Надо ли опасаться полного перевода русских школ на латышский язык обучения и сможет ли Россия открыть у нас свои учебные заведения
На минувшей неделе Латвию в буквальном смысле потрясли две последовавшие друг за другом новости на одну тему.
Сначала партии правящей коалиции подписали проект договора о сотрудничестве, касающегося планов о переводе всех латвийских общеобразовательных школ только на латышский язык обучения с 1 сентября 2018 года.
Затем глава МИД России Сергей Лавров сделал публичное заявление о намерении открыть в странах Балтии ряд международных русских школ при посольствах России.
В итоге все мы — как русские, так и латыши — сейчас испытываем явное недоумение.
«Всё, надо уезжать, меня в этой стране больше ничего не держит. Но свою дочь я в латышскую школу не отдам. Пусть лучше учится на английском в Англии», — написала одна из молодых мамочек на Facebook. И получила под своим постом тысячи лайков.
Но насколько высказанные идеи близки к реальному воплощению? Мы попросили прокомментировать ситуацию специалистов в области образования, которых в этих вопросах сегодня можно считать настоящими экспертами. И предложили им ответить на два вопроса:
1. Как вы можете прокомментировать заявление правительственной коалиции о полном переводе русских школ на латышский язык обучения с 1 сентября 2018 года? Что можно сделать, чтобы это предотвратить, и надо ли вообще что-то предпринимать?
2. Насколько реально открытие в Латвии русских школ, о которых заявил глава МИД РФ Сергей Лавров? Совместимо ли такое желание с латвийской системой образования?
«Эта реформа — полная ассимиляция!»
Татьяна Фаворская, председатель Русского общества в Латвии (РОВЛ):
1. Подобная реформа является полной ассимиляцией, для нас она недопустима.
В 2004 году на консультативном совете по образованию нацменьшинств при министерстве образования Русскому обществу в Латвии был представлен проект закона о школах нацменьшинств (видимо, с перепугу от массовых протестов против школьной реформы). Но поскольку осенью 2004 года протесты прекратились, закон был спрятан.
Сейчас представители националистических кругов заявляют о переводе детских садов, а также и школ полностью на латышский язык. Видимо, решили, что русские замолчали навсегда. Но это большая ошибка.
Надеюсь, что здравомыслящие люди в органах власти найдутся и русский язык оставят наконец в покое. Очень жаль, что министром образования вновь стала Друвиете, сторонница ассимиляции. Через некоторое время, когда она уже практически займёт это кресло и сделает официальные заявления, мы будем принимать решения о наших дальнейших действиях.
Пока неофициально она заявила, что школы не тронет. Ну, посмотрим.
2. В 2011 году организации российских соотечественников, и мы в том числе, получили по рассылке «Проект русской школы за рубежом», который разрабатывался Россотрудничеством. Мы этот проект поддержали, и очень рады, что наконец работа по нему завершается, раз министр об этом сообщил.
В проекте говорится о четырёх типах общеобразовательных учреждений. Так, например, школа 4-го типа, дающая дополнительное образование, существует в нашей организации уже с 1996 года. Благодаря чему в учебном центре РОВЛ все желающие могут по субботам получать знания по всем школьным предметам по программам российских школ.
Мы получали и конкретную поддержку от России: от фонда «Русский мир» — офисную технику и компьютерный класс, от Дома соотечественника — большой комплект российских учебников.
Что касается открытия в Латвии полной средней школы, то, на наш взгляд, несмотря на сложности нормативного и бюрократического характера, её вполне можно создать. Тем более что международные прецеденты создания подобных национальных школ за рубежом имеются.
Школа такого типа в Латвии может работать, интегрированно используя и российские, и латвийские стандарты. И выпускники такой школы будут весьма конкурентоспособны при поступлении как в латвийские, так и в российские вузы.
«Будет спрос — будут русские школы»
Игорь Пименов, депутат Сейма от партии «Центр согласия», председатель Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР):
1. Я в этой теме уже шестнадцать лет. И прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что подобные заявления, публичные выступления и призывы всегда приходятся на периоды чрезмерной политической активности, совпадающие с выборами в парламент или думу. Для многих политиков это единственный повод напомнить о своём существовании.
Потому что выступления депутата на тему «Упразднить» или «Запретить» — это всегда гарантия того, что внимание к твоей персоне будет обеспечено. И как ни печально, такого выступающего обязательно отметят плюсиками в бюллетене. Это во-первых.
Во-вторых, в Латвии есть политики, которые действительно считают, что чем меньше будет русского языка в латвийских школах, тем быстрее дети из русскоязычных семей будут получать не только образование на латышском языке, но и вообще до такой степени погрузятся в латышский язык, что просто потеряют необходимость в использовании языка родного. Речь идёт об ассимиляции, рассчитанной на многие десятилетия.
В-третьих, за последние несколько лет в Латвии образовалась достаточно большая группа специалистов, которых вполне устраивает та система образования, которая сложилась у нас в 1999-2004 годы.
Я имею в виду билингвальную систему образования в основной школе и образование в средней школе в пропорциональном соотношении 60 процентов латышского языка на 40 процентов русского языка.
