«В наших бедах виноваты не тяжёлое наследие СССР и не всеобщий бардак, а конкретные люди», — убеждён депутат Сейма от «Центра согласия» экономист Александр Саковский. Александр Саковский пришёл в политику в начале 2000-х, начав работу в жилищном хозяйстве предприятий Рижской думы. В XI Сейме депутат входит в состав бюджетной комиссии и возглавляет жилищную подкомиссию, где активно использует опыт, накопившийся за время работы в самом большом домоуправлении Риги — Kurzemes Nami.
«Я понял, что в Латвии очень многое зависит от человеческого фактора — конкретных людей у руля. Если они занимаются лишь тем, что механически собирают налоги и стравливают людей по национальному признаку, никакого толка от такого управления не будет, — объяснил свой выбор Саковский. — Да, всегда есть объективные факторы — климатические, территориальные, внешнеполитические… Но окончательный выбор — за человеком. За примером далеко ходить не надо — посмотрите, как стремительно идёт развитие у соседей-эстонцев. А ведь стартовали вместе и внешние факторы схожи».
Александр Саковский рассказал, какой он видит ситуацию в Латвии и как предлагает поднять уровень личной ответственности — как слуг народа, так и каждого из нас.
Свой человек
Александр Саковский — самый что ни на есть коренной житель Латвии. Аж в третьем поколении.
В Первую мировую его дед, воевавший с немцами на стороне царской армии, попал в плен. Возвращался домой через Ригу, где встретил будущую жену. Любовь изменила его планы. Да и страна понравилась.
«До Второй мировой местные жители, которые не боялись работы, жили неплохо. Дед, работая на немецкого барона, смог скопить денег на покупку земли, построить дом, обзавестись хозяйством. Труд прилично оплачивался. Во всяком случае, мне в наследство остались довольно крупные купюры. Бабушка рассказывала, что молока хватало даже на то, чтобы бричку для поездок в Ригу смазывать сливочным маслом», — вспоминает Александр.
Сам Саковский родился в небольшом видземском городке Мадона, где 82 процента населения — представители титульной нации. Не удивительно, что освоение латышского языка для мальчика из русскоязычной семьи было вполне естественным процессом. «И садик латышский, и во дворе куча друзей», — вспоминает Александр. К слову, и своего сына он без долгих раздумий отдал в латышский садик.
«Мой отец преподавал экономику в вузе на обоих языках — никаких проблем! В первые годы независимости он был советником министров сельского хозяйства. Я пошёл по его стопам — изучал планирование народного хозяйства в ЛУ, потом начал работать в исполкоме Московского района», — рассказывает Александр.
Первые годы независимой республики, как многие молодые люди того времени, Саковский занимался частным бизнесом. В начале 2000-х начал свой путь в политике: сначала в структурах Рижской думы, потом в Сейме, где трудится и по сей день.
Кто растратил миллионы
Проведя ревизию 26 министерств и госучреждений за 2013 год, Госконтроль обнаружил, что аппетиты чиновников заметно выросли. Вновь проводятся семинары с обедами в замках, обсуждение концепций в дорогих ресторанах, покупаются дорогие подарки…
К примеру, министерство образования закупило компьютерной техники и смартфонов на 258 000 евро. При этом количество техники в 1,5 раза превышает число сотрудников министерства. Национальный совет по электронным СМИ растратил 140 000 евро…
— Увы, к ответу у нас никого не привлекают. Ведь решения об этом принимают те, кто сами во власти. А ворон ворону глаз не выклюет.
Смартфоны и обеды в замках — это ещё цветочки. Есть и более крупные примеры, мягко говоря, расточительства. Например, история приватизации Латвийского ипотечно-земельного банка. Я подписал бумагу, что не имею права разглашать все нюансы сделки, но то, в чью пользу и с какими убытками для страны (сотни миллионов!) это было сделано, — поражает!
И ведь у этого решения есть конкретный автор. Предложение исходило от министра финансов Андриса Вилкса, который пришёл на свой пост из шведского банка. Кто должен отвечать за убытки?
Огромные потери государство понесло в ситуации с компаниями airBaltic и Liepaajas Metalurgs. И везде государственные решения принимались конкретными людьми, которые лично никакой ответственности не несут.
Ещё яркий штрих. Несколько лет назад Кабмин принял решение, что службе госдоходов нужно новое здание. Хотя я не сказал бы, что чиновники в старых помещениях (принадлежащих государству) так уж плохо себя чувствовали. Агентство государственной недвижимости вместе с частным предприятием ООО Mezzaparks SPV, которое выкупило участок земли в Межапарке, создали совместное предприятие и построили новое здание за 54 млн. евро.
