Из известной песни на музыку Александры ПАХМУТОВОЙ. Гунар Кирсонс создал детскую хоккейную команду Lido, в которую вкладывает душу, силы, знания и, что немаловажно, — собственные средства.
Бизнесмен верит, что мальчики, которых он привлёк к спорту, как минимум станут очень хорошими людьми. Как максимум — чемпионами мира. Это цель, к которой сегодня стремятся как юные хоккеисты Lido, так и их патрон.
Фокус в том, что ледовая дружина Lido тренируется чуть более полугода. Но уже показывает не просто слаженную игру, но характер и хоккейное мастерство. В актив этих задорных мальчишек записано несколько побед — том числе над сверстниками из «Динамо».
Как родилась хоккейная команда Lido? Кто тренирует пацанов, собранных со всей Латвии? Эти вопросы мы задали известному латвийскому предпринимателю Гунару Кирсонсу.
Система неравенства убивает
— Господин Кирсонс, зачем вам, известному бизнесмену, дополнительные хлопоты — софинансирование какой-то хоккейной команды и буквально отеческая забота о чужих детях?
— Так случилось. Вместо казино или ещё чего-то я трачу свои деньги на развитие спорта в Латвии. Если хотите, это моё хобби. И это мне доставляет радость. Могу повторить банальную, но верную фразу: чужих детей на свете не бывает.
Кроме того, несколько лет назад я понял, что свои интересы спортивные клубы страны ставят превыше всего, мало кто глобально думает о будущем, о молодёжи, о спортивных школах-интернатах.
— Почему вас увлекла идея создания именно хоккейной начинающей команды?
Вы могли финансировать и развивать те же латвийские волейбол, санный спорт — или дзюдо, которое вам как бывшему спортсмену вообще близко и понятно?
— Восемь лет назад мой внук решил заниматься хоккеем. Я возил его на тренировки и, соответственно, внимательно наблюдал за всем происходящим там. И очень скоро осознал, что система подготовки юных спортсменов в нашей стране имеет ряд, скажем так, проблем.
Детишек не воспитывают как цельных личностей — только натаскивают на какие-то спортивные успехи. Это в корне неверно — мальчишек надо воспитывать во всех смыслах.
Меня удивила система неравенства детей, которая существует в некоторых клубах.
Если родители каких-то юных спортсменов желают платить тренеру намного больше, то автоматически требуют особенного внимания к своему ребёнку. В результате остальные дети, может быть, даже более перспективные, могут оказаться без должной опеки тренера. И получается, что на поле больше гоняют тех пацанов, за которых больше дают… А другие мамы-папы на это смотрят, и начинается торговля. В команде, если где-то такое случается, это порождает нездоровую обстановку.
Ещё проблема: родители, которые видят в своём пацане будущую хоккейную звезду — второго Евгения Малкина, Александра Овечкина, Сандиса Озолиньша, Сидни Патрика Кросби, — начинают к имеющимся занятиям дополнительно тренировать ребёнка, записывают на частные тренировки к разным людям. В результате спортсмены подчас получают совершенно разные указания: один тренер говорит: «Надо присесть, а потом бросать шайбу», — а второй советует какой-то иной метод игры. Поэтому в голове юных спортсменов возникают непонимание, сомнения и часто хаос. Один тренер учит так, другой иначе. Где истина?
«Мы пошли своим путём»
— Но в хоккее, как и во многом в нашей жизни, главный фактор развития — деньги…
— Деньги никто не отменял. И пусть профессионалы-тренеры получают за свою работу самую отличную зарплату, но тут с учётом реальной ситуации отношений родители — клубы, на мой взгляд, должны быть установлены какие-то более цивилизованные и определённые правила.
Скажем, я предложил руководству одного из клубов, в котором тренировался мой внук, организовать для пацанов не одну, а две тренировки в день. Предложил также создать спортивный интернат, в котором могли бы жить маленькие спортсмены, что даёт шанс стать звездой хоккея мальчикам даже из отдалённых уголков страны, из бедных семей и даже, что очень важно, воспитанникам детских домов. Понятно, что под эту идею я предложил софинансирование — 30 процентов средств готов был дать лично. Остальные 70 процентов мог бы дать, скажем, конкретный клуб. Однако понимания в этом вопросе я нигде не нашёл, как ни старался.
— И пошли своим путём?
