«В Латвии почти каждый дом может пробурить свою скважину с ценной минералкой!» — уверена докторант факультета географии и науки о земле ЛУ Инга Ретике.
Инга — участница патриотической экспедиции «Открыватели латвийских глубин», которая поставила себе цель популяризовать Латвию как одну из европейских центров минеральных вод.
Движение стартовало в мае. Юные геологи подняли исследования подземных вод республики, которые проводились специалистами геофака в Латвии с начала 60-х годов. И начали популяризацию водных богатств Латвии в стране и за рубежом.
В наше время, когда огромные регионы Земли испытывают острую нехватку пресной воды, уже одно её наличие в количествах больших, нежели необходимо для потребления жителями, — огромное преимущество. «В Латвии она есть повсюду и очень высокого качества. Разве что в Колке и в Даугавпилсе мало хорошей пресной воды — там её достают из незащищённых песчаников», — порадовала «Субботу» Инга.
Кроме того, наши подземелья буквально нашпигованы слоями с минеральной водой, содержащей различные ценные химические элементы и микроэлементы, которые можно использовать как для улучшения здоровья, так и для получения прибыли.
Инга Ретике рассказала «Субботе» об особенностях минеральных вод Латвии.
Что такое dabiigais mineraaluudens?
— В принципе, любая вода — минеральная. Неминеральный только дистиллят, освобождённый от всех примесей чистый H2O.
Разница между тем, что на бутылочных этикетках называется «питьевая вода» (dzeramais uudens) и «натуральная минеральная вода» (dabiigais mineraaluudens), в том, что последняя выходит из скважины в натуральном виде и её ничем не обрабатывают.
Натуральную минеральную воду можно лишь фильтровать через механические фильтры, также в неё можно добавить углекислый газ. Такая вода считается годной для употребления, если в ней нет опасных бактерий и входящие в неё микроэлементы не превышают заданных государством нормативов. Всё это тщательно проверяется.
Что такое dzeramais uudens?
— Питьевая вода — это, грубо говоря, вода из-под крана. В Латвии часть воды поступает в краны из-под земли, часть — из наземных источников. Чаще всего она обрабатывается хлором. Но, как правило, это не связано с бактериями в воде, а делается для того, чтобы трубы не зарастали и бактерии не размножались.
Кроме того, в латвийских водах много железа. Скажем, в Юрмале и Лиепае, где близко море, и морская вода, пройдя сквозь богатые железом песчаники, проникает в слои с пресной водой, которые используются для водоснабжения.
В некоторых местах Латвии (например, в Елгаве), когда вода проходит сквозь гипс, много сульфатов; он удаляется с помощью определённой химической реакции.
В принципе, в Латвии мало мест, где требуется химическая очистка воды. Как правило, достаточно механических фильтров. И воду можно заливать в бутылки с этикеткой «dzeramais uudens». Скажем, Mangalli негазированная (с красной крышечкой) — это обычная питьевая вода. Грубо говоря, просто очищенная вода из-под крана.
У меня часто спрашивают: надо ли фильтровать водопроводную воду? Если вас устраивает её вкус — зачем? Фильтрация забирает из воды ценные минералы. А потом вы тратитесь на минералку.
Зачем воду газируют?
— В Италии воды с газом выходят из-под земли уже в готовом виде. В Латвии натуральных подземных «газировок» нет. Углекислый газ во все минеральные воды добавляется искусственным образом.
Обычно питьевую воду газируют, чтобы придать ей вкус. Минеральную же воду газируют, чтобы слегка сбить вкус. Скажем, минеральная вода Mangalli (в зелёной бутылке) или Sigulda без газа очень солёные. А с газом уже нет такого ощущения. При том, что состав не меняется.
Где берут минералку?
— Мир подземелья напоминает пирог — он состоит из разных слоёв-пород. Причём эти слои крайне неровные, в одном месте они толще, в другом тоньше, где-то изгибаются. Где-то есть разломы и добавления иных пород.
