gurnov

Пропаганда России — не преступление

• 17.06.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)725

Кто сеет русофобские настроения, чем пропаганда отличается от честного освещения событий, как узнать правду, можно ли наказывать за точку зрения… Тележурналист и политический обозреватель Александр Гурнов о задачах современной прессы.

В Риге Александр Гурнов побывал в рамках международного медиа-клуба «Формат A3» с публичной лекцией «Современное телевидение: этика и свобода слова».

Гурнов долгое время работал в Главной редакции вещания на США и Канаду Всесоюзного Гостелерадио СССР (с Познером и Листьевым), в программе «Время» и «Вести», возглавлял бюро ВГТРК в Лондоне, был собкором Российского телевидения в Лондоне, ведущим «Международной панорамы».

Сегодня он руководит гильдией тележурналистов-международников «Медиа-союз» и ведёт свою программу на телеканале RussiaToday.

Пропаганда России не преступление

— В Латвии телеканал ПБК был дважды оштрафован: за необъективное освещение событий на Украине и за показ передачи «Человек и закон» с иной точкой зрения на трагические события в Вильнюсе 1991 года. Телеканал «РТР-Россия» был отключён на три месяца за «признаки военной пропаганды»…

Где грань между освещением событий, подачей информации и пропагандой?

— Разберёмся с терминологией. «Пропаганда» — от латинского слова «propago» — «распространяю». Разъяснение какой-то позиции, приведение неких ярких аргументов с целью убедить большое количество людей в правильности этого поступка, позиции.

Понятие пропаганды первыми ввели христиане, которые убеждали массы, что учение Христа — единственно верное. Советская пропаганда базировалась на тезисе Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

В самом понятии «пропаганда» нет ничего плохого. Что плохого, к примеру, в пропаганде здорового образа жизни? Спорта? Аккуратной и трезвой езды на автомобилях? В христианских заповедях?

— Это прекрасно, пока дело не доходит до инквизиции.

— И как правило, доходит. Скажем, в России пропаганда правильной езды на автомобилях доходит до того, что гаишники буквально измываются над людьми. Пропаганда отказа от курения доходит до инквизиции, когда людей, зависимых от никотина, заставляют в самолётах часами уши закручивать в трубочки, при том, что само курение противозаконным не считается.

Вашему «министерству правды» не придёт в голову закрывать телевидение, которое занимается пропагандой материнства? Получается, пропагандировать материнство можно, а Россию — нельзя?

Плохая пропаганда обычно бывает с сомнительной приставкой. Например, фашистская пропаганда. Из того же разряда — антилатышская, антисемитская… Когда нерусские хорошие или евреи плохие и т. д. Если кто-то, например, будет в Риге раздавать листовку, где сказано, что латыши плохие, то это дурно пахнет.

Вопрос в том, как применяется пропаганда. Нельзя же запретить утюг, хотя его иногда и применяют не по назначению. Пропаганда становится вредна, когда лишает людей права выбора.

Информация — это передача неких сведений, ценных для другой стороны. Например, вы сообщаете подруге телефон хорошей портнихи. Или по телевизору говорят: по сообщению метеоцентра, завтра в Риге будет град. А потом выступит метеоролог и скажет: не бойтесь града — он прибьёт к земле пыльцу и вредные частицы. То есть сделает пропаганду града.

— По мнению нашего Совета по электронным СМИ, надо дать ещё альтернативную точку зрения, что град — это вредно… Иначе это будет однобокое освещение событий.

— И они правы — нужно давать другую точку зрения. Но я очень сомневаюсь в том, что в Латвии точка зрения России и Кремля на события на Украине превалирует по объёму над точкой зрения Брюсселя, Лондона и США. Поэтому, когда где-то появляется информация из другого источника, это как раз и есть подача другой точки зрения. Если её не будет — это неправильно.

К тому же, когда кто-то смотрит государственное российское телевидение, он заранее предполагает, что эти каналы могут быть предвзяты. И будут отражать пророссийскую точку зрения.

Мне было бы неприятно, если бы в рижской газете написали: «Все русские — козлы», — но я не рассчитываю увидеть там, что все русские хорошие, а все латыши — нет. Ведь я её читаю, чтобы получить дополнительную информацию.

В Лондоне, Париже, Нью-Йорке никто не закрывает за пропаганду телеканал RussiaToday — одну из самых популярных в мире телекомпаний, вещающих за границу. А там днём и ночью высказывают российскую точку зрения на английском языке.

— Кто составляет аудиторию канала?

— Экспертное сообщество и просто люди, которые хотят знать другую точку зрения. Своих-то они наслушались на CNN, BBC…

— ПБК и РТР для многих жителей Латвии (особенно для тех, кто не силён в латышском) — главные и единственные источники информации. И латыши их охотно смотрят: качество шоу и фильмов там на порядок выше, чем на местном ТВ…

— Если руководство страны знает, что большое число русских смотрит российское телевидение, надо с ними работать. Зачем уподобляться тем, кто предпочёл бы избавиться от всех неугодных? Делайте больше своих качественных каналов, на которых будет пропагандироваться иная система ценностей — европейских. Но куда легче закрыть ПБК и РТР!

