depositphotos_7777684_l

Мир сдвигается к Востоку

• 12.06.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)1005

Всемирной экономикой сегодня заправляет Китай — богатый, хитрый, мудрый и беспощадный. Руководитель кафедры востоковедения Латвийского университета профессор Леон Тайванс разложил перед «Субботой» новые карты мира: шестёрок, тузов и валетов.

Восточный прорыв

— Если XIX век был веком расцвета Средиземноморья, XX век был веком Атлантики, то XXI век — однозначно век Тихого океана. Мир медленно, но верно, сдвигается к Востоку — там теперь места силы.

— Как получилось, что патриархальный Восток начал опережать умный и цивилизованный Запад?

— Отставание Востока — это в значительной мере стереотипы. Да, современный мировой прогресс в большой мере создала иудео-христианская цивилизация. Достаточно посмотреть на число учёных и нобелевских лауреатов. Но и Восток всё это время не дремал.

— Что вы подразумеваете под понятием «Восток»?

— На самом деле это очень неоднородное поле. Прежде всего нужно выделить исламскую цивилизацию, которая, за исключением Ирана и Турции, не показывает особых успехов. Даже процветающие ныне Эмираты были созданы чужими руками на нефтяные деньги.

Несомненный лидер мирового развития — конфуцианская цивилизация, которая включает в себя Китай, Японию, Корею и подтягивающийся к ним Вьетнам.

— А как же Северная Корея?

— В Северной Корее с развитием печально, хоть её режим тоже держится на конфуцианском послушании. Конфуцианство — это религиозно-этическая система, которая чрезвычайно дисциплинирует людей. Эта строгая дисциплина может проявиться как позитивно — в экономике, — так и в самодурском режиме. Оба варианта мы видим на примере Северной и Южной Корей.

Нечто подобное Северной Корее было в маоистском Китае, который отнюдь не был экономическим тигром. Впрочем, должен признать, что много демократии не всегда залог успеха. Особенно когда она доходит до абсурдных проявлений.

Китай уже в этом году стал лидером мировой экономики. Китайцы могут трижды скупить все активы россиян, китайские инвестиции содержат крупнейшие банки Америки.

Китайское чудо

— Что лежит в основе развития нового лидера — Китая?

— Первое — невероятное китайское трудолюбие. Его особенно видно в смешанных обществах вроде сингапурского, где живут китайцы, малайцы и южные индийцы — тамилы. Каким бы старым и немощным ни был китаец — он будет сидеть в какой-нибудь пельменной и лепить пельмешки или мести улицы. В отличие от тамила, который может с утра до вечера болтаться по парку.

Второе — усердие в учёбе. Недавно я был в библиотеке богословского факультета Тюбингенского университета — она переполнена китайцами. Я спросил у одного: «Вы что, уверовали в христианского Бога?!» — «Нет, мы хотим понять, в чём секрет европейского мышления, выношенного в христианской культуре»… Китайские студенты по всему миру прилежно осваивают разные науки, чтобы привезти полученные знания на родину.

Третье — китайцы большие мастера в денежных операциях. В больших делах они очень хитрые и жёсткие, а в малых отличаются особыми честностью и аккуратностью. Лично я, когда бываю в Азии, за всеми документами всегда обращаюсь к китайцам: можно не пересчитывать и не перепроверять. Пойдёшь к индийцам — обязательно обманут.

И, конечно, огромную роль играет китайский порядок. У них очень чёткая субординация во всём. Каждый знает своё место и исполняет свой долг до конца. Все эти качества способствуют развитию китайской экономики.

— Каким образом на первые роли вырвались достаточно ленивые индийцы?

— Они совершили мощнейший рывок. Особенно Южная Индия, которая традиционно считалась более отсталой в сравнении с арийским Севером.

Сегодня роли поменялись. Выдвигается юг. Особенно в области математики, которой Индия славилась испокон веков. На этой базе мощнейшим образом развились компьютерные технологии. Китайцы стоят в очереди за индийскими специалистами по IT.

В Индии огромные человеческие ресурсы — они могут позволить себе фантастические и безжалостные конкурсы в элитарные вузы: берут только гениев, а их там много.

— До недавнего времени китайцы и индийцы не особенно стремились покинуть свои перенаселённые страны…

— Особенно в этом смысле закрыты индийцы: для многих покинуть пределы Индии — совершить ритуальное осквернение. Особенно грешно плыть по океану. Эта религиозная традиция ещё действует, но постепенно отмирает. Развитие коммуникаций и транспортных возможностей многое переиграло. Индийцев в мире много — их анклавы имеются во многих странах.

— Китайцев тоже становится много по всему миру…

— Они тоже имеют склонность к созданию своих анклавов. К тому же в последнее время Китай активно занимается политикой трансмиграции — не только расселения за пределами страны, но и более равномерного распределения населения внутри Китая. Ведь эта страна — тоже империя с тенденцией к развалу. И китайцы делают всё, чтобы этого не произошло: они заселяют районы нацменьшинств — Внутреннюю Монголию, Синьцзян, Тибет — собственно китайцами хань.

— Приход китайцев в Латвию — повод для опасения, что они поглотят страну?

— Пока Латвия проигрывает в сравнении с остальной Европой, но думаю, что интерес будет расти. По моим сведениям, тут купили недвижимость около 500 семей. Другое дело, что половина из них двинулись дальше — в более перспективную Европу. Посмотрим, как всё пойдёт.

Охота за невестами

— Демографы считают, что роль в великом исходе китайцев и индийцев сыграли… новые технологии: с появлением возможности раннего определения пола эмбриона восточные женщины стали рожать только мальчиков: это рабочие руки. Получился демографический перекос. Сегодня полчища восточных юношей, ведомые неудовлетворённым либидо, вынуждены покидать родину в поисках невест.

— Совершенно верно! В Китае до недавнего времени разрешено было рожать только одного ребёнка. А поскольку китайская девочка уходит в семью мужа, женщины предпочитали рожать мальчиков. В Индии то же самое.

В этих странах резко увеличилась мужская часть населения. В Индии за последнее время было сразу несколько крупных скандалов, связанных с изнасилованиями, — это прямое следствие недоступности женщин. Китайцы тоже в состоянии охоты за невестами, в том числе ближайшими — дальневосточными русскими девушками.

— Будет ли Китай, как это делали мировые лидеры прошлого, навязывать свою волю «цивилизованному миру»?

— Не думайте, что китайцы такие уж бессловесные и бесхребетные. Они стараются не лезть никуда и не раздражать никого своей коммунистической идеологией. Собственно, и сама компартия для китайцев — лишь скрепляющий и структурирующий цемент, который держит страну в состоянии стабильности.

Китайский коммунизм — для внутреннего пользования. А на внешний рынок они идут с жёсткими экономическими предложениями и мастерски приспосабливаются к ситуации. Делают и ошибки, но учатся на них и не сдаются.

Их интересует только материальная выгода. И это хорошо проявилось в отношениях с Россией. Знаменитая «путинская» сделка по газу — это была чисто китайская сделка.

Российско-китайский путь

— Считается, что Путин, подписав договор на поставку китайским потребителям 38 млрд. кубометров газа ежегодно в течение 30 лет, показал фигу Западу, грозившему России санкциями…

— На мой взгляд, это была чисто китайская сделка. Если бы не нынешняя ситуация, у китайцев никогда не было бы таких цен — 300-350 долларов за 1000 кубов. Ясно, что газ будет дорожать, но тут россияне будут связаны на 30 лет. Китайцы 10 лет вели переговоры на эту тему, но пока Россия выгодно торговала в Европе, она не уступала, а Китай терпеливо ждал момента…

Россия на это пошла. Этот ход давал ей альтернативный рынок сбыта на случай жёстких санкций. Теперь ясно, что поставки в Европу будут сокращены.

Причём Россия должна ещё сама выстроить газопровод до Северного Китая, что обойдётся ей в 18 млн. долларов за 1 км (китайцы дают эти деньги взаймы). А ведь объём закупок газа значительно меньший, чем китайские закупки в Туркменистане. При том, что туркменскую трубу китайцы строили сами — за 1 млн. долларов километр. В 20 раз дешевле.

— Многие уже всерьёз говорят об ожидаемом вскорости появлении новой русско-китайской расы. Мол, редкая благовещенская девушка не мечтает выйти замуж за китайца: он не пьёт, не бьёт, всё время работает…

— …И дома не бывает, потому что всё время работает! Жена-то обычно хочет, чтобы муж был при ней. А китаец — он всё время на работе. Так что девушкам трудно угодить. (Смеётся.)

Но если серьёзно, то китайцы действительно активно переселяются в Сибирь. В своё время я состоял в комиссии Академии наук по БАМу — мы ездили через всю Восточную Сибирь, встречались с местными руководителями. Картина на границе с Китаем была удручающей: по ту сторону колосятся поля, а на советской пусто.

