Известный политолог Илзе Островска написала статью, где размышляет над вопросом: «В кого будут стрелять русские, живущие в Латвии. Будут они стрелять в русских из России или нет?»
Она уверена, что этот вопрос сидит в латышах. И отсюда «страх латышей перед русскоговорящими латвийцами». Оставим за скобками тот факт, что вопрос предполагает ничем не объяснимую версию нападения России на независимую страну Латвию, члена ЕС и НАТО. Это даже обсуждать не хочется. Оставим на совести говорящих.
Но сам вопрос тут же подхватили отдельные коллеги-журналисты и даже стали опрашивать людей на улицах. Интересно, что они предполагали услышать? Если честно, даже повторять этот вопрос в газете неприятно, но волна от него разошлась уже достаточно широко и не замечать этого нельзя.
В общем, дело такое, дорогие друзья. Этот вопрос не просто провокационный — он безнравственный и опасный. Мрак. И тянет людей куда-то в самую тёмную эпоху человечества. Что-то сродни тому «Нет, ты ответь, какая рука тебе дороже — правая или левая?» или «Если твои два брата будут тонуть в реке, которого ты спасать будешь?». Нельзя ставить такие вопросы и такой выбор перед человеком. Это невозможно.
Что с этим делать? Нельзя запретить задавать вопросы, но каждый на уровне личности должен понимать свою ответственность. И в том числе отвечающие.
Спросите об этом у латышско-русской семьи, где живёт любовь, спросите у друзей, которым вовсе не мешают дружить разные языки. Спросите, в конце концов, у своих детей, уехавших работать на Запад. Они пошлют вас куда подальше и будут правы.
Настолько тонко всё переплетено у нас, все мы сплелись историями, судьбами, чувствами, профессиями, дружбами, любовями… И цена каждого слова очень высока.
Достаточно посмотреть, как всё это перевозбудило неуравновешенных людей, комментирующих статьи новостных сайтов. Правда, иногда страшновато становится. Что-то из антиутопии Оруэлла.
* * *
Так много сейчас наши политики говорят о российской угрозе, перенося это на живущих здесь русских, что становится страшновато. Мы никуда не уехали — ни в Россию, ни в Ирландию. Мы выбрали своей страной Латвию, а многие имеют тут очень глубокие корни. Тут уместно спросить: выбрала ли Латвия нас? Но маленький нюанс: государство с его чиновничьим аппаратом и страна с её культурой, людьми и природой — это две огромные разницы.
Уникальность Латвии в том, что здесь исторически живут несколько групп людей с разным генетическим кодом. И ничего в этом страшного нет. И если бы не политики, в предвыборных целях разобщающие людей, а на самом деле уводящие от социальных проблем, жителям Латвии разных национальностей нечего было бы делить. Уважение друг к другу, сплетение культур, бережное отношение к родным языкам — это фантастика? Нет. Это цель.
* * *
Странным образом Майдан — а слово это ещё три месяца назад было малоизвестно в Латвии — расколол умы и не просто пополам, а на несколько частей. Ссорятся между собой не только представители разных национальностей, но и друзья, вставшие на разные позиции. Среди потока истерии тонут редкие здравые голоса, призывающие анализировать цифры и факты и не поддаваться провокациям.
Можно, конечно, всё списать на предвыборные технологии. Но чаще всего разлом происходит по линии сердца. И тогда у кого-то сносит крышу.
Это тупик. Давайте включать голову. А ещё лучше — совесть.
То, что сейчас происходит, ещё будет осмысляться долго. Но всё встанет на свои места. Мы говорим о чём угодно: о геополитике, об истории и покаянии, об экономике и языковой политике. А может быть, пора уже побольше говорить о совести? О личной ответственности каждого за то, что происходит с нами?
Пока писала, наткнулась на такую мысль в социальных сетях. И этим хочу закончить. Пусть это будет ответом Илзе Островске.
Выбор
И я спрашиваю себя: есть ли в этом мире хоть одна идея, ради которой моя совесть решится загубить чью-нибудь живую душу, пусть даже самую никчёмную? Такой идеи нет. И этот вопрос для меня решён давно, окончательно и бесповоротно. Это моё убеждение, которое продиктовано моим мировоззрением. Чтобы прийти к этому, мне не понадобилось ни коллективное мнение большинства, ни протесты меньшинства, ни силовое давление, ни лживая лесть. Человеческую жизнь я считаю наивысшей ценностью, которая позволяет ему (человеку) в равной мере ощущать как хорошую, так и плохую её сторону. И даже, оставшись в абсолютном меньшинстве, я буду не в состоянии изменить своему убеждению, так как ответственность за него я несу перед своей совестью.
* * *
…А пока мы здесь нервничаем, негодуем и дискутируем, в Латвию вернулись журавли. По ночам через открытую дверь балкона слышен шорох их крыльев и курлыканье. Вы заметили?
Рита РИТТЕР.
===================
Давайте, дорогие читатели, напишите, что вы думаете по этому поводу. Что мы все вместе должны понять, чтобы жить нормально и оставаться людьми в любых ситуациях? Независимо от национальности и языка. Нам важно ваше мнение. Ваши письма мы опубликуем. Может быть, именно это поможет нам сделать Латвию общим домом, где никто никого не боится, а все друг друга уважают.
Ждём писем по адресу: LV-1048, Рига, ул. Мартиня, 9, «Суббота», E-mail:sezon@subbota.com.
===================
Ничто не ново
Эти строчки написаны немецким писателем Германом Гессе в 1927 году.
Я не раз высказывал мнение, что, вместо того чтобы убаюкивать себя политиканским вопросом «кто виноват», каждый народ и даже каждый отдельный человек должен покопаться в себе самом, понять, насколько он сам из-за своих собственных ошибок, упущений, дурных привычек виновен в войне и прочих бедах мира, что это единственный путь избежать, может быть, следующей войны.
…Ведь сами они нисколько не виноваты — кайзер, генералы, крупные промышленники, политики, газеты, — никому не в чем себя упрекнуть, ни на ком нет ни малейшей вины! Можно подумать, что в мире всё обстоит великолепно, только вот десяток миллионов убитых лежит в земле… Две трети моих соотечественников читают газеты, читают каждое утро и каждый вечер эти слова, людей каждый день обрабатывают, поучают, подстрекают, делают недовольными и злыми… Всё это ясно и просто, любой человек мог бы это понять, на какое-то время погрузиться в себя и задаться вопросом, в какой мере ты сам участвуешь и виновен в беспорядке и зле, царящих в мире…
(«Степной волк».)
Польский взгляд
Храни вас Бог от того, чтобы спутать политиков с народами. Украинцы и русские, с которыми мы столько пролили крови, плечом к плечу и друг против друга, — это наши братья и сёстры. Этот конфликт — семейный спор. Не позволим же внушить себе, что мы к этой семье не принадлежим.
Кто сегодня играет на русофобских ресентиментах, тот разрушает мир и подрезает самые глубинные корни славянства.
(Из статьи Яна ХАРТМАНА «Речь Путина, или Дед Мороз и Европа»; inosmi.ru.)
7 чудес Хорватии Следующая публикация:
Андрис Америкс: порт для Риги — это жизнь