Независимость Литвы — хорошо, а Крыма — плохо?

— Президент Литвы Даля Грибаускайте вычеркнула российского телеведущего Дмитрия Киселёва из списков награждённых медалями за освещение событий в Вильнюсе 1990-91 годов. Так Литва осудила его пропагандистские высказывания в сторону Запада сегодня. В знак протеста от награды отказалась и его коллега Татьяна Миткова…

— Кстати, оба они тогда работали в моей программе ТСН. В то время Таня и Дима отчаянно отстаивали право Литвы на независимость. Чтобы исправить, как они считали, историческую ошибку, совершённую в 40-е годы. А ведь время тогда было непростое: в Литве ещё стояли советские войска. За поддержку литовцы и наградили их.

Прошло 20 лет. Миткова с Киселёвым продолжают бороться за право людей самим решать свою судьбу и восставать против угнетения. По мнению Киселёва, такими людьми сегодня являются жители Крыма. Право на выход из страны, с которой он исторически связан неизмеримо меньше, чем с той же Россией.

Так вот, Киселёв продолжает отстаивать те же ценности, что и 20 лет назад. Пусть он и говорит резко, и многие, в том числе и я, не разделяют многих его позиций и методов, но нельзя отказать ему в главном: он последовательно отстаивает те же ценности. Но если тогда ему за аналогичную позицию дали медаль, то теперь… отобрали.

Так, может, это в Литве что-то поменялось? Пока она стояла в очередь на независимость, всё было хорошо. А как только получила — их взгляды резко поменялись. Теперь они против права Крыма на собственный выбор.

Это как если бы мой сын сообщил: папа, я получил по химии пятёрку. И я ему дал шоколадку. А через неделю он снова сказал: я получил по физике пятёрку. А я ему: встань в угол и верни шоколадку.

Почему они так действуют? Боятся сепаратистских настроений в Литве? Хотят понравиться Ван Ромпёю, включив в отчёт свой эффектный жест?

putin

Историю пишут победители

— В Латвии ввели уголовную ответственность за отрицание оккупации. На ваш взгляд, правильно ли это?

— Любая грубость — свидетельство слабости. Сильные и умные люди не грубят и не кричат. Грубое отношение к истории — тоже признак слабости.

Если вы считаете, что русские оккупировали Латвию, — убеждайте в этом других. Никто вам сейчас не мешает разговаривать и обсуждать всё в открытой дискуссии. У вас своя власть, Москва не давит…

Встречный вопрос: татаро-монголы Россию оккупировали или нет? В школе нас учили, что да. Но выясняется, что нет — они просто всех подкупили. Орды было мало, чтобы накрыть всю Россию, так они подкупили князей. В первую очередь — слабых, московских, которые были самые гады. Выдать девку за татарина тогда считалось так же круто, как сейчас — за француза. Так давайте в России введём закон, по которому того, кто усомнится в том, что была орда, — в тюрьму!

— Телеканал «Дождь» поставил вопрос, стоил ли Ленинград тех жертв, которые город понёс во время блокады — это сразу стоило ему эфира…

— В этом случае никто их ни к какой ответственности по закону не привлекал. Телеканал получил замечание, да и то свели на нет.

Если бы подобный вопрос ставили на тему города Трои — стоила ли она троянского коня, — это был бы вполне обсуждаемый вопрос. Но когда речь идёт о сравнительно недавних событиях, многие жертвы которых ещё живы… У них на глазах умирали матери и отцы, отдав последние крошки хлеба… А тут какие-то молодые позёры в очках от Cartier ставят вопрос: зачем твоя мама померла — лучше бы сдали Питер. Это некрасиво. За это «Дождь» получил чисто человеческое осуждение.

— Для многих латышей вопрос оккупации тоже очень больной.

— Согласен. Я и не говорю о том, что надо отрицать оккупацию. Я говорю о том, что такие вопросы можно обсуждать, соблюдая рамки приличия и гуманное отношение к пострадавшей стороне. Иначе ничего хорошего не выйдет.

Давайте говорить о прошлом. Ведь история по большому счёту — это миф. Вы же выбираете из своей «семейной» истории лишь те моменты, которые вам нравятся. И отстаиваете их.

Для создания реального мифа надо приложить много усилий, его поддерживать, бороться со «злобными кознями» Москвы, которая будет доказывать, что никто Латвию не оккупировал, а просто освободили от немецких захватчиков… Но ваши правители предпочли лёгкий путь: кто скажет лишнее слово — в тюрьму.

Но я могу понять и ваших правителей. Им трудно доказывать своё. Ведь историю пишут победители. А кто сыграл решающую роль в разгроме фашизма? Русские, воюя с Гитлером. А не французы, воюя с Муссолини и в Алжире. Хотя и роль второго фронта, естественно, никто не отрицает.

У Кремля мягкие щупальца

— У нас любят стращать народ «мягкой властью Кремля», которая всюду раскинула свои щупальца. И вы одно из них…

— Главное щупальце Кремля — милейший и интеллигентнейший Костя Косачёв, глава организации «Россотрудничество». На днях в Перми стартует Первый панъевропейский фестивально-культурный марафон с участием политиков и сенаторов: богатейшая программа выставок и концертов. Одна из остановок — Рига. Косте интересно ездить и исподволь доказывать, что русские хорошие.

Я тоже мирное щупальце: единственное, что я хочу изменить, — отношение к России. К чему приводит антипропаганда, вы видите на примере Украины. Людям так промыли мозги, что они готовы убивать людей, которым недопромыли мозги из-за того, что они украинский хуже знали. Так же и в Латвии: если воспитать поколение, которое будет ненавидеть Россию, то вы не с Россией будете воевать, а друг с другом. Моё желание — эту тенденцию переломить.

— Недавний опрос показал, что Латвия занимает четвёртое место среди враждебно настроенных к россиянам стран. Почему?

— Могу лишь предположить. Ваше русское сообщество наиболее активно. Видимо, их сильнее прижали, чем в других странах, и оно теперь наиболее деятельно в своих апелляциях к исторической родине: нас обижают, мы соотечественники… Так и создаётся имидж. Хотя на деле лично я в Прибалтике не сталкивался с дурным отношением к русским.

Деньги всегда разобщают

— В одном интервью вы говорили, что журналистика — это не власть, а совесть. Задача журналиста сравнима с церковной: апеллировать к чувствам и прививать нравственность. Но вместо этого журналисты пугают, путают и разобщают. Почему?

— Разбираю по частям.

Пугают. Главное, что люди хотят узнать из прессы, — где заработать и чего бояться. Это завязано на инстинкте самосохранения. Если завтра выпадет месячная норма осадков, а вы в тапках и без зонта, то это выглядит сексуально, но опасно для здоровья. А если русские танки границу перейдут — вам же нужно знать об этом первой?! И на подобных страхах играют умные политики и политтехнологи. Они их подогревают.

Путает. В советское время, когда никто ничего не путал и нам в один голос твердили, что Брежнев великий, учение Маркса всесильно и Советский Союз непобедим, все были жутко недовольны. Теперь одни говорят: «Путин хороший», — другие: «Меркель хорошая», — третий: «Обама хороший», а четвёртому только Иисус Христос хорош… И вы путаетесь, потому что не готовы сами, на основе всей доступной информации, сделать свои выводы.

Увы, и журналистов сегодня много безграмотных. В России уж точно. Уровень образования ужасающе падает. Люди не умеют по-русски разговаривать, а пытаются что-то кому-то объяснить. В результате все запутаны.

Разобщают. Мы слишком много говорим о деньгах и материальных вещах, слишком мало — о душе и совести. Происходит это потому, что у нас нет национальной идеи. Когда-то в России она звучала так: «Православие, самодержавие, народность». Идея не против кого-то, а за — за нашего Бога, нашего царя и наш народ. А «Бей жидов, спасай Россию!» говорили те, кому надо было эту идею перечеркнуть. Увы, сегодня настоящей идеи нет — осталась лишь то, что несёт лёгкие деньги: разделяй и властвуй.

Деньги сами по себе — это тоже неплохо. Пример Америки показал, что идея заработать и доказать свою состоятельность с помощью общего мерила труда может встряхнуть и мобилизовать. Но процесс зарабатывания денег не может быть объединяющим фактором. Деньги всегда разобщают. От покупной любви дети не рождаются.

— Журналистам нужна нравственность?

— Чтобы она была нужна, надо ясно понимать ориентиры. Когда дико выросла популярность Ксении Собчак, меня спросили: почему она тебе не нравится — такая умная, красивая, из хорошей семьи? Да, это так, но всё, что она говорит и делает, безнравственно.

Прославление безнравственности грозит подменой идеи. И Европа этим активно занимается. Что может быть более нравственным, чем вера в Бога? Что может быть более безнравственным, чем надеть презерватив на голову, скакать в церкви и кричать похабные песни? Это не уголовное преступление, но это жуть! Но вся Европа делает из этих девок героинь и борцов.

Мы сделали героиню из Собчак, для которой главное — с мужика содрать бабла. А Европа из агрессивной безнравственности сделала кумиров и героев. Следующие за ними поймут, что для европоддержки надо нагадить на какой-нибудь алтарь, сказав: «Путин плохой!»

Помню, когда началась перестройка, я прочёл в газете письмо читательницы: «Я живу в Усть-Каменогорске. Моя мама ткачиха. Папа спился и умер. Я работаю шлифовальщицей на фабрике. Слышала, что в Москве появилась профессия «валютная проститутка». Где мне можно овладеть это интересной и нужной профессией?» Вот вам пример сдвига. А сегодня многие дети уже хотят быть либо гламурными, как Собчак, либо борцами, как Pussy Riot.

Кристина ХУДЕНКО.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *