Айвар Лембергс рассказал «Субботе» о некомпетентных министрах, слабой игре Латвии на европейском поле, проколах организаторов Праздника песни, натовских самолётах, а ещё — о личном счастье.
Не секрет, что главный нигилист Латвии, харизматичный мэр Вентспилса — вечная головная боль многих латвийских и даже американских чиновников. Его не удалось купить, запугать, подмять под себя, хоть как-то угомонить и приструнить. К тому же Айвар Лембергс выигрывает у чиновников один суд за другим — как в Латвии, так и в Англии.
— Господин Лембергс, две недели назад на международном фестивале культуры и спорта Ghetto Games вы на глазах у публики пустились в пляс под нестареющий хит Джеймса Брауна «I Feel Good». Признайтесь, это был запланированный пиар-ход?
— Нет, это был спонтанный момент. Как мэр всегда стараюсь присутствовать на каждом празднике и мероприятии, которые проходят в Вентспилсе.
Во время Ghetto Games, спонсорами которых была городская дума, запланировал посмотреть большинство соревнований и уличные танцы. На проспекте играли в баскетбол, я там задержался на 20 минут: было интересно. Когда я засобирался на скейт-площадку вручать призы победителям, меня остановил ведущий праздника и спросил: а слабо мне, руководителю города, станцевать? Куда мне было деваться — не бежать же. Принял вызов, улыбнулся, снял куртку и отправился выкаблучиваться под музыку Джеймса Брауна — экспромт полный, но в такт-ритм попал.
— Слишком профессионально всё получилось…
— Мастерство даже за полвека не потерять. (Смеётся.) В школьные годы в Екабпилсе я танцевал профессионально — даже в соревнованиях по бальным танцам участвовал.
Физическую форму поддерживаю сознательно и регулярно. Гимнастикой занимаюсь каждое утро, встаю рано — не позже шести утра, не курю, рано ложусь спать (а поэтому не смотрю идиотских передач по телевизору). Люблю прокатиться на велосипеде по лесу, плаваю. Это важно ещё и потому, что я должен поддерживать упражнениями спину, которую врачи неоднократно предлагали оперировать.
Признаюсь: в отделении неврологии рижской больницы я чувствовал себя просто отвратительно — даже хуже, чем в тюрьме, где я провёл четыре месяца. Оказаться вдруг прикованным к кровати — перспектива куда более тяжёлая, чем даже изоляция от общества. Поэтому я за здоровый образ жизни! Всю жизнь предпочитаю активный отдых: гуляю по лесу, рыбачу. Руководитель просто обязан чувствовать себя бодро, энергично и вообще смотреть на жизнь положительно. Иначе какой ты пример для людей?
— Айвар, любопытно, что даёт вам как человеку радость и счастье — личное?
— Моя личная жизнь в последнее время до краёв наполнена положительными эмоциями — чего и всем желаю! Рад, когда могу побыть вдвоём с любимой: приготовить для неё еду на гриле, посмотреть на закат, поговорить по душам или, наоборот, помолчать в унисон. Жизнь прекрасна, когда ты любишь и любим. (В последнее время Айвар Лембергс появляется в обществе вместе с 34-летней Кристиной Красовской, руководителем управления по развитию Вентспилсской думы. — Л. В.)
И потом, у меня есть любимое дело, которому я служу без трёх месяцев 25 лет. Вентспилс — моя работа, которая вошла в состав крови. Это уже не просто дело, а любимое хобби. Редкий выходной обходится без каких-то городских мероприятий, в которых я принимаю участие.
Бизнесом сейчас занимаюсь мало: бог с ними, с деньгами. Стараюсь больше времени уделить себе — знаете, вдруг захотелось иметь хоть пару часов только для себя.
— Что для вас лучший праздник?
— Когда надо принимать большое количество гостей, я рад, но всё-таки в этот момент возникает напряжение… Рождество, Новый год, именины обычно праздную узким кругом, компактно, зато очень душевно. Больше всего гостей бывает у меня на Лиго. Это традиция: мама приезжает, сестра, дети, друзья. Я не хочу это время тратить на сидение возле телевизора или компьютера, что по большому счёту бессмысленная трата времени.
«Спруджс — просто шут»
— В этом году вас переизбрали мэром Вентспилса — вопреки стараниям министра регионального развития Спруджса, который пытался отстранить вас от должности…
— Спруджса, простите, выпороть бы как следует, чтобы другие молодые руководители не делали подобных глупостей. Некомпетентность этого министра видна, наверное, уже всем. Если отодвинуть в сторону эмоции, я понял, что имею дело с жалкими клоунами, у которых нет не только нужных знаний, но даже свободы решений.
