Журналисты «Субботы» побывали в Крыму и собрали истории людей, в чьей жизни отразилась история полуострова. Квентин Тарантино очень удивился бы, если бы услышал этот рассказ. Потому что голливудская история с покушением на Гитлера, которую он придумал в сценарии своего фильма «Бесславные ублюдки», случилась на самом деле. Только не в кинотеатре в оккупированном Париже, а в русском театре в оккупированном фашистами Крыму.
Эту историю нам рассказал главный режиссёр Симферопольского театра Анатолий Новиков, когда мы с другими зарубежными журналистами были гостями одного из красивейших и старейших русских театров.
В годы войны советское командование разработало уникальную диверсионную операцию под кодовым названием «Премьера». Уникальность её заключалась в том, что исполнителями были не подготовленные диверсанты и разведчики, а группа простых театральных актёров Симферопольского театра, объединённых в начале 1942 года в подпольную группу «Сокол».
Подобные диверсионные группы создавались везде, где мог появиться Гитлер. Их целью было подготовить покушение. В Москве, к примеру, на случай, если бы немцы взяли город, покушение было бы организовано в Большом театре. Эту операцию готовили знаменитая актриса Зоя Фёдорова и клоун Карандаш — Михаил Румянцев.
Крым Гитлер планировал посетить осенью 1943 года. Основной пункт программы — открытие железнодорожного моста Керчь — Тамань через Азовское море. Побывать на премьере русского драмтеатра в оккупированном Симферополе фюреру настоятельно советовала его любимая актриса, подруга Евы Браун, а по совместительству — советская разведчица Ольга Чехова.
Подпольщики заминировали театр — несколько ящиков с взрывчаткой были замурованы в подвале и ждали своего часа. Гитлер в Крым не приехал. В 1943 году Сталин отказался от плана устранения фюрера: боялся, что его преемник может заключить мир с Британией и США и СССР останется один на один с Германией и её союзниками. А подпольщики-актёры переориентировались на сбор разведданных. Им не удалось дожить до победы — за три дня до освобождения родного Симферополя их расстреляли.
* * *
Руководила подпольем актриса Александра Перегонец. По мистическому совпадению задолго до этого она сыграла свою судьбу в кино: роль в фильме Якова Протазанова «Аэлита», где она сыграла служанку Аэлиты, оказалась предсказанием: по сценарию героиня Александры Перегонец погибла от рук марсианских фашистов.
Фантастический сюжет повторился в жизни…
Когда началась война, актёры решили остаться в Крыму, чтобы играть до последнего, а потом отступать с частями Советской армии. В октябре 1941-го немцы вторглись в Крым. Вырваться в эвакуацию театру не удалось.
* * *
С приходом фашистов актёров обязали зарегистрироваться и приступить к работе на сцене. За невыполнение приказа — расстрел. Актёра Якова Смоленского расстреляли сразу же — за то, что он играл Ленина.
Муж Александры Перегонец актёр Анатолий Добкевич был в Крыму всенародным любимцем. Немцы решили использовать его авторитет и предложили ему пост бургомистра, чтобы люди видели, что такой уважаемый человек поддерживает новый режим. Анатолий отказался и был казнён в начале 1942 года — его расстреляли в гестапо. За день до его гибели в Голубом зале театра треснуло огромное зеркало.
Шурочка Перегонец и главный художник театра Николай Барышев стали руководителями подпольной группы, в которую вошли также костюмеры, гримёры, рабочие сцены. Многие считали актрису предательницей: она в совершенстве знала немецкий, сближалась с немецким начальством, приглашала в свой артистический салон офицеров… На самом деле так она получала ценные сведения, которые передавала в центр.
Когда молодёжь стали массово угонять в Германию, Александра создала молодёжную студию и спасла от угона несколько десяткой молодых людей. Подпольщики организовывали фиктивные браки и таким образом спасли десятки еврейских семей. Переправляли в леса к партизанам людей из расстрельных списков.
В конце 1943 года художник театра Николай Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведданные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города в 1944 году.
Связь с центром осуществляла разведчица Людмила Скрипниченко — когда немцы её арестовали и пытали, она была на 7-м месяце беременности, а дома её ждали трое детей. Женщина на допросе не сказала ни слова…
Но кто-то оказался предателем и выдал артистов; гестапо вербовало из местных жителей агентов и внедряло их в партизанские отряды и в подпольные группы. Спустя годы, когда с архивных документов был снят гриф секретности, стало известно, что это были активисты крымско-татарского центра, внедрённые в крымское подполье в конце 1943 года. Руководил центром коллаборационист Мустафа Кырымал.
Актёров забрали в гестапо прямо после поклона, в сценических костюмах и гриме. После ужасных пыток их расстреляли и сбросили в яму в концлагере на территории совхоза Красный, где при пособничестве коллаборационистов из местного крымско-татарского населения был организован самый крупный в Крыму лагерь смерти.
Самому младшему из актёрской подпольной группы было 15 лет — помощник художника Олег Саввачеев был казнён вместе с взрослыми.
Через три дня Симферополь был освобождён. Тела подпольщиков, обнаруженные в концлагере, были так изуродованы пытками, что опознать их можно было лишь по театральным костюмам.
* * *
Немцы планировали переименовать Крым в Готенланд (Страна готов), Симферополь — в Готенбург (Город готов), а Севастополь — в Теодорихсхафен (Гавань Теодориха).
За период оккупации, с 1 ноября 1941 года по 13 апреля 1944 года, карательными службами гитлеровцев только в Симферополе были казнены более 22 тысяч человек.
Крымское подполье задержало наступление немцев — если бы не сопротивление крымчан, фашисты пришли бы к Сталинграду раньше, и неизвестно, каков был бы исход битвы.
* * *
В 1973 году Анатолий Новиков поставил в Симферопольском театре спектакль «Они были актёрами», который и сегодня идёт на этой сцене. Его играет третье поколение актёров. В фойе установлен памятный мемориальный барельеф.
— На этой сцене дух витает, — сказал нам Анатолий Новиков. — Мы испытываем особую ответственность, работая здесь…
Каждый год 10 апреля, в день гибели артистов, у здания театра собираются люди с цветами. По традиции тишину взрывает гром аплодисментов — как будто сквозь время погибшие актёры выходят на поклон. И никогда эти люди не примут тот факт, что в украинских учебниках, по которым симферопольские дети учили историю, героем войны считается Бандера. Потому что у Симферополя есть другие герои — свои, родные, любимые.
Ольга АВДЕВИЧ,
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.
Рига — Симферополь.
* В 1981 режиссёр Георгий Натансон снял художественный фильм.
Роль Александры Фёдоровны Перегонец исполнила Зинаида Кириенко.
#4 Следующая публикация:
Станет ли Латвия частью Великого халифата?