В Латвии ставят мюзикл про Герберта Цукурса. Знаменитого латвийского лётчика. А также нацистского преступника, который участвовал в расстрелах евреев во время Второй мировой войны.
Лица эпохи
Такая новость поразила культурный мир Латвии на минувшей неделе. Об этом сообщили все латвийские, а также многие российские и израильские средства массовой информации.
Капитан Герберт Цукурс до войны значил для Латвии то же, что Валерий Чкалов или Чарльз Линдберг для своих стран. С 1926 года Цукурс увлёкся авиастроительством, а в 1934 году стал национальным героем: на самодельном самолёте до летел до Гамбии, бывшей африканской колонии Курляндского герцогства, и вернулся обратно! Его полёт начался 28 августа 1933 года и завершился 25 мая 1934 года, через 10 дней после улманисовского переворота.
По возвращении Цукурс опубликовал дневник «Мой полёт в Гамбию». А в 1937 году написал роман «Между землёй и солнцем», где главный герой — лётчик.
В дневнике Цукурс писал: «В полёте надо питаться тем, что есть, но когда вернусь в Ригу, то обязательно стану вегетарианцем… Противна жестокость, с которой люди уничтожают всё живое, чтобы насытиться».
Вот как раз как к 80-летию возвращения Цукурса из Гамбии и приурочена премьера мюзикла. Автор диалогов и продюсер — Юрис Миллерс, текст песен и либретто — Андра Манфелде.
Денди из «команды Арайса»
Сама по себе трагическая и противоречивая фигура Цукурса вполне достойна художественного исследования. Можно задаться вопросом, почему прославленный лётчик и герой, вошедший в историю, в 1941 году добровольно вступил в «команду Арайса» — полицейское подразделение, которое принимало непосредственное участие в истреблении евреев. Где заслужил кличку Рижский Мясник.
Но авторы мюзикла настроены на другое. Они собираются «показать трагические события латвийской истории через призму жизни одного патриота Латвии». Для них Цукурс — однозначно положительный герой, но оклеветанный. Ведь суда над ним не было и его вина не доказана. Более того — он сам жертва. В апреле 1965 года агенту израильской разведки МОССАД не удалось похитить Цукурса и вывезти его в Израиль для суда. И лётчик был убит в уругвайской столице Монтевидео, где сундук с его трупом обнаружила полиция.
«Есть множество свидетельств в институте Холокоста «Яд ва-Шем», он считается самым главным институтом в мире по исследованию Холокоста. Там есть подтверждения, что Герберт Цукурс принимал участие в истреблении евреев в Рижском гетто». — утверждает глава Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен.
Авторы мюзикла раскрыли основные пункты сюжета: полёт в Гамбию, начало советской оккупации, участие в «команде Арайса» и бегство в Германию в конце войны. Оттуда, как известно, Цукурс перебрался в Бразилию. В спектакле будет и любовная линия, а сам герой будет представлен в образе романтического денди.
Безусловно, тут есть из чего сделать мюзикл. Можно представить себе африканские пляски, патриотические песнопения айзсаргов, мужественный хор «команды Арайса» и еврейские скрипки Рижского гетто. Судя по всему, авторы разделяют точку зрения сына Цукурса, который во всех интервью рассказывает, что его отец не убивал евреев, а наоборот — спасал еврейских детей. Что, возможно, будет отражено и в мюзикле в образе еврейской девочки, благодарящей героя за спасение.
Пресса сообщает, что в октябре мюзикл «Цукурс. Герберт Цукурс» совершит поездку по городам Латвии: посетит Лиепаю (родину героя), Вентспилс, Валмиеру, Резекне и Елгаву. «Задача искусства — провоцировать и заставить думать», — утверждает продюсер Юрис Миллерс.
История как мюзикл
Надо сказать, что для латышского зрителя мюзиклы про политических деятелей — дело привычное.
В сентябре 2009 года в Национальном театре вышел мюзикл «Вождь». Музыка Зигмара Лиепиньша, текст — Каспара Димитерса. Про Карлиса Улманиса. В Интернете можно посмотреть фрагменты из этого спектакля. В одном эпизоде актёр Марцис Маньяковс, в длинном пальто и с улманисовской причёской ёжиком, долго и уныло поёт о том, как много значит для него свобода Латвии.
Хотя газета «Диена» опубликовала совершенно разгромную рецензию на мюзикл, обвиняя авторов в фальсификации истории, отрицании демократии и подрыве основ государства, в коммерческом плане он оказался успешным. Кстати, там была и любовная линия, хотя Улманис женщинами не увлекался и вообще говорил, что женат на Латвии.
А в 18 ноября прошлого года на сцене Национальной оперы был показан мюзикл «Мейеровиц» — о жизни первого министра иностранных дел Латвийской Республики Зигфрида Анны Мейеровица. Композитор Янис Лусенс, автор — Мара Залите. И там про отношения министра не только с женщинами, но и с родителями. И про внешнеполитические достижения. Что и говорить, история любви Мейеровица довольно трагична: после безвременной кончины министра в автокатастрофе его возлюбленная покончила с собой.