Спруджс ещё молод. И очень плохо образован — учить его надо. Но его клоунада даже не сильно мне мешала работать, так как с министерством мы в общем работаем плодотворно. Спруджс — марионетка, поставленная руководить министерством, в котором он ничего не знает, не понимает и даже не старается особо вникнуть в дела. На должность его выдвинул Валдис Затлерс, который даже выбрал этого мальчика кандидатом в премьеры.
А я позволил себе критиковать Спруджса за то, что он не выполнил более 50 правительственных поручений, которые касаются разработки различных законов, проведения реформ. Плохая работа министра мешает развитию Латвии и особенно самоуправлений. Понятно, что я его резко и по делу покритиковал, а он обиделся. Но выпады Спруджса против меня — это всего лишь продолжение долголетней (с 2005 года) целенаправленной борьбы с Лембергсом, которую затеяли реально сильные и умные люди — те, кому очень мешает моя антиамериканская, резко пролатвийская и, что тоже для них плохо, не националистическая позиция. Когда я принимаю решение, для меня есть только один критерий: выгодно это будет Латвии или нет.
Если бы мы жили в другом обществе, меня уже уничтожили бы физически — упрятали бы, например, в психиатрическую клинику. Я не боюсь говорить, что США — самое могучее государство в мире, поэтому американцы могут творить всё или почти всё, что хотят, и им за это ничего не будет. Но даже при таком раскладе сил Латвии нельзя забывать про интересы собственного народа. Если мы понимаем, что неотвратимо придётся кому-то отдаться, делать это надо за деньги.
Казалось бы, мы вступили в НАТО. И что? Почему по сей день мы не стали частью этого военно-промышленного комплекса? Или мы нужны исключительно как пушечное мясо и территория, на которой можно разместить военные локаторы и прочие подобные вещи?
А возвращаясь к Спруджсу — повторяю: он просто шут гороховый, главное оружие против которого — смех… Если бы министру хватило мужества и зрелости, сегодня он точно подал бы в отставку. Решением административного районного суда, как вы знаете, отменён указ министра по отстранению мэра Вентспилса от исполнения обязанностей! В приговоре суда чётко и ясно доказана противоправность распоряжения министра. Да, Спруджс ушёл бы с большим позором, но при этом показал бы, что способен признать своё поражение.
Но я уверен, что Спруджс и впредь будет работать на своей должности. У него такие большие долги, что нахождение в правительстве для него экономически настолько важно и незаменимо, что вряд ли он при всём желании смог бы позволить себе отставку… Кусать Лембергса стало уже традицией у всех, кто продвигается по карьерной лестнице. Он ополчился на меня за то, что развиваю образование в Вентспилсе на высоком европейском уровне, — собственно, решаю вопросы министра образования.
А вообще, вдумайтесь: экс-министр образования в пьяном виде совершает аварию на дороге. Где подобное ещё возможно, в какой стране мира? Хотя… чему я удивляюсь: участники Вселатвийского Праздника песни и танца — грандиозного мероприятия! — стоят по утрам-вечерам в очереди в туалет. Дикость.
«Обратная сторона Праздника песни — очереди в клозет»
— Айвар, вы в этом году осмелились замахнуться на святое. Нельзя критиковать Праздник песни и танца, это же наше всё!
— Да. Это наше всё. А поэтому мне стыдно, что грандиозное мероприятие, достойное Книги рекордов Гиннеса, проводится, как слёт колхозников при Сталине. Участники Вселатвийского Праздника песни и танца живут в бытовых условиях, которые не соответствуют стандартам XXI века. Я лично съездил в Рижскую 86-ю среднюю школу, где разместились певцы и танцоры из Вентспилса, и пришёл в ужас. Бытовые условия — такие же, как 50 лет назад! Людям негде высушить полотенца, промокшую одежду. На 600-700 человек — одна душевая! Скажите, какая женщина после танцев на 30-градусной жаре в шерстяных национальных одеждах без того, чтобы помыться, может идти спать?
После того как будет достигнута главная жизненная цель правительства — вступление в еврозону, — надо достичь следующей цели: чтобы на каждых 10 участников праздника приходилось по одному душу и клозету. Это было бы выдающееся достижение правительства… Надо соблюдать элементарные нормы — даже в Освенциме и ГУЛАГе женщины и мужчины не спали вместе, как на латвийском Празднике песни.
Напомню ещё один момент: правительство получает от этого мероприятия в виде акцизного налога и налога на добавленную стоимость неплохую прибыль. Все эти доходы оно само и забирает и тратит на свои нужды. Участникам праздника ничего не достаётся: спели-сплясали — и спасибо.