— Я не из тех людей, кто останавливается на полпути. Поэтому пригласил талантливого тренера (латыша, который работал в Швеции) и нашёл команду, которую назвал Lido Bultas. Мы получили специальное разрешение министерства образования на проведение двух тренировок в день, для чего нашли спецкласс в школе с началом учебных занятий в 11.00. Год работали, считаю, просто прекрасно. Всё было нормально до тех пор, пока я не увидел, что тренер, на мой взгляд, стал перегружать детей физически. Да и члены нашего совета — Сандис Озолиньш, Алдис Гиргенсонс и Хелмут Балдерис — указали тренеру на этот перегиб, но он не захотел менять свою тактику воспитания. Когда я сообщил о своём намерении поменять тренера, родители детей ответили: «Нет, нас этот человек устраивает совершенно, мы остаёмся с ним». Право выбора! Как владелец команды я мог бы выдвинуть свои условия… но не стал этого делать. Повернулся, простил команде все силы, затраченные на их развитие, и ушёл.
«Даём всем равный шанс»
— Но у разбитого корыта не остались, как я понимаю?
— Наоборот, я понял истину. Стал набирать детей в новую команду — мы тогда объездили всю Латвию, нашли талантливых и харизматичных ребят. В нашей команде есть пацаны из Даугавпилса, Лиепаи, Броцены, Риги. Живут эти мальчики в интернате (домой можно уехать только на выходные) и вот уже семь месяцев тренируются у гениального тренера Владимира Головко.
— По какой-то особой системе тренируете команду Lido?
— Всё в мире уже придумано. Мы переняли опыт лучших клубов Финляндии, Швеции, Швейцарии, Канады, России. Мы изучили все проверенные системы обучения юных спортсменов и взяли самое лучшее.
— Не проще, не дешевле ли вам было заплатить за обучение своего внука в США или той же Швейцарии?
— Легче. Это мне стоило бы одну десятую того, что я трачу сегодня. Однако мы хотим доказать, что в Латвии можно тренировать детей не хуже, чем за её пределами. Задача благородна, ясна и понятна.
— Скажите, сколько платят за проживание и тренировки родители детей, которые живут в вашем спортивном интернате?
— Около 90 евро в месяц, если могут; некоторые освобождены от этого в силу их материального положения. Деньги идут в фонд клуба, тренер получает от этого зарплату.
Де-факто каждый ребёнок обходится клубу в сумму не менее 800 евро в месяц. А у нас их 22 бойца! И мне сегодня доставляет огромное удовольствие делать для этих целеустремлённых мальчиков всё возможное, что я могу.
Ребята живут в спортивном интернате, придерживаются особого спортивного режима, питаются здоровой вкусной пищей по специально разработанной диете, находятся под контролем врача… Тренировки — два раза в день. При этом мы думаем о том, чтобы наши воспитанники успели почитать, хорошо учились (если оценки в школе сползают ниже семёрок — ребята лишаются возможности тренироваться два раза в день, пока не выправят ситуации с учёбой).
«Трус не играет в хоккей!»
— Вы лично довольны спортивными результатами команды Lido? Не опасаетесь неудач?
— Трус не играет в хоккей! Пока наш клуб идёт правильным путём. Об этом говорит тот факт, что за полгода наши мальчики стали невероятно сплочённой перспективной командой, которая взяла и обыграла звёздное «Динамо» — команду юношей, которая не имела поражений на льду в течение минимум четырёх последних лет.
— Как на ваш энтузиазм реагирует Федерация латвийского хоккея?
— Положительно. То, что мы делаем сегодня, в любом случае, поднимает общий уровень подготовки хоккеистов Латвии. Мы создали прецедент иного подхода к воспитанию будущих спортсменов. И потом, здоровая конкуренция — это всегда хорошо.
Верю, что команда Lido имеет все шансы стать одной из самых сильных не только в Латвии, но и в мире. После детского турнира, который недавно прошёл в России, к нам подходили зубры хоккея и спрашивали: «Откуда вы такие взялись — прыткие, сильные, умелые?» Нам не верили, что мальчики дружины Lido тренируются вместе всего-то полгода…
Кстати, приходите посмотреть на очередной матч с «Динамо», который, если не помешает эпидемия гриппа, состоится на площадке Спортивной академии 7 февраля, — сами многое поймёте и увидите.
— Более того, если позволите, хотелось бы познакомиться с детьми, тренером и родителями, как знать, может быть действительно будущих чемпионов мира…
О жизни, смерти и любви… Следующая публикация:
#5