Эмир Кустурица: «Я мужчина на 90%»

• 13.03.2015 • Главная, Интервью, КалейдоскопКомментариев (0)2373

Сербский режиссёр проклинает капитализм и пишет книгу о Достоевском под названием «Мой дорогой Фёдор»

Накануне своего приезда в Ригу Кустурица так весело отметил Прощёное воскресенье в ресторане своего друга Сергея Шнурова в Санкт-Петербурге, что наутро не смог погрузиться в самолёт со всей своей командой.
В Латвию Эмир прибыл лишь поздно вечером, но от встречи с журналистами не отказался. Правда, организаторы заранее строго предупредили прессу, что любые вопросы, имеющие отношение к политике и ситуации вокруг Украины — России, будут жёстко пресекаться.
В итоге разговор зашёл на общегуманитарные темы. Но Кустурица не был бы Эмиром, если бы не пнул к слову американский империализм, не прославил русскую культуру и не заставил всех вздрогнуть, заявив, что привёз в Ригу… Слободана Милошевича. Оказалось, что так он ласково кличет своего музыканта Зорана Милошевича.
Единственный вопрос, который Кустурица задал журналистам: «У вас тут сколько русских живёт?» Узнав, что в Риге их чуть меньше половины, Эмир удовлетворённо кивнул.

Эмир умер — да здравствует Эмир!

В декабре по Интернету прокатилась жуткая новость: сербские спецслужбы раскрыли подготовку покушения на Кустурицу. Но режиссёра уберегли, и он бурно отметил 60-летие.
Следом появилась ещё более кошмарная информация, что настоящего Кустурицу уже давно… убили. Ещё во время войны в Боснии в 1993 году. Мол, и могила имеется в Сараеве. Автор статьи утверждал, что с тех пор под именем всемирной знаменитости выступает его двойник — актёр Пантелия Милисавлевич…
— Как докажете, что вы — это вы?
— Посмотрите на мой айфон. Он настоящий и зарегистрирован на имя Эмира Кустурицы. Какие ещё доказательства нужны?! А слухи о моей скорой кончине распускает человек, который должен мне много денег и не хочет отдавать. Вот и мечтает, чтобы я поскорее умер. Подонок! Давайте договоримся, что ваши газеты никогда не будут публиковать сплетен и слухов!
— Кредо вашей группы The No Smoking Orchestra — выражать песнями отношение к тому, что происходит вокруг. В своё время вы оповещали мир о войне в Югославии. О чём поёте сегодня?
— Примерно о том же. Наша группа всегда призывала к миру, устранению ненависти в отношениях между людьми, свободе и равенству. Мир расчленён, полон агрессии, целые страны разрушены, Европа в опасности… Мы хотим вытащить людей из-под влияния бессовестных политиков и дать им хотя бы два часа безбашенного счастья. После нашего концерта слушателям хочется кого-то обнять, а не убивать…
— Как ваша искренность уживается с законами шоу-бизнеса?
— Не думаю, что я являюсь частью шоу-бизнеса. Я не настоящий шоу-бизнесмен. Я получаю удовольствие не от зарабатывания денег, а от процесса. И делаю всё искренне: страдаю и радуюсь одновременно. Нельзя, как в ковбойских фильмах, чётко определить, кто хороший, а кто плохой. Жизнь — это смесь Бога и дьявола. Иногда именно ваши худшие качества помогают вам выживать, а не лучшие.
— Вы считаете себя хулиганом?
— Конечно, паинькой я никогда не был. Не такая у меня натура. Но и хулиганом я себя не назвал бы. Ведь я не разрушитель, а созидатель. Я снял 12 фильмов, построил город и деревню, пишу книги…
Уверен, что люди, подобно мне выросшие на улице, гораздо лучше фальшивых гуманистов, которых сейчас так много развелось по всему миру. Я за равенство и свободу. Для меня это даже важнее, чем счастье.