Эта система, по моему глубокому убеждению, абсолютно неэффективна. Она значительно сокращает возможности развития индивидуальных творческих способностей школьника. Но поскольку она всё-таки оставляет небольшой спектр часов для получения знаний на родном языке, в русских семьях с этим мирятся и с протестами не выступают.
В итоге, при взгляде на систему образования нацменьшинств сложился статус-кво.
Но действительность заключается в том, что этот статус-кво очень неустойчив. Потому что постоянно находится кто-то, кто выражает недовольство существующей системой образования. Поскольку практика показывает, что знания, которые получают наши ребята в школах при таком образовании, оставляют желать лучшего.
Но будут или не будут осуществлены проекты по ликвидации образования на русском языке в Латвии, во многом зависит не от политиков, а именно от родителей, от семей, где растут будущие школьники.
Если в Латвии будет спрос на образование на русском языке, будут у нас и русские школы. Не будет спроса — русская школа уйдёт в небытие. На это в частности обращает внимание 14-я статья Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств, в которой указано, что государство, подписавшее эту конвенцию, должно обеспечивать изучение языка национального меньшинства или получения образования на языке национального меньшинства в зависимости от спроса.
За последние три года депутаты «Центра согласия» минимум два раза выступали с предложениями о внесении изменений в закон об образовании, которые гарантировали бы получение образования на языке национального меньшинства при наличии достаточного спроса. Но большинством голосов Сейм это предложение отвергает.
2. Сергей Лавров выражает интересы российского государства. Поддержка образования на родном языке своих соотечественников за пределами России — это обязанность любого государства и любой страны.
Да, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, как говорят русские. А англичане на эту же тему выражаются так: если ты в Риме, то поступай так, как поступают римляне.
Конечно, учебные программы, реализуемые в Латвии, должны развиваться по латвийским правилам, законам и стандартам. Но здесь нельзя не учитывать, что Лавров предложил открыть в Латвии школы на деньги России. А хорошие хозяева от финансирования проектов на своей территории не отказываются.
Мне кажется, что Латвии нет никакого смысла отталкивать предложение России. И только из политических соображений сразу говорить в ответ «нет» неразумно и нерационально. Надо поступать так, как поступают дипломаты: сесть за стол переговоров.
«Солнце ещё не взошло, а в Стране Дураков уже кипела работа»
Владислав Рафальский, учитель русского языка и литературы 40-й рижской средней школы:
1. Если правительство начинает свою деятельность с подобных заявлений — какие тут могут быть комментарии? Если им нечего больше предложить, кроме очередной конфронтации, пусть работают над этой идеей.
Приближаются выборы в парламент, нацики боятся их проиграть в Риге. Что им ещё делать?
А такие заявления создают хоть какую-то видимость деятельности. Помните, как у Алексея Толстого в сказке «Буратино»? «Солнце ещё не взошло, а в Стране Дураков уже кипела работа».
Мне жалко нашу страну. Мне стыдно за нашу страну. Мне это всё напоминает какую-то агонию. И так всё угроблено, разграблено, народ массово из страны уезжает.
Что касается предложенной реформы 2018 года, как я понимаю, это только намерение. Это коалиционный договор, но не закон и не подача закона на рассмотрение, не чтение закона и не разработка закона.
Националисты просто в очередной раз замутили воду. Поскольку в других аспектах, касающихся прямой работы государственной машины на благо живущих в Латвии, они ничего сделать не могут, им ничего не остаётся, как разыгрывать свою старую карту.
Но думаю, что никакой реформы на самом деле не будет, потому что за предстоящие четыре года у нас ещё минимум четыре правительства сменится, что является особенностью нашего государства. А что там будет дальше — Бог знает. Но про этот коалиционный договор, скорее всего, все забудут.
Я уже не говорю о том, что перевод всех русских школ в Латвии на латышский язык требует мощнейшей экономической основы. Для этого надо подготовить огромное количество специалистов, открыть несколько новых педагогических факультетов. А в Латвии они самые бесперспективные.
И даже при существующей ныне системе образования мы видим, что русский язык умертвить не удалось, что он продолжает существовать и имеет на этой территории очень серьёзные позиции.
И те, против кого направлен новый удар (точнее, заявление), просто должны молча его игнорировать и спокойно продолжать пользоваться статусом своего родного языка, на котором, кстати, говорит по крайней мере в миллионы раз больше человек, чем в латвийской песочнице.
А вообще люди просто должны правильно голосовать. И латыши должны понять, что националисты — это первые, кто угробил страну. А «Единство», «зелёные» и «реформы» — это всё те же нацики. Если латыши поймут, что страна доведена до ручки именно ими, а не нами, тогда и голосовать они будут иначе, и не надо будет давать комментариев по подобным заявлениям.
2. Я считаю, что это заявление абсолютно несвоевременно. Возможно, кому-то оно и понравится, но, на мой взгляд, оно абсурдно. Мне кажется, Россия поторопилась со своими предложениями.
Да, международные русские школы — это хорошо и красиво. Они есть и на Мальте, и в Лондоне. Но существуют они за счёт родителей, дети которых в них учатся. А это, поверьте, очень недёшево. Ну откроют школу при посольстве России, но это всех наших вопросов не решит. А если необходимо будет — мы разберёмся сами. Думаю, что у нас сил на это хватит.
Золотодобытчики Следующая публикация:
Куда уходят деньги?