Кто и когда приучил самую трезвую нацию к алкоголю? Особенно часто в злоупотреблении алкоголем латыши винят русских: мол, те всегда были и остаются прирождёнными пьяницами и именно с их приходом племена, проживающие на территории Латвии, начали безбожно пить.
Если окунуться в историю Латвии, можно сделать массу интереснейших открытий.
Захват во имя веры
Первые письменные упоминания о племенах, проживавших на территории Латвии, историки относят ко II веку нашей эры. Племена, описанные в летописях, считались трудолюбивыми, активно занимались охотой, рыболовством, земледелием. В летописях разных стран племена, заселявшие территорию Латвии, назывались по-разному, но нам они известны как курши, земгалы, селы, ливы, латгалы.
Многое можно прочесть об этих племенах в летописях. Но ни одного упоминания о каком-либо злоупотреблении алкоголем нет в летописях со II по XII век.
Алкоголь упоминается в древних арабских летописях с VIII века, однако арабы сразу поняли пагубность приёма алкоголя. Но купцы не упускали возможности заработать, вывозили алкоголь на продажу, в том числе и на территорию Латвии.
Как известно, уже с IX-X веков племена Латвии начали торговать со многими государствами и племенами Древней Азии. Но как бы ни старались арабы приучить племена Латвии к употреблению алкоголя, в те далёкие времена алкоголь в Латвии не прижился. Конечно, нельзя сказать, что племена Латвии были абсолютными трезвенниками, но количество употребляемого алкоголя было ничтожным.
Всё изменилось с приходом на территорию Латвии римских проповедников и эпохи Крестовых походов.
В 1193 году Папа Целестин III объявил Крестовый поход против прибалтийских язычников. Папа предполагал, обратив в христианскую веру местных жителей, умножить богатства католической церкви. И в 1198 году у берегов Латвии появились первые корабли с крестоносцами. Местные жители могли наблюдать, как с кораблей сходят люди в железных доспехах, а оруженосцы выкатывают огромное количество бочек. В бочках был знаменитый «ячменный сок», или, как принято его называть сейчас, пиво. Ни один Крестовый поход не проходил без этого напитка.
Ещё в VIII веке немцы открыли для себя этот напиток. Крестоносцам понадобилось 70 лет для полного покорения всех балтийских племён, и за это время на территории Латвии появилось множество католических церквей и монастырей. В то далёкое время пиво варили именно в монастырях, а около каждой церкви строился кабак, где и продавался этот напиток.
Такая политика всеобщего спаивания оправдала надежды Рима, и спустя всего век латышский народ пил не меньше немцев и пиво варилось уже во всех крестьянских домах.
Языческий праздник Лиго не обходился без пива, и его до сих пор считают национальным напитком. Однако латыши всё же в большинстве своём оставались малопьющим народом, но всё кардинально изменится всего через 300 лет.
Пьян как швед
В 1561 году Ливонский орден по большому счёту перестаёт существовать как единое целое. Одним из решающих факторов падения ордена стала Реформация: одни рыцари остались сторонниками Римской католической церкви, другие воодушевились идеями Лютера. Но ещё 40 лет немецкие дворяне господствовали на землях Латвии и умело скрывали разногласия внутри ордена.
Ситуация изменилась в 1600 году. В это время Польша заявила притязания на балтийские земли, считая их собственностью католиков, и шведский король объявил себя защитником лютеран. Так начались 28-летняя польско-шведская война и передел территорий. Конечно, истинными целями был полный контроль над торговыми путями Балтийского моря. В 1629 году в прусском городе Альтмарке Польша заключает перемирие с королевством Швецией, в котором чётко провели границы польских и шведских земель на территории Латвии.
Но всё же и поляков, и шведов объединяло одно — безмерная любовь к крепкому алкоголю.
Согласно летописям, впервые напиток типа водки смог получить итальянский монах-алхимик Велентиус. Попробовав полученный продукт, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым. Несмотря на качество напитка, он не пользовался спросом в Западной Европе, зато в странах Северной и Восточной Европы напиток приобрёл большую популярность.
В XVI-XVII веках шведы и поляки прослыли жуткими пьяницами. Эту любовь к крепкому алкоголю поляки и шведы передали латышам. Перед каждым боем латышские крестьяне, которые воевали на стороне Швеции, выпивали водки, а в польской армии, в которой служили латыши, после каждого боя напивались до бессознательного состояния.
Злоупотребления алкоголем усилилось после окончания войны. Многие крестьяне, оставшиеся в живых, приносили домой рецепт дешёвого картофельного спирта. Так потихоньку пьянство стало обыденным делом.
Уже в XVII веке у церквей стояли толпы пьяниц, женщины и дети умирали из-за того, что запасы картофеля уходили на перегонку дешёвого спирта. В сёлах новорождённые первым узнавали вкус картофельного спирта, а не материнского молока. Некогда малопьющая Янтарная страна заняла третье место в Европе по потреблению алкоголя на душу населения.