Ария Абрамовича
А что в других странах? И там ставят мюзиклы про политиков. В том числе российских.
В 2007 года пресса сообщила, что Эрик Клэптон и сэр Элтон Джон выступят композиторами мюзикла Abramovich: The Musical! продюсера Тони Картрайта о Романе Абрамовиче. В сентябре того года стало известно о начале работы над проектом, созданным на основе биографии «Абрамович: миллиардер из ниоткуда» Криса Хатчинса. Сообщалось также, что главным его спонсором выступит сам российский олигарх.
Писали, что агенты будущих исполнителей главных ролей — и, возможно, голливудской экранизации — уже рассматривают предложения. Певица Селин Дион, скорее всего, исполнит роль второй жены главного героя Ирины, Дэнни Де Вито выступит в роли злого гения — Бориса Березовского.
Хатчинс и Картрайт планировали премьеру двухчасового шоу с танцующими и поющими Борисом Ельциным и Борисом Березовским, хорами футболистов «Челси» и северных оленей, приватными переговорами по продаже «Сибнефти», а также с противостоянием двух жён Абрамовича на сценах Кремлёвского Дворца съездов, лондонского Уэст-Энда и Бродвея.
Собственно, и либретто было известно. Вот, например:
«Декорации эффектно разворачиваются — перед олигархами возникает массивная фигура президента Бориса Ельцина. Его сопровождают двенадцать хористок, одетых казачками. Ельцин и Березовский начинают выкидывать коленца, не забывая напевать: «Сделаем из тебя человека большого, человека богатого! Сделаем тебя… губернатором далёкой Чукотки!»
В наступившем молчании слышен слабый всхлип Абрамовича: «Чу-Чукотка? А где она, эта ваша Чукотка?..» Вступает хор. Сначала шёпотом, затем всё громче: «Где эта Чукотка? Где эта Чукотка? Да где же эта чёртова Чукотка?!»
«Музыкальному либретто не обязательно придерживаться фактов, — был уверен Хатчинс. — Это художественное произведение, и относиться к нему следует исключительно с точки зрения искусства».
Судя по всему, что больше об этом ничего не известно, спектакль не удался.
Театр Путина
Кстати, и образ президента России был воплощён на сцене неоднократно.
К 55-летию сразу три театра взялись за постановку драматического произведения под интригующим названием «Каникулы президента», сообщала газета «Твой день». Одноимённая книга, которая послужила сценарием к спектаклю, вышла в свет аккурат в день рождения главы государства.
Все события пьесы разворачиваются на далёкой сибирской таёжной заимке, где волею судьбы оказываются президент России и американский писатель, который пишет книгу о Путине. Во время рабочего облёта таёжных территорий отказывает двигатель президентского вертолёта, и он совершает вынужденную посадку в сибирской тайге. Президент оторван от всего мира и несколько недель живёт среди таёжных «аборигенов».
«Сюжет пьесы развивается непринуждённо и весело, и всё заканчивается хорошо, — уверял представитель коллектива авторов. — В конце двухчасового спектакля президент улетает, но обещает вернуться». Однако Путин там не поёт, не танцует, а только говорит. Причём своими словами, взятыми из речей и интервью.
До этого Путин был героем очень мрачных постановок. В сентябре 2007 года стало известно о том, что театр Ганса Отто в Потсдаме делает инсценировку под названием «У Путина день рождения». Там Путин встречается с «бабушкой Светой из Беслана» и Анной Политковской в качестве ангела.
А в 2003 году в Италии был поставлен спектакль по пьесе лауреата Нобелевской премии Дарио Фо L’Anomalo Bicefalo («Двуглавая анатомия»). В котором Владимир Путин и тогдашний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони гибнут от рук террористов, после чего неповреждённую часть мозга российского президента пересаживают итальянскому главе государства. В 2012 году эта пьеса под названием «БерлусПутин» была поставлена и в России.
Но вот мюзиклов о нынешнем главе РФ пока что-то нет.
Творческие планы
Возможно, в будущем стоит ожидать музыкальных спектаклей и про других латвийских политиков. Тут стоить обратить внимание на Вайру Вике-Фрейбергу.
Мог бы получиться отличный мюзикл про маленькую девочку-беженку, которая всего добилась сама и стала президентом. С экзотическими сценами арабских танцев в Касабланке или любовным дуэтом Вайры и Карлиса у Ниагарского водопада в Канаде. Или драматический эпизод, как Вайра под бомбёжкой советской авиации едва успевает на последний корабль, идущий из Курземского котла в Германию.
Конечно, хороший мюзикл получился бы при сценической постановке заседаний Сейма. Они могли бы там плясать, петь, ругаться. Танец фракции «Национального объединения», куплеты представителей «Единства»… Было бы очень увлекательное зрелище.
Михаил ГУБИН.
Лампочка Латвии Следующая публикация:
Русские своих в беде не бросают