Арнольд Бабрис: «Поссорить Европу с Россией выгодно Америке».— Запрет импорта рыбных консервов из ЕС и США в Россию приведёт к массовому банкротству латвийских производителей. Пока, к счастью, такого запрета нет, и наша компания российскими санкциями не задета. К тому же по рыбоперерабатывающей отрасли у нас самый маленький процент поставок в Россию: всего 26 процентов.
Но в Латвии есть предприятия, у которых 80-90 процентов идёт на российский рынок. Что это значит для отрасли? Обвал цен. Ведь свои объёмы предприятия вынуждены будут разбрасывать по другим странам с большими потерями для себя. По нашим данным, в отрасли работают порядка пяти тысяч человек. Что их ждёт? И кто в Латвии или Европе подумал о них?
В Ассоциации рыбопереработчиков мы обсуждали ситуацию; навскидку, половина предприятий отрасли рискуют оказаться на грани неплатёжеспособности.
Любые колебания в экономике всегда бьют по производителям. Только за год санкций многие предприятия умрут, а если в итоге рынок снова откроется, восстановить эти производства уже будет невозможно. Переориентация на другие рынки тоже требует времени. Даже при идеальных условиях нужны два-три года. Можно, извините, сдохнуть за это время.
Страуюма говорит, что 50 млн. евро в качестве издержек от российских санкций — это мелочи жизни. Для неё — охотно верю.
На прошлой неделе у нас была встреча в Торгово-промышленной палате. Предприниматели обсуждали, кого и как задели российские санкции. Больше всего пострадали наши молочники. Причём одно дело прямые поставки отрасли в Россию, и совсем другое — если учитывать, что наше молоко в переработанном виде поставляли на российский рынок и литовцы. Литовцы, естественно, отказались брать наше молоко.
Председатель правления Рижского молочного комбината заявил, что под прямой угрозой находится половина латвийских ферм. Это мелочи жизни? Что теперь делать нашим фермерам? Куда девать молоко? Если забить корову, то куда деть мясо? То есть речь идёт о потенциальных безработных. Поэтому убаюкивать людей: «Нет-нет, всё хорошо, не напрягайтесь», — это запредельный цинизм.
А ведь у нас и без того страна на грани катастрофы — 200 тысяч человек уже выехали из Латвии. А куда теперь пристроить тех, кто останется не у дел? Конечно, они тоже уедут. И нагрузка на одного работающего латвийца — я имею в виду не госаппарат, а людей, реально занятых делом, поддерживающих всю социальную конструкцию государства, — возрастёт многократно.
Некоторые радуются: вот, цены упадут — сможем дешевле купить, заживём! Это поверхностный взгляд. Сегодня — да, ты сможешь дешевле купить, а завтра, оставшись без работы в силу сбоя во всей цепи, вынужден будешь тоже уехать. Нас просто пытаются всеми силами успокоить перед выборами. До октября попытаются дотянуть, убаюкать народ — чтобы избежать недовольства, которое отразится на результатах голосования. А после выборов мы на себе почувствуем все прелести нашего «умного руководства».
Зачем нам понадобилось рубить сук, на котором мы сидим? Я невысокого мнения о нашем истэблишменте, но вынужден признать, что это кому-то очень надо. Кому? Поссорить Европу с Россией очень выгодно Америке. США хотят заполучить европейский рынок для сбыта своих товаров. Поэтому лоббируется вопрос о трансатлантическом договоре Европа — США, что сулит много благ Америке.
На самом деле США мечтают наводнить Европу своими генно-модифицированными продуктами. Второе — в случае нарастания конфликта между Европой и Россией подорожают энергоносители, и конкурентоспособность европейской экономики по сравнению с американской упадёт.
Может показаться, что Евросоюз этого не просчитывает. Но ЕС раздроблен на разные структуры и организации, в отличие от США, где всё централизованно анализируется и централизованно принимаются решения. В Европе решения пытаются принимать коллегиально.
Третье — в ходу крайняя форма популизма. Политики часто принимают не государственно правильные решения, а популистские, полезные для себя. У нас всегда знают, какими флажками помахать перед избирателем. К сожалению, умных, образованных людей в стране остаётся всё меньше, а серая масса легко ведётся на дешёвый популизм. Латвийские политики научились манипулировать обществом в своих интересах. Видите, мы за санкции против России! Но о том, что Латвия сама загнала себя в яму, из которой её никто вытаскивать не собирается, умалчивают.
Нам всегда ставят в пример шведов, финнов: это развитые демократические страны… Но вы слышали, чтобы они поддержали санкции против России? Нет. А почему, они ведь тоже в Евросоюзе? Просто эти страны думают о себе и своём народе! Во время Второй мировой войны шведы сохраняли нейтралитет.
Почему же латвийские политики ведут себя иначе? Потому что сами они лично ни от каких санкций не пострадают! Взять того же Домбровскиса с его «историей успеха». Это история успеха — совсем не про Латвию. А про Швецию, спасшую свою крону при помощи нашего Домбровскиса, который не дал её девальвировать. Нам вдували шведские деньги в виде кредитов, мы отдали контрольный пакет своего банковского сектора скандинавам, они нас привели к истощению, а потом договорились с МВФ о кредитах для нас, чтобы мы не сдохли. А теперь понемногу продолжают выкачивать то, что в нас закачали.
Люди уезжают из Латвии. Они там работают, платят налоги и поддерживают чужую экономику. Добровольная эмиграция оказалась страшнее сталинских репрессий — мы потеряли 20 процентов трудоспособного населения. Посчитайте, что это значит в масштабах бюджета. За такие дела надо сажать пожизненно. Но только виновных у нас, как всегда, нет.
Элина ЧУЯНОВА.
Гунтис Шенхофс: "Латвия ведёт себя как шавка" Следующая публикация:
Деньги, вам пора на работу!