Венты будут жить!
— Много ли людей этим летом отдохнуло в Вентспилсе?
— У нас всё больше туристов. Более того, часть жилого фонда покупают иностранцы, в основном литовцы, которые приезжают просто на каждые выходные, так им у нас нравится. Наши деньги — венты очень популярны, в отличие от латов, они останутся в ходу и после 1 января 2014 года.
Рад, что на Праздник города в этот раз официально прибыли 130 тысяч гостей, но по ощущениям, по количеству машин, было намного больше. И наш небольшой город достойно справился с таким огромным количеством гостей: количество приезжих в три раза превысило число жителей; это как Риге принять сразу два миллиона туристов. Мы даже сознательно снизили поток туристической рекламы: если завтра к нам приедут 200 тысяч человек, мы точно захлебнёмся. Поэтому работы впереди много, будем развиваться дальше.
— Откроете нефтяную трубу?
— Ошибочно считать, что Вентспилс полностью зависит от конкретной нефтяной трубы. Она пустует уже несколько лет, однако катастрофы не случилось — город продолжает развиваться. С момента, когда трубу закрыли, доходы бюджета Вентспилсского самоуправления ежегодно повышались примерно на 15 процентов. Главным фактором благополучия Вентспилса в последние восемь лет стало развитие промышленности, а также сохранение уровня грузооборота в Вентспилсском порту.
За 10 лет мы создали 20 новых производств, в этом году — три. Завод жидких кристаллов начнёт работать зимой — это единственный такого масштаба завод электроники в Европе. Важно, что новые рабочие места занимает молодёжь. Если будут предлагаться хорошо оплачиваемые места, никто уезжать не будет.
— Как вы относитесь к тому, что Латвия вступает в еврозону?
— Торопимся! К сожалению, Латвия на европоле играет договорной матч, где заранее оговорено, что наша страна должна проиграть… Получив приглашение в еврозону, Латвия вступила на борт тонущего «Титаника».
Теперь мы обязаны помогать банкам Германии и других богатеев в спасении их должников — Греции, Португалии, Испании, Ирландии — от банкротства. А то нам деньги девать некуда! Будем мир спасать!
А наш премьер-министр Домбровскис за это получит хорошую должность в Брюсселе или Страсбурге… До этого он произвёл внутреннюю девальвацию под лозунгом борьбы с местными олигархами — за счёт обнищания народа. Тем самым были защищены интересы международной финансовой олигархии в Латвии. Каждый житель Латвии заплатит более 900 евро за удовольствие быть в еврозоне, и есть люди, которые на этом решении делают свою карьеру, выслуживаются перед хозяевами в Европе. Так что Латвия — образец современной колонии.
Европа близка к распаду. Мощная страна — Великобритания говорит, что возможен референдум о выходе из ЕС… А мы туда несёмся сломя голову, зачем?
«Геи и лесбиянки пусть хоть голыми идут на парад, но детей я им не дал бы»
— Господин Лембергс, как вы относитесь к секс-меньшинствам?
— За 25 лет, которые я руковожу Вентспилсом, не встречал ни одной лесбиянки и ни одного гея в структуре самоуправления. Нет такой проблемы! Как люди занимаются сексом, меня не касается, если это не влияет на работу. Мне непонятно другое: когда кто-то выходит на улицу и демонстрирует своё, скажем так, отличие от большинства народа. Если бы в Вентспилсе кто-то затеял гей-парад, я на это же время назначил бы и организовал грандиозный праздник семьи и детей.
А геи пусть хоть голыми ходят: скажите, что они такого покажут, чего мы не знаем? Один раз пройдут, второй — потом никто не будет на них обращать внимание.
А вот отдавать детей в однополые семьи — это неестественно. У нас и так с демографией проблемы, не хватало ещё стимулировать однополые браки.
— Как, на ваш взгляд, улучшить демографическую ситуацию в Латвии?
— Никак, поезд уже ушёл. Вымираем. По последней информации, Латвия обязалась взять иммигрантов из Африки — около 100 тысяч человек, которые, наверное, будут жить в столице… Чтобы спасти страну, надо думать своей головой, а не чужой.
В завершение разговора Айвар Лембергс поздравил «Субботу» с выходом 1000-го номера и пожелал газете оставаться нужной и любимой, развиваться и отпраздновать как минимум 2000-й номер.
Латвия – Россия: война историй. Возможно ли перемирие? Следующая публикация:
Наш бомонд в российском сериале