Михаил Задорнов рассказал «Субботе», что он будет делать, если вдруг попадёт в чёрные списки, и приоткрыл секрет о будущем «Новой волны». У Задорнова сейчас много концертов в России. Узнав, что в Латвии он выступать пока не собирается, мы созвонились с Михаилом Николаевичем, чтобы узнать: почему?
А разговор получился не только о чёрных списках Латвии, но и о других самых обсуждаемых сегодня вещах: Украине, Америке, России, о недвижимости, гей-парадах и блондинках, о Кобзоне и Валерии, «Новой волне» и режиссёре Херманисе. А также о народных латышских сказках.
Мир перегрелся от политики
— Михаил Николаевич, прошло сообщение, что вы не будете выступать в Латвии…
— В этом не надо искать никакой категоричности и никакой обиды. Просто я считаю, что мои концерты сегодня, в этой накалившейся обстановке, никому пользы не принесут. Зрители вместо того, чтобы смеяться над собой, злятся не на тех, кто причина их проблем.
Когда я высказываю своё мнение по поводу Украины, мои шутки направлены не против украинцев, а против национализма, который там ожил. Когда я напоминаю, что Бандера иноземец, он вообще не славянской крови, на меня злятся все украинцы.
Спивакову недавно надо было ехать в Америку. В американском посольстве ему говорят: «Вот вы поддержали Путина в его позиции по Крыму…» Спиваков ответил: «Конечно». — «А почему?» Спиваков блестяще ответил: «А вы поддерживаете своего президента? Вот и я своего поддерживаю».
Когда я говорю что-то про американцев, то я высмеиваю нас, подражающих им и попадающих под их влияние. А американцы пускай как хотят, так и живут, это вообще не моё дело. В Америке я, например, не собираюсь выступать — не перед кем там. Эмигранты уехали из России, а я поеду к ним за деньгами? Это унизительно. Я не выступал за границей уже много лет. Раньше, когда уезжали диссиденты, это было другое дело, а сейчас иначе.
У людей разные мнения. Но мир перегрелся от политики. Такая же ситуация и в Латвии. Дошло до того, что политика перекинулась уже на людей культуры. Запрещать въезд в страну, в принципе, в Европе могут террористам, а не тем, у кого взгляды иные. Иначе это не Евросоюз, а Советский Союз.
Жалко, что такая ситуация происходит в Латвии после того, как Латвия выбрала демократический путь развития.
Когда министр иностранных дел объявил с гордостью, что он гей, я его понимаю. Хочется похвастаться хоть какими-то достижениями.
Хотя лучше было бы, если бы при нём несмотря на разность взглядов с Россией начали улучшаться хотя бы экономические отношения России и Латвии. И никто ему лучше Кобзона и Задорнова не помог бы.
Я считаю, что ситуация с Валерией, Кобзоном, Газмановым — это какая-то слабость МИДа Латвии. Неужели эти три человека для них являются террористами?
И вот этот примитив во взглядах на острые ситуации обязывает меня не выступать в тех точках, где политика перегрела общество. Поэтому я и не хочу в Риге это делать.
Блондинки умнее политиков
— Говорят, что Валерия в суд подаёт…
— Я разговаривал с мужем Валерии. Он изучил вопрос и выяснил, что МИД не имеет права лишать права на въезд и объявлять человека персоной нон грата без ведома министерства внутренних дел. И это норма, принятая в Евросоюзе. В Латвии допустили юридический прокол. Пригожин уже подал в суд документы.
Он очень достойно сказал: «Если нас не пустят в Латвию, это всё равно не помешает мне любить Латвию».
Что касается меня… Если, например, меня лишат права въезда в Латвию, ну… значит, я не буду въезжать в Латвию. Ещё добавлю, что я пережил столько правительств и в Советском Союзе, и в России, и в Латвии, что точно знаю: лишайте, не лишайте, но времена когда-нибудь изменятся. Лично я буду вести здоровый образ жизни, чтобы до этого времени дожить.
— Охлобыстину тоже закрыли въезд…
— Охлобыстин резко высказался. Даже как шутка это неприлично.
— Он пояснил уже, что это исказили в прессе.
— В общем, я ему верю, потому что мои слова тоже искажают и вырывают из контекста. Когда я езжу в Европу, меня часто спрашивают: «А почему Россия против геев?» Да где вы видели, что Россия против геев?! Геи есть в администрации правительства, а на наш шоу-бизнес посмотрите! Да если бы Россия была против геев, у нас шоу-бизнеса не было бы. Россия против гей-парадов, и я, например, приветствую это. Геев с удовольствием берут на любую работу: они аккуратные, вежливые, приятные люди. Но при чём тут гей-парад? Это гормональное расстройство. Давайте тогда устраивать парады остеохондрозников, астматиков.
Мне недавно рассказали, что в Латвии будет парад не только геев, но и блондинок. Так надо его срочно вывозить с гастролями в Турцию, страна может на этом заработать. Вот на этот парад я бы приехал. У меня про блондинок в концерте очень много. Но они на меня не обижаются, потому что блондинки сегодня умнее, чем политики.
Что касается Украины, уже в третий раз запрещают мне туда ездить. Я обрадовался, потому что увеличилась продажа билетов на мои концерты. На Урале мгновенно раскупили все предстоящие выступления, как только узнали про украинский запрет. Когда-то латвийский министр внутренних дел очень точно сказал: «Зачем мы будем Задорнову увеличивать популярность такими делами?» Вот это хорошая, умная точка зрения. Но украинцы не прислушались и увеличили нам популярность. У Валерии тоже моментально собираются залы.
Для меня запрет на въезд на Украину так же страшен, как лишение меня возможности проехать в трамвае в Парагвае.
Ошибка путинолизов
— Чем же всё это закончится? Вы видите просвет?
— В ближайшее время ничего хорошего не приходится ждать. Тут надо набираться терпения. Потому что жизнь развивается по синусоиде. Будет большая впадина в человеческих отношениях, а потом снова начнётся подъём. И, надеюсь, мы при нашей жизни это ещё застанем.
Я считаю, что Россия не должна держаться за Украину Украинцы не просто наши братья — они единоутробные братья. Но сегодня на них, по-моему, испытывают психотропное оружие.
России надо совершенно отойти о Украины. Вот, например, у моих знакомых дети влюбляются в кого-то. Родители злятся, что не в тех, дети злятся, что на них давят. Недавно мой добрый знакомый отпустил своего сына к женщине, в которую тот влюблён. Через пятнадцать дней сын вернулся сам: «Я с этой стервой больше жить не могу».
Вот такая притчевая история. Надо отпустить. Чем быстрее это сделаем, тем быстрее воссоединимся Во-первых, сама Европа вздрогнет от этих правителей. Янукович был отвратителен, но эта власть ещё циничнее. У меня даже такая шутка есть: «3012 год. США умоляют Россию забрать обнаглевших хохлов обратно в СССР». За эту шутку, думаю, меня и лишили въезда.
России не надо никуда лезть. Надо заниматься внутренними проблемами. Сильная страна, но экономика сегодня не падает только потому, что её нет. С нуля падать некуда. Мы ничего не выпускаем своего. Начиная с утра… Чем я чищу зубы, какой холодильник открываю, какой чайник включаю — всё иностранное. Вот я сижу в машине, у меня из моих вещей — газеты, бензин и паспорт. И ещё дети наши, и то не всегда. Сегодня нашим правителям надо не надеяться на патриотизм россиян, а поднимать экономику.
Я об этом говорю на концертах и подозреваю, что меня могут лишить возможности въезда и в Россию. (Смеётся.)
Хотя Россия ведёт себя демократично по отношению к деятелям культуры. Есть такой украинский актёр Зеленский. Он очень националистически настроен, но это его личное дело. Так вот Зеленский гастролирует по России, и никто ему не запрещает гастроли. В чём разница между Зеленским и Задорновым? Задорнов смеётся над украинскими националистами, а Зеленский над всеми русскими.
— А вот режиссёра Херманиса лишили права въезда в Россию…
— И зря. Я считаю это ошибкой путинолизов. Они решили подлизаться к Путину и что-то эдакое сделать. Но президент сходил на спектакль Херманиса и похвалил его. И опять оказался умнее путинолизов.
Херманиса надо убрать из чёрных списков. Мне не нравится его спектакль о Пушкине, но он имеет на это полное право. Мы с ним можем спорить, но это не политика.
То же самое, что с Валерией. Обсуждайте её песни. Она вообще вне политики, просто выступила на концерте в Крыму. Представляете, если Россия лишит права на въезд всех актёров стран Балтии, которые выступали в Европе? Нам надо экономикой заниматься, а не чёрными списками.
Памятник Пумпурсу
— Теперь и «Новая волна» может отсюда уйти…
— «Новая волна» вряд ли уйдёт. Скорее всего, она останется в Латвии по причине того, что уход ещё больше усилит градус вражды. Наоборот, должно быть такое мероприятие, которое покажет, что не всё ещё безнадёжно плохо.
И скорее всего, и латвийская сторона, и российская поймут это в ближайшие месяцы. У меня есть все основания приоткрыть этот секретик вам. Подробнее не расскажу. Потом всё узнаете.
— И, наконец, о ваших планах на будущее…
— На случай, если я всё-таки не смогу ездить в Латвию, как раньше, библиотека моя останется, хотя всё труднее содержать её.
Недвижимость в Латвии я начал потихоньку продавать. Под девизом «Кто держится за недвижимость, сам превращается в недвижимость».
Ещё я вспомнил свои любимые латышские сказки, и у меня появилась идея поставить в рижском парке памятник Пумпурсу, который собирал латышский фольклор. Его книги ещё в детстве произвели на меня сильное впечатление.
А также хотел бы организовать конкурс среди русских и латышских детей на лучший эскиз памятника героям латышских сказок. Через газеты мы выявим лучших авторов и лучшие идеи. Так что если даже наши отношения с Латвией разойдутся, что-то доброе от меня останется.
А когда мне говорят, что, мол, там же могилы ваших родителей, я отвечаю: извините, мои родители в моём сердце. И никакие визы на моё отношение к родителям не повлияют.
Погано не то, что друг другу визы и право въезда в какие-то страны перекрывают. Хуже другое. Мне стало грустно, когда один актёр недавно про актрису сказал: «Она патологически добрый человек». Мы дожили до такого времени, когда доброта стала считаться патологией…
Рита ТРОШКИНА.
Начальник последней станции Следующая публикация:
"И ты, Ринкевич!"