Теперь в течение 20 лет только аренда нового здания обойдётся госбюджету в 7,5 млн. евро. Вместе с коммунальными расходами и платой за управление объектом это около 10 млн. евро в год. Или 200 млн. евро за 20 лет.
Что это за схема? Ведь даже если и была объективная необходимость в новом здании СГД, его можно было строить на государственной земле (такая есть) — и не нужно было бы платить за аренду, переплачивая вчетверо.
При этом наше правительство говорит, что не может найти 12 млн. евро на повышение минимальной ставки учительской зарплаты. Вот вам и приоритеты нынешней правящей коалиции.
Как не платить за соседа
Как человек, много лет проработавший в жилищном хозяйстве, Саковский знает о проблемах этой сферы не понаслышке. Главная — как сделать так, чтобы каждый жилец отвечал за себя, а не за недобросовестных соседей или совладельцев.
— Скоро вступает в силу закон об управлении, который вводит прямые взаиморасчёты между домами и поставщиками услуг: тепла, воды, электричества… То есть домоуправление не сможет деньги одного дома пустить пойти на покрытие долгов другого.
Надеюсь, в скором времени удастся довести этот закон до совершенства — чтобы сосед не платил за соседа. Конечно, технически отключить одну квартиру от тепла нельзя (даже если это сделать, она будет тянуть тепло из других), но весь дом не должен страдать из-за нескольких недобросовестных жильцов. Наше предложение: пусть поставщик (например, в случае с теплом в Риге это Riigas Siltums) напрямую разбирается с конкретным должником.
Конечно, это для поставщика дополнительные затраты, от чего цены на конкретные услуги могут чуть вырасти. Но не фатально. Ведь произойдёт перераспределения обязанностей и финансирования с домоуправлением, которое раньше занималось должниками. Зато всё будет по справедливости. Целый дом не будет отключаться от тепла из-за парочки несознательных элементов или платить за них.
Жителям предложат сделать добровольный выбор: или оставить систему прежней, или созвать собрание с участием представителя домоуправления и большинством голосов перейти на прямые, чуть более дорогие расчёты.
В рассмотрении вопрос о ликвидации разделённой собственности. Ещё одна несправедливость, когда многоквартирный дом самоуправления оказывается в заложниках у частного хозяина земли. Сегодня люди платят за аренду земли иногда больше, чем за коммунальные услуги, — это явный беспредел. Вопрос уже сдвинулся с места: на уровне комиссий договорились, что владельцы квартир со следующего года больше не будут платить за хозяина земли земельный налог. Но это ещё не всё.
Для чего нас делят на русских-латышей
Уже много лет подряд именно на разделении электората по национальному признаку партии от власти строят свою выборную политику.
— Разделённость общества на русских-латышей, граждан-неграждан очень тормозит развитие страны. Как коренной житель Латвии я хорошо понимаю беспокойство латышского народа по поводу самосохранения. Но ведь сегодня искусственно нагнетаемый страх перед русскими танками реально мешает жить.
Если рассудить логически, во-первых, даже если бы захватнические планы были, мы не можем заставить Россию их переиграть. Во-вторых, мы находимся под защитой НАТО. Какой смысл дальше бояться? Мы не можем передвинуть границу или сбежать отсюда всей страной. При всех прочих условиях нам выгоднее дружить, а не охать: ой, к нам идут опасные русские деньги! Мы таких не хотим.
В результате не дали россиянам купить GE Money Bank — он ушёл. Сейчас пугают русскими инвесторами на машиностроительном заводе в Елгаве. А что, есть другие желающие вложить деньги?
Так мы и живём с войной в голове — в передаваемой из поколения в поколение ненависти, которая… просто удобна правящим политикам. Им ничего не надо делать и ни за что содеянное отвечать. Просто перед выборами в очередной раз вопрошать избирателей: вы что, хотите, чтобы русские к власти пришли?
В результате политический курс не меняется. Теряют все. В том числе и латыши. Мы все одинаково болеем — здравоохранение дышит на ладан. У всех стариков маленькие пенсии — система не меняется. А им хорошо — тем, кто у власти.
Почему у нас не хватает воли относиться к решениям прагматично: подняться над ситуацией и быть ЗА Латвию, а не ПРОТИВ кого-то и чего-то? Быть настоящими патриотами?