В результате воды из осадков, просачиваясь сквозь разные по составу и толщине слои, оставляют там нерастворимые включения и вбирают в себя различные растворимые вещества из пород. Некоторые слои наполнены водой — они называются горизонтами. Друг от друга их отделяют глинистые слои, которые защищают и не дают водным горизонтам смешиваться друг с другом. Сквозь них вода может просачиваться веками. Песчаники — слабые защита и фильтр.
На равнинах, как правило, чем глубже слой, тем он солонее. Тут работает чистая физика: солёная вода, в которой растворено больше минералов, тяжелее. Правда, в горных массивах геология более сложная, там этот порядок может быть нарушен: сладкая вода может быть под солёной и наоборот. Там другой пирог.
Почти в любом месте Латвии можно добыть воду очень хорошего качества. Скажем, в центре Риги источник Mangalli-3 (воды в зелёных бутылках) лежит на глубине 410 метров. Мы провели анализ с помощью изотопного исследования и математического моделирования и с удивлением обнаружили, что возраст воды в этом слое — более 20 000 лет (к слову, возраст «Боржоми» оценивается в 1500 лет и более. — Прим. ред.). Подумать только — эти осадки пролились в ледниковый период!
В Валмиере тот же горизонт (слой) проходит на глубине всего 200 метров. Эту воду легче доставать, но минерализация там послабее, потому что «коржи» пирога потоньше. В чистом виде валмиерская минералка более солёная, чем зелёный Mangalli, поэтому её разбавляют питьевой водой. Из того же слоя и солёненькая Sigulda.
Химический состав вод из одного горизонта очень схож, но не полностью: добавляются или убираются региональные микроэлементы. Я эту тему сейчас изучаю и пишу диссертацию.
Ценные добавки
— Самые ценные составляющие минеральных вод — кальций и магний. Они нужны для укрепления тела. И они безопасны. Лишнее просто не будет усваиваться.
Минеральные воды из самых глубоких и самых насыщенных минералами слоёв используют для бальнеологии: лечебных ванн, массажей, кремов…
В советское время в Латвии была разработана программа добычи брома из воды подземных скважин. 35-й элемент периодической таблицы Менделеева регулирует баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Скажем, в Лиепае в минеральной воде около 450 миллиграммов брома на литр. Эту воду санаторий использует для лечебно-оздоровительных ванн, которые борются с болезнями суставов и нарушениями обмена веществ, помогают лечить остеохондроз и радикулит, укрепляют нервную систему и помогают избавиться от стресса.
Опасные добавки
— Не все минеральные воды безобидны. При оценке источника особое внимание надо обращать на содержание мышьяка, фтора и йода.
Фтор хорош для зубов. Он зачастую содержится в известковых породах, которыми так богата Латвия. Но если его содержание больше 1,5 мг на литр — это яд. И я нашла в Латвии одно место, где содержание фтора — ровно 1,5 мг на литр, но не превышает этого значения. Конечно, это не исключает того, что где-то поблизости норма может быть превышена.
Также полезная составляющая — йод. Но и его потребление для каждого организма тоже очень индивидуально. Некоторым он необходим, другим опасен.
В Латвии обычно контролируется содержание в воде только натрия и хлора — то есть соли. Но данных про микроэлементы обычно нет.
Я советовала бы перед употреблением сильно минерализованных вод советоваться с врачом, который может оценить ваше состояние и состав воды.
Добавки-убавки
— Есть подземные источники, воду из которых не имеет смысла добывать и хранить в бутылках. Например, в Кемери. Богатые сероводородом воды очень быстро теряют свои целебные свойства после выхода на поверхность. Сера соединяется с воздухом и выпадает осадок. Вода становится бесполезной и невкусной.
Мягкая и жёсткая вода
— Повышенная жёсткость воды — популярная беда Латвии. У нас много карбонатных пород: доломиты, песчаники… Самый простой способ сделать воду мягче — прокипятить: известь выпадает в осадок. Лишнюю жёсткость можно удалять и с помощью фильтров.
Народные источники
— В Латвии есть немало источников, куда люди направляются с бидонами, веря что вода — святая или целебная. Я оставляю за скобками эзотерические свойства воды, но к подобным источникам надо относиться очень внимательно.
Надо быть уверенным, что вода действительно выходит из-под земли и имеет безопасный состав. Теоретически она может быть из верхних слоёв, где нет нужной степени очистки, а в период дождя подземная вода может смешиваться с дождевой и даже канализационной.
В глубоких скважинах состав воды практически не меняется. А источники во время сухости — там подземные воды, а в дожди они мешаются с дождевой водой.
Учёные считают, что здоровье человека на 75 процентов зависит от качества потребляемой воды. Так что употреблять качественную воду — жизненная необходимость.
Круче ли мы «Боржоми»?
— Хороший вопрос. У нас вода другая. Но мы смело можем соревноваться с прочими минеральными столицами. Только везде свои геологические особенности, присущие именно этой стране. Того, что есть здесь, там может и не быть.
В горных регионах возраст воды на глубинах более юный: там вода быстрее просачивается сквозь более рыхлые горные породы. Обычно это 30-100 лет. В этом смысле мы впереди. У нас в каждом региончике можно найти точку, где есть очень ценная вода, которую экономически выгодно добывать.
Одна из целей моей будущей докторской работы — сравнить состав наших вод и популярных раскрученных брендов. Уверена, что наши не хуже, а по некоторым показателям могут и превзойти дорогие импортные.
К примеру, сейчас наша команда «Открывателей латвийских глубин» едет в поездку по Европе: Литва, Польша, Чехия, Германия, Австрия. Франция, Швейцария. Возьмём с собой данные по нашим водам и будем сравнивать их состав, например, со знаменитыми альпийскими. Уверена, у нас есть свои «эвианы». Думаю, как-нибудь доберёмся и до Грузии.
Как же правильно выбрать минеральную воду?
Первый советчик — врач, который поможет назначить приём минералки. Без ограничений можно пить лишь называемые столовые, в которых содержание солей не превышает 5 мг на литр. По поводу всех прочих вод стоит проконсультироваться у врача.
Второй советчик — этикетка, которая содержит всю информацию о составе элементов после выпаривания литра воды при температуре 180 градусов.
От 0 до 50 мг/л — очень низкое содержание минералов.
От 50 до 500 мг/л — низкое содержание минералов.
От 500 до 1500 мг/л — умеренное содержание минералов.
Более 1500 мг/л — вода богата минеральными солями.
Следующий пункт, на который стоит обратить внимание, — минеральный профиль воды.
Микроэлементы нужны живым организмам в микродозах. Но именно они играют главную роль в различных биохимических реакциях, поэтому их недостаток может быть восполнен минеральной водой. К примеру, железо и фтор предотвратят анемию и кариес. Бор отвечает за прочное соединение костной ткани. Кобальт — компонент витамина B. Ванадий стимулирует рост.
Кальций и магний особенно необходимы каждому организму. Минералка с надписью «богата магнием» или «богата кальцием» — лучший источник этих элементов. Ежедневная норма потребления кальция — 800 мг для взрослых, 1200 для беременных и кормящих женщин. Рекомендуемая дневная норма магния — 350 мг для детей и взрослых, 500 мг для спортсменов, беременных и кормящих женщин.
Богатая кальцием вода содержит более 150 мг/л кальция.
Магнием — более 50 мг/л.
Фтором — 1 мг/л (не более 1,5 мг на литр).
Бикарбонатом — более 600 мг/л.
Натрием — более 200 мг/л.
Сульфатом — более 200 мг/л.
На этикетке обычно есть и показатель рН, который указывает на степень кислотности воды от 0 до 14. Идеальный уровень рН для минеральной воды — 7. Вода с показателем рН более 7 — щелочная, а менее 7 — кислая. Об их употреблении лучше советоваться с гастроэнтерологом.
Срок годности минеральной воды в стеклянных бутылках составляет два года, в пластиковых — полтора.
Кристина ХУДЕНКО.
Кому помогут "отданные" ключи? Следующая публикация:
Трагедия нашей "Аськи"