1284384452

И никакой идеологии…

• 12.03.2014 • ОбществоКомментариев (0)716

Моя соседка-латышка приютила собаку на трёх лапках и гуляет с ней каждый день возле дома. Это так трогательно, что иногда без слёз смотреть просто нельзя… Но знаете, сейчас я вообще-то впервые подумала: а на каком языке мы с ней говорим?

О людях и языках

Моя соседка-латышка приютила собаку на трёх лапках и гуляет с ней каждый день возле дома. Это так трогательно, что иногда без слёз смотреть просто нельзя… Но знаете, сейчас я вообще-то впервые подумала: а на каком языке мы с ней говорим? Когда как. Иногда по-латышски, иногда по-русски, кто первый начнёт. Если я начинаю, то по-латышски, а она начинает с русского «здравствуйте». У неё мудрости больше, чем у всех наших политиков вместе взятых.

Таких людей очень много, и как можно при таких людях Латвию не любить? Конечно, всем комфортнее говорить на родном языке. Это совершенно нормально. Но при этом нужно уважать родной язык других, не делать никому больно. Мне больно, когда мой язык пытаются унизить, и я абсолютно понимаю латышей, когда они чувствуют то же самое.

Что касается национального вопроса, то тут дело такое. Таких латышей, как моя соседка, я люблю больше, чем тех русских, которые бездумно пишут гадости в социальных сетях.

И разве мы высчитываем, какой национальности наши друзья? Прежде всего все мы люди.

Нормальный человек понимает, что страна — это земля и люди, а государство — это машина для управления и чиновники. То есть слуги народа. Смешивать это нельзя. И боль за то состояние страны, в которое привели её власти, совершенно не зависит от национальности и языка. Это для депутата Сандры Калниете Латвия — «страна успеха». Видимо, её личного. А для моей соседки по дому, латышки, это родина, которую она любит и где ей живётся очень непросто. Она и есть народ.

Пока политики уводят людей в тупик бесконечной риторикой на тему «Нападёт ли Путин на Латвию», как-то незаметно для народа проходит информация о госдолге Латвии — 9,1 млрд. евро, которые уже пора отдавать. О том, что промышленность «упала» ещё на 11 процентов. И вообще-то уже перенесена на осень история с расследованием по Maxima. И по-прежнему нет денег на медицину, а повышение цен на электричество никто не отменял, только отложили…

И это никак не решается, зато мы думаем, как бы ещё посильнее наехать на русских школьников, потому как «не патриотами растут», по мнению некоторых.

* * *

Приведу один маленький пример из жизни. В семье моих русских знакомых старшая дочь окончила русскую школу, а младшую отдали в латышскую.

Сколько было конфликтов и страданий, вы не можете себе представить. Был период, когда младшая просила мать не приходить в школу, потому что стыдилась её акцента. Мышление девочки было переформатировано. Особенно конфликтовали старшая с младшей. Не хочу называть школу. Знаю точно, что так не везде. Чем закончилось? Дети выросли. Получили образование. Старшая в конце концов уехала работать в Канаду. Младшая успешно трудится в Германии. Обе гражданки Латвии общаются теперь на работе и в быту на английском и немецком, соответственно. Домой ни одна, ни вторая возвращаться не собираются. Понятное дело, по экономическим причинам. Никакой идеологии. Такие же примеры можно найти в латышских семьях. Грустно это.

Так что делать с проблемами языка в целом? Ничего не делать. Учить языки надо.

Русским — латышский, латышам — русский. И при возможности английский, немецкий, французский и т. д. И не упускать возможности получить это богатство — знание ещё одного языка. Ну и, естественно, это повышает конкурентоспособность на рынке труда. Что, собственно говоря, прекрасно понимает наша молодёжь, по крайней мере, самая продвинутая её часть, которая владеет сегодня минимум тремя языками.

И уж конечно, не давить национальные школы, зная, какую реакцию это вызовет. Это провокационные действия. И те, кто их придумал, должны понимать свою ответственность за разжигание в стране национальных проблем.

Крича о том, что гибнет латышский язык, наши политики ничего не делают для того, чтобы удержать дома молодёжь — носителей латышского языка. И они уезжают. Причём часто на низкоквалифицированную работу. Меня просто потрясла фраза посла Тейкманиса, недавно сказавшего, что каждый десятый житель Латвии рождается в Великобритании. Почему? Как мы дошли до такого? Просто потому, что там лучше социальные льготы (особенно для матерей с маленькими детьми) и вообще спокойнее. И никто никаких языковых претензий не предъявляет.

Что касается Америки, там вообще нет государственного языка. То есть никакого. Каждый штат принимает в качестве официального тот (или те) язык (языки), на которых говорят его граждане, они же налогоплательщики.

Да, латышский язык нужно беречь, единственная страна, где это можно делать с умом и любовью, — это Латвия. Но кто на самом деле вредит латышскому языку, провальной экономической и социальной политикой способствует выпихиванию своих граждан за границу? И кому пришло в голову решать проблемы одного языка за счёт другого?

Никаких противоречий между латышами, русскими, украинцами и вообще всеми национальностями не будет, если включить терпение, уважение и желание жить по-человечески. Потому что социальные проблемы-то у нас общие.

Рита ТРОШКИНА.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *