Тысяча номеров «Субботы» — это десятки встреч и огромное количество людей, о которых пишет газета. Среди журналистских встреч есть особенные, знаковые встречи.
В этих публикациях — люди, которые играют важную роль в нашей жизни, помогают сделать её гармоничнее, обозначают ориентиры для нас всех.
Сегодня мы постарались вспомнить какие-то яркие интересные моменты, которые связывают этих людей с «Субботой». И, конечно, это наши общие с читателями впечатления, собранные за почти 20 лет жизни газеты. А по большому счёту — и за 20 лет жизни страны.
В принципе, все эти люди — это и наша общая с вами история. В самом широком смысле — общества, семьи, человека. Всех перечислить невозможно. Но мы благодарим тех, кто появлялся на страницах нашей газеты. И всех, кто её читал. Это взаимосвязано. Без одних нет других. Журналисты, читатели и герои публикаций должны найти друг друга. У нас с вами это отлично получилось!
Александр Пушкин: прямой потомок
Однажды мы позвонили в дверь, на которой была табличка «Aleksandre Pouchkine»
Дело было в Брюсселе, где в скромной квартире на тихой улочке де Фре, рядом с православным храмом, живёт единственный прямой потомок великого русского поэта.
Александр Александрович — праправнук поэта. Это нам Пушкин гений и классик, а ему — прапрадедушка. Точнее, его дед — внук Александра Сергеевича. Жена Александра Александровича Машенька тоже из пушкинского рода, а также родственница Гоголя по материнской линии.
Эта потрясающая встреча, во время которой мы говорили о родине и стихах, о любви и славе, о Дантесе и Евросоюзе. Рассматривали герб семьи, портрет поэта работы Фаберже, родословную рода Пушкиных, занимающую полстены, в которой есть ветви от русских святых княгини Ольги и крестителя Руси князя Владимира до членов королевских домов Европы.
Позже мы побывали в гостях у Пушкина ещё раз, в Новый год. А потом встречались с ним и в Риге. Последний потомок Пушкина скромен и открыт. Любимое его блюдо — русские пельмени. А средства, которые зарабатывает его фонд, идут на лечение больных детей в больнице Петербурга.
Эта знаковая встреча ярко показывает, что разбросанные по времени события совсем рядом с нами, что история продолжается и с нашим участием. И что поэзия Пушкина живая.
Патриарх Кирилл: вера и слово
Нам посчастливилось дважды напрямую общаться с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. «Суббота» участвовала в международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» в Москве, в храме Христа Спасителя. И стала первой светской газетой из Балтии, которая смогла лично задать его святейшеству несколько вопросов.
Во время нашей встречи в 2010-м Патриарх попросил «Субботу» передать своё благословение верующим Латвии. Что мы и сделали.
В конце прошлого года мы ещё раз с радостью откликнулись на приглашение Синодального информационного отдела Московского патриархата принять участие в фестивале «Вера и слово». И считаем, что в нынешней ситуации, когда в мире всё зыбко и ненадёжно, когда потеряны ориентиры и подменяются понятия, очень важно говорить с читателями о вечном и главном.
Вия Артмане: орден Трёх Звёзд
Вия Артмане всегда была нашей любимой актрисой. Много лет мы встречались, разговаривали обо всём на свете. Интервью с Вией Фрицевной всегда были украшением нашей газеты. И она всегда читала «Субботу». Десять лет назад, в 500-м номере, мы опубликовали её слова, которые, честно говоря, нас смутили и порадовали: «В данное время «Суббота» — единственная газета, на которую стоит подписываться в этой республике. Желаю так держать и впредь». И сегодня мы вспоминаем это пожелание, конечно же, не для того, чтобы похвастаться. Просто это вехи нашего с читателями общего пути.
Когда пять лет назад «Суббота» обнаружила, что у королевы сцены Вии Артмане нет ордена Трёх Звёзд, мы были очень удивлены. Казалось бы, кто более достоин этой награды? Однако в списках награждённых есть куча фамилий, которые мало кому о чём говорят, а многие получили награду по чисто формальным соображениям: за должность, при которой «положено». Вию Фрицевну коллеги выдвигать не решались: актриса слишком ассоциировалась с советским кино. Как говорила сама Артмане: «Похоже, Вайра считала, что я единственная виновница того, что в Латвии царила советская власть». При том, что именно Артмане, будучи депутатом Верховного Совета ЛССР, голосовала в 1990 году за отделение Латвии.
Мы направили запрос в орденский капитул. Наше предложение поддержали президент Затлерс и Ассоциация актёров Латвии. Несправедливость была устранена. Вия Фрицевна получила орден Трёх Звёзд IV степени.
Великая княгиня Романова
Глава дома Романовых великая княгиня Леонида Георгиевна приезжала в Ригу на презентацию исторической книги рижской писательницы Нинель Ивановны Подгорной, исследования которой «Суббота» постоянно представляет в исторической рубрике.
Латвия тогда стала первой из самостоятельных и независимых частей бывшей российской империи, которую посетила Леонида Георгиевна. До этого в последний раз Романовы посещали Ригу в начале XX века.
В один из дней великая княгиня была гостем нашей редакции. Она прибыла к нам вместе со статс-дамой княгиней Андрониковой и секретарём Александром Закатовым.
Нас предупредили, чтобы мы не приближались к её императорскому высочеству ближе чем на два метра: иначе охрана имеет право стрелять. Поэтому, когда Леонида Георгиевна, выпорхнув из машины, стремительно направилась прямиком к встречающим и начала жать всем руки, некоторые чуть не грохнулись в обморок. Великая княгиня оказалась открытой и душевной, держалась без тени высокомерия и без намёка на избранность и значимость. На прощание она обняла и расцеловала всех, кто готовил её визит в редакцию, и подарила книги с автографом. А мы вручили ей кустик выведенного латвийскими цветоводами нового сорта рододендрона, названного и зарегистрированного по нашей просьбе в её честь — «Леонида Романова».
Дельфины Балтики Следующая публикация:
Лица "Субботы" — 2 часть