Как староверы латышей пить учили
В отличие от Латвии, которая не без помощи поляков и шведов стала одной из самых пьющих территорий Европы, Русь до XVIII века очень строго относилась к алкоголю. На Руси пили преимущественно очень слабые алкогольные напитки: медовуху, пиво, брагу, градусов в которых были не больше 10. Алкоголь на Руси употреблялся исключительно по большим праздникам и в малых количествах.
Всё изменилось с реформами Петра I, который во всём подражал Европе и вводил моду на курение табака и пьянство. По всей Руси открывались винные кабаки, что приносило доход в казну. Это называлось пьяными деньгами и составляло 20 процентов казны Российской империи. Так страна на двести лет окунулась в беспробудное пьянство.
Единственными, кто ещё сохранял старые традиции трезвости, были староверы. Целыми поселениями они переезжали в отдалённые уголки империи. С 1721 года вся территория Латвии входила в состав России, и именно на её территории многие староверы хотели найти мир и покой. Но переселенцы столкнулись с ещё большим пьянством, чем в России.
Так кто же всё-таки кого научил пить: русский латыша или латыш русского?
Всеобщая трезвость империи
В 1882 году император Александр III создаёт специальный отдел, который должен подсчитать все питейные заведения и винные лавки в Российской империи. Отчёт комиссии лёг на стол императора в 1885 году и буквально ошарашил его: к концу XIX века в империи насчитывалось около миллиона питейных заведений.
По оценке комиссии, сотни тысяч крестьян были алкоголиками, а остальные стояли на пороге алкоголизма. Самое плачевное положение было в Оренбургской, Астраханской, Витебской и Лифляндской губерниях: там из 10 жителей трое были алкоголиками.
Император принял постановление, предоставляющее крестьянским общинам право по решению сельских собраний закрывать в сёлах винные кабаки. Одними из первых, кто откликнулся на это, стали Витебская и Лифляндская губернии, в состав которых входила территория современной Латвии. В Лифляндской губернии лично губернатором Михаилом Алексеевичем Зиновьевым было подписано около тысячи запретительных указов. В Витебской губернии вместо 823 питейных заведений осталось всего 62.
Огромную помощь в отрезвлении простого народа в то время оказали церкви различных конфессий: на каждой службе говорилось о вреде алкоголя. Так территория всей Российской империи благодаря поддержке государства вышла из многовекового запоя и вошла в эпоху трезвости. Эпоха трезвости коснулась и всей территории Латвии.
В 1914 году началась Первая мировая война, в мире воцарился хаос, потребление алкоголя возросло в три раза. Николай II указом запрещает продажу алкоголя на время военных действий. Россия в годы войны употребляла 400 граммов спирта на человека в год, а в Латвии этот показатель был самым низким в империи — 300 граммов в год. К примеру, Франция употребляла семь литров спирта на человека в год, а США — 12-15 литров на человека в год.
Так жители Латвии из нации, в течение трёхсот лет страдавшей проблемой алкоголя, за 35 лет смогли превратиться в одну из самых трезвых наций мира.
Самостоятельный путь
В 1918 году закончилась война. Многие империи прекратили своё существование, в их числе была и Россия. Власть в России перешла к большевикам, которые первым указом отменили запрет на продажу алкоголя.
Латвия обрела долгожданную независимость. В отличие от России, латвийское правительство решает продолжить политику трезвости. Латвия начинает аграрную реформу. Крестьяне в период первой независимости Латвии чувствовали свою значимость в государстве. В этот период Латвия пила так мало, как больше никогда в своей истории, — 200-250 грамм водки в год на человека.
Трезвая Вторая мировая
В 1940 году Латвия вновь становится частью России, только не царской, а советской. Многие политические деятели говорят о том, как советские солдаты снова приучили латышский народ к пьянству. Но все эти высказывания лишь нечестная политическая игра.
Многие историки приводят неопровержимые доказательства того, что в СССР ввели жёсткие ограничения по продажи алкоголя, а самогонщиков преследовали. Если в довоенные годы в Латвии один житель выпивал в среднем 200-250 граммов спирта, то в СССР этот показатель был ниже 150 граммов спирта в год.
В 1941 году началась самая кровавая война за всю историю человечества. Вторая мировая унесёт 50 миллионов жизней, но эта война станет и самой трезвой. В годы войны в России был самый низкий показатель потребления алкоголя — 100 граммов спирта на человека в год. Спирт в стране производился в тех же количествах. Меры наказания за его употребление ужесточились. Считалось, что в тяжёлые для страны годы советский человек должен быть трезв и рассудителен.
Когда территория Латвии попала под власть немецких захватчиков, ситуация изменилась.