Очень надеюсь, что на осенних выборах удастся поменять эту тупиковую ситуацию. Чтобы люди поняли: приход партии «Согласие» (к слову, почти половина наших членов — латыши) во власть не означает, что завтра мы откроем восточные границы, позовём сюда русские танки, взорвём Музей оккупации и объявим русский вторым государственным… Достойный пример — Рижская дума. Там никому не мешает национальный вопрос.
Почему Латвии нужен народный президент?
Александр Саковский считает, что застойную ситуацию в стране могли бы в корне изменить всенародные выборы президента. Тогда стало бы ясно, кто конкретно за всё отвечает…
— Сегодня ситуация такая, что большинство решений не логические, а политические, завязанные на коалиционных соглашениях, а не на здравом смысле. И за результат своих трудов политики не отвечают. Они лишь кивают друг на друга, а воз и ныне там.
В этих условиях нужен некий центр, который взял бы на себя ответственность по закону. Им мог бы стать всенародно избранный президент страны, которому передоверили бы контроль над исполнительной властью, чтобы он назначал премьер-министра и утверждал Кабинет. И лично отвечал за его состав и результаты работы. Так удалось бы разделить исполнительную и законодательную ветви власти.
Говорят: где гарантия, что к власти не придёт деспот и самодур? Но в случае прямых выборов мы в этом сможем винить лишь себя. Для этого есть демократические процедуры выражения недоверия. Почему в США или Франции к власти не приходят диктаторы?
А пока нет механизма ответственности конкретных лиц за их действия, откуда ждать ответственных решений? Срабатывает нормальная человеческая психология: грести под себя.
В результате кризис продолжается. Цены растут, зарплаты не увеличиваются, а впереди открытие рынка электроэнергии. Его отложили до нового года, чтобы после выборов, но ситуации это не меняет — это неизбежный скачок цен на всё. И кто за это ответит?
Откуда взять деньги
Несколько полезных идей для Латвии
— За три года работы в бюджетной комиссии Сейма мне стало совершенно ясно, что бюджет страны — чуть более семи млрд. евро — можно перераспределить таким образом, чтобы сделать его более справедливым и перспективным.
Сегодня бюджет Латвии формируется на основании самого негативного финансового прогноза. Каждый год накапливается излишек, который под конец года кидают в горящие отрасли. Но ведь можно совершать некие действия, чтобы наращивать ВВП.
Отсутствие дефицита в бюджете хорошо для стабильных государств с развитой экономикой. Но мы не Германия и не Голландия. Нам надо создавать рабочие места, которые будут давать дополнительные налоги в бюджет.
Очевидно, что большой мировой бизнес с крупными инвестициями к нам не идёт. Значит, надо создавать условия для него или местных предприятий. Государство могло бы в этом участвовать, закладывая в бюджете небольшой дефицит. Даже один процент бюджета (70 млн. евро) — это хорошая сумма, чтобы принять участие, скажем, в развитии транзитной инфраструктуры (такое охотно поддерживают структурные фонды). Например, построить широкополосный автобан на трассе Рига — Москва. Можно было бы даже брать плату за проезд и постепенно отбивать деньги.
Другое перспективное направление — способствовать развитию инновационных предприятий с высокой добавочной стоимостью. Скажем, это удачно сделал Израиль: у них созданы научные базы для прогрессивных разработок в области сельского хозяйства, космоса и др. Всё это оперативно патентуется, и страна на этом зарабатывает.
Ещё одна очевидная сфера вложений — медицинский туризм. Латвия могла бы стать для него идеальной базой. Тут море, природные парки, экология (мы вторые по чистоте в мире!), специалисты и постоянное пополнение кадров за счёт сильных медицинских вузов. Если ещё и государство поможет — уверен, что дело пойдёт.
То же сельское хозяйство снова обретает невероятную актуальность. Особенно в сфере производства экопродуктов. При Карлисе Улманисе Латвия была европейским лидером в сельском хозяйстве — почему бы не повторить успех? Потребление продуктов повсюду растёт. Если государство будет защищать интересы своих производителей, всё может пойти как по маслу.
В общем, перед тем как решать, на что потратить бюджет, кому дать, кому не дать, а кому голову позволить сломать… хорошо бы подумать над тем, как и за счёт чего этот бюджет увеличить. Это нормальная, ответственная политическая логика.
Новые амазонки Следующая публикация:
Главная тайна Центрального рынка