Ситуация в том регионе и ныне плачевная. С сибирской стороны там живут хорошо если три миллиона человек. С китайской — около 90 миллионов. Путин лично ездил в Сибирь, принимал решения об освоении, но воз и ныне там. Зато сегодня там живут уже более 100 000 китайцев, половина которых уезжать не намерены. Местные предприниматели их ценят: китайцы не требуют больших денег, трудолюбивы и не пьют.

Я не исключал бы, что в далёкой перспективе Сибирь как зрелый плод упадёт к ногам китайцев. Как она будет взята — вопрос технологий. Возможно, повторят крымский сценарий — будут защищать права китайцев. Русские мужики их не особенно любят.

— Зато девушки!

— Знаете, пока китайцы женятся на местных, они неопасны. В этом случае они обычно начинают говорить на языке местного населения и встраиваются в жизнь местных.

Социальная и этническая опасности начинаются с появлением китайских женщин (так было в Малайзии и Сингапуре): вокруг них сразу образуется местная китайская община, чайнатаун. А там и до крымского сценария недалеко.

Крымский вопрос

— Как вы думаете, чем закончится история с Крымом? Украина не теряет надежды вернуть полуостров…

— Думаю, по умолчанию Запад с тем, что это российская территория, уже согласился. А поскольку Путина в этом поддержали более 80 процентов населения, даже в случае смены президента (мало ли что!) следующие правители не смогут не считаться с мнением подавляющего числа электората. Так что, похоже, это надолго.

— Вся эта история сильно подняла настроение россиянам — они гордо расправили плечи…

— Тому есть разные объяснения. Мне кажется недалёким от истины мнение профессора (уже бывшего) кафедры философии МГИМО Андрея Борисовича Зубова, который считает, что с Россией после Беловежского соглашения произошло примерно то же, что с немцами после Версальского договора.

Унижение нации в результате поражения в Первой мировой войне выработало как реакцию нацизм. Так и для россиян распад империи в 1991 году тоже стал своеобразным унижением. Зубов назвал это комплексом Беловежской пущи. А взятие Крыма — это некий реванш.

Я не назвал бы это русским возрождением. Скорее позднесоветским. С позднесоветскими лозунгами и героями: активно вспоминаются стабильность при Брежневе, военные победы Жукова…

Дело в том, что ни в России, ни на Украине не произошло процесса десоветизации: реституции недвижимости, возвращения юридического статуса организациям. Всего того, что сделала Восточная Европа. В России и на Украине произошла бандитская «прихватизация», в результате чего образовался слой олигархов, которые действовали и действуют «по понятиям».

То, что сейчас происходит в Крыму и на юго-востоке Украины, иначе как рейдерским переделом собственности не назовёшь.

Украинская карта

— Что, по-вашему, ждёт Украину?

— Сегодня она чётко делится на три части. Западная, бывшая в составе Польши, на части которой также претендуют Венгрия и Румыния. Центральная Украина, которая этнически более-менее уравновешена, но похоже, что большинство её населения не хочет в Россию.

Думаю, простые жители мятежного юго-востока тоже основательно разочаровались в происходящем: кому хочется жить в полуосадном положении, которому конца и края не видно?

— Думаете, России нужна часть Украины?

— Ей и маленькая, но победоносная война в Крыму будет стоить дорого — ведь это отнимает деньги у россиян. Да и сами крымчане начинают понимать, что не всё так радужно: туда уже сейчас приходят российские цены на украинские пенсии.

Если бы России была нужна часть Украины, это можно было осуществить одним армейским маршем до Тирасполя. Но зачем? Даже самая крутая Донецкая область убыточна. Уголь сегодня упал в цене и не даёт того дохода, на этом уже погорели Польша и Германия…

Похоже, юго-восток Украины превратится в зону замороженного конфликта — вроде Абхазии и Северной Осетии.

Россия: между Западом и Востоком

— Судя по тому, что Россия недавно подписала Евразийское соглашение с Белоруссией и Казахстаном, она предпочитает двигаться в восточном направлении?

— Это долгая история. В своё время Иван Грозный привёл в Москву татарскую знать. С приходом татар в Москву в XVI веке Русь повернулся лицом к Востоку.

Пётр видел, что модернизация России возможна только вместе с разворотом на Запад. Поэтому буквально бежал из Москвы, где ему грозила верная секир-башка, начал создавать опорный пункт в Санкт-Петербурге и набрал в состав коллегий остзейских баронов из Ливонии.