«Победил никто из ниоткуда»

— Как вы всё успеваете? У вас же не восемь дней в неделе…
— Если вы увлечены и по-хорошему одержимы, вы можете сделать всё что угодно, хоть на Луну улететь. Главное — верить в то, что ты делаешь. Вдохновение и умение перезаряжаться — это отчасти ваш генетический материал, но в большей мере — умение каждый день идти вперёд, прикладывать усилия и радоваться результату.
Честно говоря, я не особенно хороший музыкант. Но я могу играть на чём угодно. Я вообще могу делать всё, что мне интересно: летать на вертолёте, нырять в глубину, прыгать с высоты. Для меня главный вопрос: «Что делать?» А как делать, я уж придумаю.
К тому времени, как вы родились, я уже почти закончил одну жизнь. В 1981 году я впервые приехал на большой кинофестиваль в Венеции (с картиной «Помнишь ли Долли Белл?». — Прим. ред.) и сразу получил признание — «Золотого льва» (за самый успешный дебют. — Прим. ред.). Журнал Time тогда писал: «Победил никто из ниоткуда». Я тогда спрашивал людей: достаточно ли этой победы на всю жизнь? Они отвечали: конечно!
Это в ментальности нашего региона: достичь чего-то, а потом долго радоваться. Но я решил не останавливаться, а создавать так много, сколько мои молекулы в состоянии выдержать. И расчищать личную территорию от всего, что для меня не важно. Надо работать и не думать о смерти. Люди могут жить и до 200 лет (в Библии такое описано), но бессмертия мы достигаем, лишь когда работаем.
— Где вы черпаете вдохновение?
— Его мне дают любовь и искусство.
— Вы влюбчивы?
— Я очень избирателен.
— Что для вас искусство?
— Это Бог. Я уверен, что происхождение у Бога и искусства одно.

Как Брэд Питт сменил святого Петра

— В вашем фильме «Сны Аризоны» говорится о том, что многие люди не обращают внимания на свои мечты…
— Это была моя реакция на Америку, где я работал четыре года — с 1988-го до 1991-й. Этого времени хватило, чтобы понять: американская мечта разрушена. Да, у Америки до сих пор есть большая сила, но она сдала темп.
Американцы хотят всюду доминировать, им кажется, что все маленькие страны должны стать частью их мира. Но с какой стати?! Если вы хотите знать об отношении Запада к остальному миру, вам надо ехать в Африку — вы увидите катастрофу. Или поехать на Ближний Восток — вы тоже увидите катастрофу.
Они уничтожили культуру почти везде, где побывали, за исключением Латинской Америки. Но и там они пытаются установить свои правила. Всё это американцы делают под лозунгом гуманизма. Но как-то не сходятся их слова и то, что они делают.
Если вы сравните мифологию разных стран, то обнаружите, что Америка — самое мифологическое место на земле. Они бесконечно создают мифы: о футбольных игроках, об актёрах… У них Брэд Питт пришёл на смену святому Петру. Они состоят из сплошных мифов. При этом они говорят другим: не будьте мифотворцами. Но свои мифы нужны всем — это сохраняет наш дух.
— Верите ли вы в судьбу или считаете, что каждый человек сам кузнец своего счастья?
— Надо следовать за своей судьбой. Но любой объект, сброшенный со скалы, может покатиться линейным образом, а может на его пути возникнуть что-то, что заставит его избрать иной путь. Так и с судьбой. Всегда есть возможность пойти иным путём.
— Вы так много исследовали человеческую натуру. Что вы до сих пор не можете в ней понять?
— Агрессивность. Это качество, которое приравняло прогресс к криминалу. Увы, именно это главный мотор истории.
— Что женщины не могут понять про мужчин?
— Они никогда не поймут до конца, как много женской субстанции мы содержим.
— И как много?
— У всех по-разному. К примеру, во мне практически нет женщины. Я на сто — ну ладно, на 90 — процентов мужчина.

