Тех, кто сидит сутками в Интернете, сливая туда свою злость, хорошо бы просто — фейсбуком об тейбл, считает сатирик.
Интервью с Михаилом Задорновым, опубликованное на прошлой неделе в эстонском Интернете, вызвало шквал обид и рассерженных комментариев от возмущённых людей — за то, что сатирик назвал русскоязычных жителей Балтии изгоями.
Что именно он имел в виду? И так ли всё обстоит на самом деле, как представили эстонские журналисты? «Суббота» дозвонилась до Михаила Задорнова и попросила прокомментировать ситуацию.
— Михаил Николаевич, вы в курсе, что вызвали шквал возмущения?
— Я видел, что было множество злых комментариев, но не читал их. Оправдываться не собираюсь, но сейчас хочу повторить смысл того, что я сказал.
Почему я это всё говорил эстонскому журналисту? Я же сам из Латвии и очень переживаю за русских, живущих здесь. И, конечно же, говоря об изгоях, имел в виду не всех поголовно русских людей Латвии. А только тех, кто перестал развиваться в культурном отношении. И таких много, к сожалению, — безграмотные письма, которые я получаю по электронной почте, это подтверждают. Но я вовсе не обобщаю. По-моему, это очевидно.
Люди вообще делятся на созидателей и страдальцев. Почему-то всё больше в Латвии появляется страдальцев, которые всё время на что-то жалуются.
Сначала на погоду, потом на политику, потом на кризис, потом на здоровье. И стараются страдания свои перевесить на собеседника. Это неправильно, когда люди видят в жизни только то, на что можно пожаловаться.
У меня тоже много проблем. Но я стараюсь не доводить их до сведения окружающих. Вот какие бы ни были американцы тупые, на вопрос «как дела?» они никогда не рассказывают, как дела, а традиционно отвечают: «Хорошо». Но не дай бог русских спросить: «Как дела?» Сразу начинается подробное перечисление жалоб.
При этом, приезжая в Москву, Белоруссию и на Украину, те же самые люди часто хвастаются, что они Запад, Евросоюз, вроде они более передовые. А все, кто вокруг — россияне, украинцы, белорусы, — вроде второй сорт.
К сожалению, такая модель поведения стала уже заметным явлением. Вот о чём я рассказывал эстонскому журналисту. И просто предложил многим взглянуть на себя со стороны. Хватит обижаться!
— А многие читатели взглянули и обиделись…
— Да, сразу начались обиды. У нас же так принято. Кто-то помнит, что в 90-е годы я первым пошёл в Кремль и просил, чтобы ветеранам увеличили пенсии? Что пять лет на свои средства содержу Русскую библиотеку, где более пяти тысяч читателей и куда можно приходить и бесплатно брать лучшие книги и фильмы?
Жалобщикам главное — накопившийся гной вылить в Интернет. Потроллить. Кто такие тролли? Это люди с неудавшимся половым созреванием. Первым, вторым и третьим. Интересно, что среди троллей, я заметил, почти не бывает женщин. Женщины добрее.
Хочу добавить ещё: хватит обижаться! На обиженных воду возят. Надо смотреть на себя со стороны и делать выводы. Ещё раз подчёркиваю, что я не обобщаю.
Аналогичная история была у меня с Владивостоком. Там на некоторые фразы так обиделись, что даже плакаты мои вывесили на улицах и плевали в них. В результате что? Кому-то стало лучше?
Но всё встало на места. А тот человек, который замутил это, бывший губернатор, в конце концов сбежал из России, сделал пластическую операцию, чтобы его не вычислили, потому что проворовался.
И, конечно же, я знаю и уважаю тех русских Латвии, кто ходит в театры, читает, думает, размышляет, живёт активной жизнью. Среди ваших читателей таких много. Это не тролли.
Посмотрите сами, больше всего злобных комментариев в Интернете написано днём! То есть их писали те, кто сидит на работе у компьютера, ничего не делая, и часами торчит в социальных сетях. Бездари и лоботрясы. Очень хочется таких — фейсбуком об тейбл.
— Поясните, что вы имели в виду, говоря про изгоев?
— Подчёркиваю, что для меня изгой тот, кто ругается матом в общественном транспорте и сморкается на тротуар. Кто любит только брать и сам ничего не желает изменить в своей жизни. Вот это и есть изгои.
Правда, и тут всё небезнадёжно. При желании всегда можно изменить отношение к жизни. Но для того чтобы самому измениться, нужно внимательно посмотреть на себя в зеркало вместо того, чтобы обижаться на меня. На зеркало же не будешь обижаться.
* * *
— В нашем обществе, как и в российском, сейчас бурлят страсти. А вас что-то в латвийских событиях сегодня волнует?
— Идут разговоры про снос памятника Освободителям. Сносить памятники — это беда. Памятник — от слова «память». То есть это вынос памяти из мозга. Делается такое целенаправленно.
Не хотят, чтобы тысячи людей приходили к памятнику. Значит, дело антинародное.
Что можно сделать? Переключиться на немедленный сбор подписей в защиту народной памяти, а не сидеть в Интернете день и ночь. Нужно превратиться из страдальцев в созидателей.
Такое часто бывает. Кто-то из нациков что-то сказал, а люди думают, что уже чуть ли не закон принят. Пугаются. Не надо обращать внимание на ерунду.
— Что у вас в планах для Риги?
— Моё дело не обижаться ни на каких троллей. Делать своё дело. Мы в Русской библиотеке разработали план совместно с правительством Москвы.
Будем привозить в гости интересных людей, писателей, поэтов.
В декабре приедет Захар Прилепин, потом поэтесса Лариса Рубальская. 5 декабря, в день рождения библиотеки, с читателями встретится писатель Сергей Алексеев.
Есть договорённость с Михаилом Веллером. Он сказал, что ни за что не возьмёт денег за выступление, потому что это благое дело и он хочет участвовать в этом душой, а не за деньги. Так что планы красивые и хорошие.
— «Суббота» объявила конкурс сочинений для латвийских старшеклассников — «Герой нашего времени»…
— Очень хороший проект. Я тоже хочу поддержать. Как и у всех, у меня всегда были герои, которым хотелось подражать. Но если в юности я хотел подражать своему другу артисту Владимиру Качану, а из литературных героев — Печорину, то сейчас мой герой — Леонардо да Винчи. Вот так вкусы изменились! (Смеётся.) А вот какие идеалы у нашей молодёжи, очень хотелось бы узнать.
Кто сказал "мяу"? Следующая публикация:
Европарламент: есть за что бороться