В центре Старой Риги у собора Святого Петра недавно появилось странное сооружение. С названием «Красная горка». По сути — детский аттракцион (хотя мы не уверены). По замыслу — арт-объект.
Солдат в каске с автоматом странного тёмно-розового цвета смотрится пугающе. И выглядит абсолютно инородным телом на старинной брусчатке перед известной церковью.
С появлением этого «арт-объекта» связан небольшой локальный скандальчик в социальных сетях — с лейтмотивом «Докатились!». Изначально многие решили, что скульптор изобразил вооружённого солдата гитлеровской армии с оружием. Из-под длинных розовых рук которого, видимо, и должны скатываться с горки гуляющие дети.
Информация о новом культурном объекте Риги сразу попала на новостные сайты других стран. Кто-то назвал это провокацией. Кто-то повозмущался или посмеялся и призвал не обращать внимания. В итоге целые группы людей теперь спорят: какой армии каска? Чей солдат? И что у него в руках: немецкий «шмайсер», автомат Калашникова или штурмовая винтовка Stg. 44, которой вооружались мотострелковые части и подразделения СС?
«Суббота» решила выяснить, что это такое и, собственно, зачем оно там стоит. На наши вопросы ответил представитель Рижской думы Угис Видаускис. Он пояснил, что «Красная горка» — это художественная работа, которую художник Айгар Бикше создал ещё в 2012 году для финской выставки — Раумского биеннале современного искусства.
У Рижской думы нет возражений против данного объекта, который согласован также с Рижским строительным управлением и будет украшать Старую Ригу до 1 июля, поскольку установлен в рамках выставки «На волне. Актуальное искусство Латвии и Сибири». Никакой пропаганды чиновники думы и стройуправления в этом «арт-объекте» не видят, пояснили нам.
Ясности этот ответ не добавил. Что к чему и при чём тут Сибирь, не очень понятно. Сам художник Айгар Бикше поведал латвийской прессе, что с войной у его розового солдата нет никакой связи и ассоциации. Напротив, он считает, что детям это вообще неважно, а груза прошлого они не замечают. В работе он использовал как образец каску солдата НАТО, а вовсе не эсэсовскую.
Надо отметить, что Айгар Бикше — также один из авторов знаменитой инсталляции «Война памятников», установленной на углу улиц Бривибас и Элизабетес, на месте бывшего памятника Ленину. Той самой, где поочерёдно из чёрного ящика выезжают четыре фигуры, символизирующие страны и культуры, в разное время повлиявшие на историю Латвии. Самая запоминающаяся из них — чернокожая Барби в шведском костюме.
Что ещё добавить? Честно говоря, никакой «гитлеровской пропаганды» в детской «Красной горке» мы точно не видим. Спорно — да. Провокационно — да. Непонятно, зачем, — да. Но, возможно, вот такое оно, современное искусство. Отражение нашего смутного времени.
Нет в этом «объекте искусства» ни гармонии, ни красоты, ни любви. А значит, оно проходит мимо, не задевая сердца. И забудется тотчас и навсегда, как только пропадает с глаз.
Остаётся только ломать голову на тему, что именно должна выражать эта работа. Характеризовать Ригу как культурную столицу Европы? Или символизировать девиз «Всё лучшее — детям»?
Когда камни молчат
Летом 2008 года прямо перед ним были установлены говорящие камни. В количестве девяти штук. Стоимостью полмиллиона латов.
Вообще-то камни были изготовлены для фестиваля «Удивительная Латвия», который проходил во Франции в 2005 году. Конкретно — в Париже, Лионе, Страсбурге и Бордо. Изначально, когда на них направляли луч прожектора, на поверхности проявлялись лица людей, которые на французском рассказывали о природе, море, истории, архитектуре, национальной кухне Латвии. По приезде из Франции говорящие камни три года пролежали на складе. Потом их озвучили на латышском языке и установили в Старой Риге.
Говорили камни только в тёмное время суток — с 22.30 до четырёх утра. Поскольку как раз в то время проходил Праздник песни и танца, в начале каждого часа девять камней пели народную песню «Беду мою, большую беду» («Beedu manu, lielu beedu»).
Чтобы послушать историю, нужно было заплатить денежку (что-то около одного-двух латов) сидящему в информационной будке оператору. Не очень понятно, на кого была рассчитана эта ночная акция. Если на гуляющих до утра по Риге туристов-иностранцев, то по-латышски они, как правило, не говорят. А местных тусовщиков вряд ли можно было этим заинтересовать, да ещё и за собственные деньги.
Затем чиновники озадачилось вопросом: что с камнями делать дальше? Думали, думали, но к консенсусу так и не пришли. Теперь уже шесть лет камни находятся на складе Schenker. Только за их хранение, по информации латышской прессы, было заплачено около 20 тысяч евро. Но чтобы снова их установить и демонстрировать народу — например, во время почётной миссии «Рига — культурная столица», — требуется ещё больше денег. По разным оценкам, от 100 до 150 тысяч евро.
Потому они пока что лежат на складе и молчат.
Ленин и китаец
Совсем недавно в Лос-Анджелесе, гламурной столице киноиндустрии, прямо в начале Голливудского бульвара был установлен вот такой памятник — огромная голова Ленина, сделанная из сверкающего металла. На голове вождя мирового пролетариата балансирует с шестом в руках маленький китаец.
Что сие произведение означает, неизвестно. Можно только предполагать, что автор замыслил показать: современные тенденции широкоформатного мира и конкретно — стремительно развивающегося Китая во многом базируются на ленинских идеях. Главное — соблюсти баланс.
Мимо снуют дорогие автомобили, у «подножия» головы играют дети. И никого абсолютно этот памятник не удивляет. У всех другие проблемы. Вот такое нынче время у нас…
Рита РИТТЕР.
Как сохранить Счастье Следующая публикация:
Как прийти в библиотеку