Так что это неверное мнение, что окно в Европу — это порт. Это окно располагалось в районе Зилупе — выхода в Ливонию, которая по тем временам выглядела более европейской, чем современная Латвия… Полностью развернуть на Запад Россию Петру не удалось. Его дело продолжила Екатерина, но в гротескных формах — она дружила с Вольтером, при этом закрепощая крестьян.

Революция 1917 года окончательно смела с лица земли петербургскую европеизированную Россию, уничтожила цвет русской нации. Когда на сцене появился питерский Путин, все ждали, что начнётся новый виток вестернизации. Не случилось. Новым дворянством провозгласила себя когорта кадровых кагэбистов, которые сейчас провели в Крыму свою типичную спецоперацию…

Рука Америки

— Вы не видите руки Запада, в частности Белого дома, в украинском конфликте?

— На мой взгляд, Америка явно не была готова к таким событиям. Украина всегда негласно считалась зоной влияния России. Разумеется, США всполошились после событий в Крыму: они встали в позу, пытаясь показать, что они великая держава.

Сегодня всем очевидно, что Америка теряет влияние. И падает популярность лично Обамы. События на Украине дают возможность американцам расправить плечи.

— Перед Россией?

— Не только. Авторитет Америки сильно упал на Ближнем Востоке. Тут Россия чётко обыграла американцев.

— В Сирии даже ввели обязательным школьным предметом русский язык!

— Да. И в Иране Россия сидит хорошо. Был намёк на то, что и Египет может подружиться с Россией. Раньше американцы подкидывали Египту миллиард на армию и ещё на разные нужды. Сейчас страны Персидского залива дают намного больше на поддержку Египта.

— То есть мусульманский мир может выступить ещё одним сильным игроком?

— Уже выступает. Роль крупной державы пытаются играть Турция и Иран со своим ядерным проектом. Последний изо всех сил держится за религиозный строй, но ножницы между религиозной доктриной и реальной жизнью слишком велики.

Попытки «арабской весны» создать теократические государства одна за другой провалились. Обычно религиозные режимы держатся три-четыре года, вырождаясь в бандитские государства. Тому хороший пример Африка: Сомали, Мали…

Мусульманство идеализирует времена пророка — золотой век первых четырёх халифов. При этом идеологические исламисты забывают, что на дворе XXI век, — ныне другие финансовые и технологические условия. Скажем, Мухаммед запрещал ростовщичество — значит, нельзя брать банковский процент. Всё это против экономических законов.

Латвия: залог выживания — смешение этносов

— Вы уверены, что Латвия — это Европа?

— Да. Хотя главная задача Советского Союза — создание советского человека — была успешно выполнена и в Латвии. Гомо советикус тут и по сей день живёт и здравствует.

— А чем он отличается от несоветикуса?

— Его традиционный возмущённый возглас: «Государство нас не кормит!» А какое государство должно его кормить? Наоборот, это гражданин содержит государство из своих налогов. Это государство ест из нашего кармана. Вот и получилось у людей перевёрнутое представление о жизни, которое очень трудно изжить. Отсюда и отсутствие инициативы, предпринимательской жилки, которая давилась в советское время. Чтобы изменить психологию, нужна смена поколения-другого.

Но в целом Латвия — это Запад. Тут всюду наблюдается доминанта западной религии — лютеранства, в меньшей степени католичества, которые подчёркивают твою индивидуальную ответственность перед Богом, обществом, законом.

— Если, по-вашему, мир движется в сторону Востока — выгодно ли нам быть западниками? Зачем входить в Европу, которая умирает?

— Главная проблема современной Европы — и Латвию она не миновала — демографическая. Без людей, даже в условиях бурного технического прогресса, развиваться трудно.

Увы, сегодня недостаток населения в Европе пополняется не за счёт деятельных китайцев или японцев, а за счёт малодеятельных жителей ближневосточных мусульманских народов…

К тому же в Европе активизируются самоубийственные тенденции: крайние демократия и свобода, когда раскрепощаются все человеческие инстинкты, в том числе и разрушительные. Это называется соблюдением прав человека, но на деле это контрпродуктивно. Например, разрушается семья: кого хочу, того люблю. Дети от этого страдают… Происходит процесс саморазрушения.

— Похоже, очень скоро трудолюбивые и мудрые китайцы, получившие разрешение активно размножаться, заполонят мир…

— Думаю, возможность, чтобы один этнос захватил весь мир, — это против неких экологических норм. Что является экологической катастрофой? Исчезновение видов. Человеческая популяция тоже живёт благодаря разноцветью культур и этносов. Дозированное смешение видов — гарант выживания.

Кристина ХУДЕНКО.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *