В этом убеждён Эрик Розенцвейг, почётный президент Латвийской конфедерации предприятий малого и среднего бизнеса. По его мнению, большинство латвийских предприятий категорически против того, чтобы родное правительство решало за всех, воевать с Россией экономически или дружить.
Латгалии дали под дых
— Не понимаю, почему всех собак вешают на Россию. У меня такой тихий вопрос: с чего началась свалка на Украине? С России? Янукович нагадил, люди с него стали спрашивать, под такое дело появились заинтересованные лица на той же Украине, а также из Америки: Джо Байден, Джон Керри и прочие. Кто-то из официальных лиц России подливал масла в огонь на Майдане? Нет.
А, говорят, что Россия забрала Крым! Допускаю. Но США и ЕС, видимо, намеренно не вспоминают, кто, как и когда в своё время отдал Крым Украине, чтобы получить поддержку тамошней компартии? А вот совсем скоро будет референдум в Шотландии. Что, и там Майдан организуем? Ведь в Крыму тоже был референдум, и там абсолютное большинство жителей выступили против жизни на Украине. А тут абсолютное большинство против жизни с Англией… И против кого в Шотландии санкции вводить будем?
Санкции вообще штука обоюдоострая. А для Латвии участвовать в этой войне санкций смертельно! Самый сильный удар здесь приходится именно по малым и средним предприятиям (не говорю уже о микропредприятиях!), а большие, даже если бы у нас в стране они и были, выдержат.
— Премьер Лаймдота Страуюма заявила: серьёзные предприятия в войне санкций с Россией не пострадают.
— Увы, Страуюма крайне плохо разбивается в жизни в Латвии вообще, а тем более в бизнесе, в том, как устроена сама система торговли, взаимоотношений между компаниями, например, если они из разных стран. Кстати, а где у нас в стране «серьёзные» — большие предприятия? Ну вот было одно известное — Liepaajas Metalurgs. Где оно теперь?
Да, есть ещё какие-то относительно крупные, но ведь в них почти весь капитал не местный, а иностранный — от латвийского только бренды остались. А знаете, какой регион Латвии больше всего пострадает в войне санкций?
— Латгалия?
— Верно! Там же полно совместных предприятий с Россией (из Псковской области, со Смоленщины) и Белоруссией. Эти предприятия хоть и небольшие, но все что-то производящие.
Как думаете, санкции на ресурсной части, на сырье для производств отразятся? Обязательно! На совместной работе? Разумеется! А придётся ли удар по тем, кто что-то ещё производит в Латвии и его единственный рынок сбыта — Россия (поскольку на европейский никак не пробьёшься — он и так переполнен)? К гадалке не ходи!
Между Латвией и Россией просто обязаны быть добрососедские отношения! Я могу относиться к мэру Риги Нилу Ушакову как хочу. Но! Почему он должен встречаться с мэром Москвы Собяниным и с его помощью выбивать какие-то квоты для нас, которые нам наше же правительство закрывает, участвуя в игре санкций? Между прочим, не Нил Ушаков должен был ехать в Москву, а Андрис Берзиньш и Лаймдота Страуюма — чтобы постараться выбить какие-то преференции для бедной Латвии, которую, увы, втянули в войну санкций, и слабенькая республика ничего не могла сделать…
Рыбка в опасном соусе
— На днях Россельхознадзор задержал на границе партию печени трески латвийского производства. Свыше 10 тонн консервов. Они были из Белоруссии, где нашу треску переработали окончательно и закрутили в банки. А ведь многие фирмы надеялись попасть в Россию именно через Белоруссию…
— Это пока ещё единичный случай. Но несложно догадаться, что произойдёт, если Россия расширит санкционный список товаров и в него попадут, например, наши шпроты. Почти все местные рыбозаводы почувствуют сильнейший удар!
Словакия, Чехия, Финляндия не участвуют в войне санкций (понятно, по мере возможностей) с Россией. А Латвия что? Ах да, у нас «историческая боль» и «историческая память», поэтому мы рвёмся участвовать в этой войне чуть ли не самыми первыми. А вот у Финляндии историческую память отшибло? Ничего подобного. Всё там помнят. Но память памятью, а экономика экономикой. И самый чёткий, понятный и близкий партнёр для финнов — это Россия.
У этих стран общая граница… А у Латвии нет границы с Россией? А у Литвы, которая, к слову, больше всего пострадала от экономических санкций? Что же, Литва особенно громко кричала об ужесточении санкций для России. Россия ответила — и Литва первая приняла удар. Латвия — вторая.
— Сколько Латвия потеряет?
— Точную цифру вам никто пока не назовёт. И более-менее понятно станет, сколько мы потеряли из-за войны санкций, в конце следующего года — это в лучшем случае. По примерным подсчётам, пострадают более 20 процентов всех латвийских предприятий. Огромная цифра, за которой стоят ОГРОМНЫЕ суммы! Сейчас очевидно, что первые, кто пострадает в этой войне, — наши дальнобойщики, автоперевозчики и вообще транзитная сфера. Речь не идёт о том, что из Латвии что-то вывозят, а из России завозят. Речь о том, что через Латвию в Россию перевозили свои товары со всей Европы! А перевозили не одну тонну и не две…
Теперь эти товары в Россию попасть не могут. Это миллионные убытки — и только в первое время. Потом убытки будут лишь увеличиваться. Ведь это как снежный ком: чем дольше катится — тем больше становится. О чём думает наше министерство иностранных дел?
— Говорят, наши молочники и производители мясной продукции уже почувствовали удар из-за ответных санкций России…
— С ними всё не так просто. Дело в том, что у наших хозяйств молоко и мясо закупали литовцы, потом у себя перерабатывали или упаковывали, затем отправляли в Россию. Сейчас Литва с её «дальновидной» политикой не может больше экспортировать в Россию продукцию, а по цепочке из-за этого страдают и латвийские частники. В войне санкций всё идёт по цепочке: одно звено сцеплено с другим и не должно рваться, в противном случае она рассыпается. Или, если хотите, как работают два зубчатых колеса? За счёт взаимной сцепки зубчиков. Когда одно колесо останавливается или у него ломают даже один зубчик, тогда и второе больше не двигается.
Когда закончится газ…
— Но остаётся лишь догадываться, что будет с другими предприятиями, если мудрая Европа включит в санкционный список первых лиц Газпрома, Роснефти и других мегакомпаний, а также с самими этими компаниями порушит связи…
— Тогда не только предприятиям в Латвии будет полный привет (не совсем это слово хотел сказать!), а вообще всем. Латвия, между прочим, давно могла хоть более-менее позаботиться об экономической безопасности, например, за счёт использования торфа (его же почти весь вывозят на Запад!) и метана с огромных свалок. И уже исходя из этого, Латвии не стоит кричать об ужесточении санкций в адрес России.
Мы можем не дружить со страной, но и не скандалить с ней, ведь она наша соседка. И, между прочим, нефть и газ из неё в Латвию поступают…
И не все задумываются, что санкции просто наложить, но намного тяжелее отменить. Санкции — это ведь ход юридический. Значит, и отозваны они должны быть юридически. А последнее процесс длительный. К тому же общество и производители уже втянулись в режим санкций, многое в отношениях с Россией у Европы уже разрушено из-за агрессивной политики США. Чтобы выйти из этого режима и залатать всё, что порвали, потребуется даже не один год, а больше!
Игорь МЕЙДЕН.
#38 Следующая публикация:
ВНЖ сохранили. Надолго ли?