«Все мы будем выглядеть, как Кейт Мосс»

— Вы родили сына, построили деревню…
— Сына и дочь. Деревню и город. (Построенное десять лет назад деревянное экопоселение Древоград и прошлогоднее творение Андричград, посвящённый югославскому Шолохову — нобелевскому лауреату по литературе Иво Андричу, чью книгу «Мост над Дриной» Кустурица намерен экранизировать. — Прим. ред.)
— Каких людей вы подбираете себе в окружение?
— В своей деревне я не дозволяю ничего такого, что мне не нравилось бы. Я хочу, чтобы вокруг меня были только хорошие вибрации и позитивная ориентация. Как только я вижу кого-то нехорошего, сразу говорю моим охранникам: «Вон!» То есть именно я подбираю себе людей, а не наоборот, они выбирают меня. И это не нарциссизм…
Эти два места созданы для искусства. Я твёрдо верю в то, что культура появилась раньше цивилизации. Хотя сегодня культура почти разрушена во всех странах. Все становятся одинаковыми, как голливудские фильмы. Поэтому я хочу, чтобы моя деревня и город всегда были в хорошей форме, чтобы производить хорошие чувства и культуру.
— Кто вы в своей деревне — король или демократически избранная персона?
— Я не верю в демократию. Она давно превратилась в технократию, которая ведёт к следующей стадии: монолитной силе корпоративного капитализма, то есть абсолютной противоположности демократии как власти народа. Мы ждём от неё хорошего, а в итоге все будем выглядеть, как Кейт Мосс.
Своими деревней и городом я не претендую на большее, чем на место, где есть хорошая команда, которая проводит фестивали по поддержке и распространению настоящей культуры. И не так уж важно, кто там я. Считайте, что я просто крестьянин. Долгое время я снимал органические фильмы, а теперь выращиваю органические фрукты и собираюсь начать большое производство экосоков, очень вкусных и полезных.

«Достоевский — главный гуманист»

— Правда ли, что вы пишете книгу о Достоевском?
— Это лучший писатель всех времён и народов. Из русских писателей для меня он гораздо важнее, чем Толстой. Я уже давно пишу книгу «Мой дорогой Фёдор». И процесс может занять ещё пять-шесть лет.
Достоевский поднимал и задавал все фундаментальные вопросы человечества. В «Братьях Карамазовых» он говорил о семье так, как никто никогда не говорил. Есть прекрасный фильм «Рокко и его братья» Лукино Висконти, который близко подошёл к раскрытию этой темы, но не ближе Достоевского. «Преступление и наказание» — это ключевое произведение XIX-XX веков. Вопросы о гуманизме не были так точно раскрыты ни до него, ни после.
— Как вы ответили бы на вопрос этого писателя: «Тварь я дрожащая или право имею?»
— Это вопрос, с ответом на который христианство так и не определилось до конца. Это вопрос, разделяющий Запад и Восток. Когда японец забирается на гору и видит цветок, он любуется этим цветком. Когда немец заберётся на гору и увидит цветок — он его сорвёт, потому что захочет им обладать. В том и разница между двумя культурами.
Главная характеристика нашего времени — парадоксы. Все мои драмы развиваются из парадоксов нашего мира, в которых я хочу сохранить христианское происхождение, уходящее корнями в античную Грецию с её героями.
— Чем нас порадуете в ближайшее время?
— Летом закончу фильм «По Млечному Пути» с моей любимой актрисой Моникой Беллуччи. В 2016 году я намерен показать его в Каннах и одновременно в России.
— Какой вы видите высшую точку вашей карьеры?
— Вчера в Санкт-Петербурге я сделал 45 отжиманий. У меня спросили: «А можешь 55?» И я сделал.

Досье

Эмир Кустурица родился в 1954 году в Сараеве. Его фильмы отмечены наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах. Он кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской. Лидер рок-группы The No Smoking Orchestra. Все музыканты этого ансамбля снимались в картинах Кустурицы. Среди самых известных: «Подполье», «Сны Аризоны», «Чёрная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», «Время цыган».

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *