица ресторана «Славянский», в котором любили посидеть братья Меладзе, Леонид Агутин с Анжеликой Варум, Валерия с Иосифом Пригожиным. — Многие россияне приезжали к нам, чтобы посмотреть именно на ту Юрмалу, которую показывают по телевизору. Людей стало меньше, это было заметно уже на зимних каникулах…
— Из-за чьих-то глупых амбиций мы лишились огромной части постоянных клиентов, — вздыхает бармен Айнар, работающий в одном из юрмальских ресторанов на улице Йомас. — Я ем барменский хлеб уже больше десяти лет, но не помню, чтобы кто-нибудь из немцев-шведов, заехавших в Юрмалу из любопытства, потом вернулся сюда ещё раз. А многие русские приезжали сюда каждый год. У кого-то мама-папа отдыхали здесь раньше, кто-то тут детство провёл. Родные места, весёлая тусовка, на сцене выступления звёзд… Чего ещё желать? Бывало, у меня телефон просили, чтобы предупредить о следующем приезде, свой оставляли: «Будешь в Москве — звони». А какие чаевые россияне оставляли! Это вам не прижимистые немцы…
Западу мы не нужны
Отели Юрмалы в высокий летний сезон получали до 90 процентов годовых доходов, размещая гостей и участников российских фестивалей. Между прочим, среди гостей «Новой волны» были мировые звёзды, такие как Лара Фабиан, Джо Коккер, Робин Гибб, Рики Мартин и другие, которых трудно обвинить как в отсутствии вкуса, так и в наличии российского гражданства.
— Мой отель несколько лет подряд принимал у себя конкурсантов и обсуживающий персонал «Новой волны», — поделился с «Субботой» Юрий Гавырин, владелец спа-отеля Pegasa Pils, расположенного напротив концертного зала «Дзинтари». — Если таких монстров, как этот фестиваль, не будет, Юрмале придётся очень туго. Пока у нас тут перетягивают канат, кто умнее да сильнее, экономика в Латвии умирает.
Отток клиентов мы ощутили уже нынешней зимой. С 2001 года я всё время проводил новогодние банкеты, это была наша малая «Новая волна». В этом году в первый раз не сложилось: заявок не было. Всё же основной потребитель Юрмалы — постсоветские страны. Западу мы не нужны, а от востока отгородились стеной…
В 2015 году стопроцентного заполнения юрмальских отелей не прогнозируется, а доходы от западного европрайда вряд ли компенсируют убытки от потери туристов с востока. Геи и лесбиянки, которые собираются в Латвию с 15 по 21 июня, разместятся преимущественно в столице. В Юрмалу доберутся немногие — если вообще доберутся.
С цифрами в руках
Сколько же нам будет стоить отлив «Новой волны» и прочих российских фестивалей от берегов Латвии? По подсчётам вице-спикера Сейма Андрея Клементьева, речь идёт о 17 миллионах евро. У доктора экономических наук Александр Гапоненко цифра получается ещё масштабнее: «Новая волна» приносила Латвии 20 млн. евро только в виде налогов. И это ещё не считая потери бесплатной рекламы курорта на крупнейших телевизионных каналах России. Даже ярые противники «Новой волны» согласны с тем, что фестиваль являлся для Юрмалы лучшим пиаром и способствовал популяризации нашего курорта за рубежом.
Соорганизатор конкурса молодых исполнителей Александр Шенкман считает: «Если бы Латвия сама тратила деньги на ту рекламу, которую ей делала «Новая волна», ей понадобилось бы минимум 10 миллионов евро в год. Эта сумма примерно соответствует стоимости эфирного времени рекламы конкурса на канале РТР. А ведь были задействованы и другие российские каналы…»
Российский турист покидает Латвию
Россияне всегда были желанными гостями в Латвии и составляли около 30 процентов общего числа иностранных туристов. При этом во время своего визита они тратили намного больше денег, чем визитёры из других стран.
Среднестатистический турист из России проводил в нашей стране около четырёх дней, ночевал в четырёх-пятизвёздочных гостиницах Риги или Юрмалы и оставлял во время своего визита в среднем 1277 евро.
В нынешний сезон, по предварительным оценкам, гостей из России может стать на 35-40 процентов меньше. Разумеется, виноват в этом не только фестиваль, отчаливший от балтийских берегов. Снижение числа туристов из России обусловлено падением курса рубля и банкротством ряда российских турфирм. И всё-таки… важную роль в желании людей посещать ту или иную страну играет внешнеполитический фон. Кому же хочется ехать туда, где к русским относятся не по-доброму?
Конечно, юрмальчане ребята гостеприимные и будут рады любым гостям. И тем, кто приедет на курорт со своей палаткой или трейлером, и тем, кто, минуя рестораны, устроится обедать на травке, разложив на ней бутерброды из супермаркета. Но, согласитесь, к доходам туристического бизнеса это не имеет никакого отношения.
С балконом на море
Что будет с ценами на недвижимость
Вместе с уходом россиян встаёт вопрос и о судьбе недвижимости, которую российские гости в былые годы охотно приобретали в Юрмале и, честно говоря, здорово перегрели рынок: с 2011 года Латвия регулярно фигурировала в рейтингах европейских лидеров по динамике роста цен на жильё.
Покупка недвижимости давала россиянам право получить на пять лет ВНЖ в Евросоюзе. Всего за четыре года действия данной программы этой возможностью воспользовалось более восьми с половиной тысяч жителей России, которые вложили в недвижимость республики около 800 млн. евро. Именно за их счёт Латвии удалось удержать от падения рынок недвижимости в посткризисное время и отчасти сохранить строительную отрасль. Но времена российских инвесторов в Юрмале, похоже, тоже остались в прошлом.
— Сегодня рынок недвижимости в Юрмале замер: нет спроса. Я полагаю, что это затишье надолго, как минимум лет на пять, — поделился с «Субботой» совладелец юрмальской компании по продаже недвижимости Vigvam Алексей Елин. — Во-первых, изменился закон об иммиграции: с 1 сентября прошлого года сумма, которую необходимо вложить в Латвии для получения ВНЖ, увеличилась со 150 до 250 тысяч евро. Плюс к этому ещё пять процентов стоимости покупки теперь нужно заплатить в стабилизационный фонд. Не слишком ли высокая получается цена за «визу в Шенген»? Россияне подумали-подумали и решили не переплачивать.
Во-вторых, свою роль сыграло падение курса рубля, вместе с которым упала и платёжеспособность жителей России, поддерживавших ранее спрос на жильё бизнес-класса в Юрмале.
Несмотря на это, цены на недвижимость в городе-курорте по-прежнему заоблачные. Юрмальчане ещё надеются на чудо: а вдруг богатый российский покупатель всё же вернётся?
Потерянные миллионы
Во сколько же обходятся Латвии русофобские высказывания, законы и прочие фортели по отношению к восточному соседу? По подсчётам экспертов, в 2014 году Латвия недосчиталась 50 миллионов евро в результате падения туристического спроса и ещё 180 миллионов евро из-за новой редакции закона об иммиграции. Итого, 230 миллионов, но это ещё цветочки.
В 2015 году к этим статьям добавятся ещё потери от ухода юрмальских фестивалей. Прибавим сюда недополученную прибыль ресторанов и отелей, банкротство мелкого и среднего бизнеса, потерю рабочих мест, отсутствие рекламы курорта на постсоветском пространстве… При самом оптимистичном сценарии антироссийская позиция может обойтись Латвии примерно в 300 млн. евро.
А чем же наказана зловредная Россия? Да ничем! Ей от этого ни холодно ни жарко. «Новая волна», «Юрмалина» и Comedy Club весело переехали в Сочи, кавээнщики объявили о готовности провести фестиваль в Светлогорске. А вот Латвия, решив придушить «Новую волну» и запретив въезд «проимперски настроенным артистам», повторила путь чудака из анекдота, который вырвал себе глаз, чтоб у тёщи был зять кривой. Больно, конечно, и неэстетично — зато назло…
Нужно отдать должное нашей политической элите: в идеологической войне с Кремлём она за ценой не постоит и поставленных целей всегда добивается. Независимости от России у нас и в самом деле становится с каждым годом всё больше, потому что взаимных связей с ней — а заодно и денег в казне — всё меньше и меньше.
Хранители синагоги Следующая публикация:
Гордый и сильный