Как и 600 лет назад, немцы пришли с новым горячительным напитком. Шнапс имел ту же крепость, что и водка. За год уровень потребления алкоголя вырос в 30 раз — со 100 граммов до трёх литров. К концу 1944 года употребление спирта в Латвии уже составляло шесть литров на человека в год.
Сухой закон
До 1960 года СССР занимал одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя на душу населения. Из всех стран, входивших на тот момент в состав СССР, Латвия занимала 7-е место.
В 60-е годы правительство СССР решает научить советских граждан правильно употреблять алкоголь. Начинается пропаганда «культурного пития», то есть человек должен был научиться правильно употреблять алкоголь. К чему всё это привело, показывает когда-то засекреченная статистика: спустя три года потребления спирта на человека в год достигла 2,7 литра, а в 1970 году составило уже семь литров.
В эти годы бюджет на 30 процентов пополнялся именно с продажи алкоголя. Такой бюджет называли пьяным, и терять эти деньги в годы дефицита не хотелось. В Латвии политику «культурного пития» с первых дней существования яро поддерживал первый секретарь ЦК КП Латвийской ССР Арвид Янович Пельше.
Количество преступлений в пьяном виде выросло в три раза, в пять раз участились прогулы на работе, количество совершённых в пьяном угаре самоубийств выросло в четыре раза, рождаемость упала. За десять лет пропаганды «культурного пития» Латвия по количеству выпитого среди республик взлетела с 7-го на 4-е место. Мало того, именно в годы А. Пельше Латвийская ССР стала лидером по употреблению алкоголя среди женщин.
Если в среднем в бюджет от продажи алкоголя приходило примерно 10 миллиардов рублей, то содержание вытрезвителей, спецучреждений, лечебниц сокращало бюджет на 30 миллиардов.
В 1985 году Михаил Горбачёв объявляет сухой закон на всей территории СССР. До сих пор возникает множество споров о правильности этого закона, но исторические факты оспаривать сложно. Так, всего за два года сухого закона потребление спирта сократилось с семи литров до 1,3 литра. С исчезновением с прилавков алкогольных напитков в стране в три раза сократилось количество преступлений на пьяной почве. А в Латвии в годы сухого закона в загсах в пять раз сократилось количество заявлений о разводе и в три раза выросло число желающих вступить в брак. За два года Латвия по рождаемости вышла на 9-е место среди 16 республик, несмотря на небольшую территорию. Все эти цифры говорят сами за себя.
В 1991 году Латвия вновь становится независимой. Простой народ должен был решать всё сам: на что жить, как жить, где искать работу. Вновь началось массовое употребления алкоголя, люди старались уйти от нищей серой реальности. И сложную ситуацию усугубил массовый завоз в Латвию относительно дешёвого спирта из Бразилии, Бельгии и других стран, ставший главным сырьём для производства водки, в том числе и нелегальной. Спирт стал доступен в любом количестве. За три года Латвия превратилась в одну из самых пьющих стран Европы, употребляя по 10-12 литров спирта в год на человека. Поднялся уровень алкоголизма.
Что сейчас?
Уже не первый раз мы слышим о яростной борьбе правительства со злоупотреблением алкоголем, но, кроме поднятия акцизного налога, никаких мер не предпринимается.
Рождаемость стала в три раза меньше. Сейчас, по официальным данным, Латвия занимает 11-е место по потреблению спирта в Европе, но в эту статистику верится с трудом.
Всё потому, что подсчитывают продажу легального алкоголя. А вот то, что в Латвии употребляется 46 процентов нелегального алкоголя, замечать не хотят.
По подсчётам независимых экспертов, Латвия употребляет 16 литров спирта на человека в год, а это уже одно из первых мест в Европе. Каждый 5-й ребёнок рождается с возможными проблемами здоровья. Смертность среди мужчин 15-64 лет, употребляющих алкоголь, выросла за эти годы в два раза. 90 процентов мужчин, 56 процентов женщин и 40 процентов детей употребляют алкоголь.
Ещё в 2010 году правительство объявило войну самогонщикам и ввело ограничения на рекламу спиртных напитков. Прошло три года — нелегалов стало ещё больше. В среднем в районе любого города Латвии насчитывается от пяти до 25 точек продажи нелегального алкоголя.
Вывод только один: пока правительство будет делать вид, что борется с проблемой, люди могут рассчитывать только на себя и свой здравый ум. Подумайте, стоит ли переходить эту тонкую грань между трезвым словом «всё» и пьяным «ничего».
Всего четыре литра спирта в год на человека ведут к полному вымиранию нации, а в Латвии выпивают 16 литров в год. Сколько лет при таких темпах мы сможем существовать? И здесь уже неважно, кто ты по национальности — русский, латыш, немец или поляк, и тем более неважно, каких ты политических взглядов, Зелёный змий не жалеет никого. Если мы не остановимся, нас ждёт полная деградация.
Кестутис СТАРКУС, историк-любитель.
Голландия: до 16 и младше Следующая публикация:
"Легенда N17": правда и мифы