В прошлом году произошёл небывалый случай: президент Латвии впервые за всю историю страны поздравил советских ветеранов войны с праздником 9 Мая. Сегодня уже понятно, что сделал он это не просто так, а в рамках своей программы примирения. Примирять предполагается ветеранов, воевавших по разные стороны на фронтах Второй мировой войны.
Поэтому президент Берзиньш в мае поздравляет советских ветеранов, а в марте призывает склонить голову перед памятью латышских легионеров. Президентская концепция вполне понятна, но относится только к гражданам Латвии. Именно они, по мысли президента, был насильно и незаконно мобилизованы в войска оккупационных стран. И латышские легионеры СС, и латвийские бойцы Красной армии — жертвы оккупации. Поэтому и предлагается примириться и забыть былые обиды.
Но вот на тех, кто воевал в составе антигитлеровской коалиции, не будучи гражданином Латвийской Республики, а тем более на тех, кто боролся с фашистами добровольно, эта концепция явно не распространяется. По идее, такие сами относятся к категории оккупантов и давно уже должны были уехать из Латвии. Именно они, как утверждает латышская пресса, и используют день 9 Мая, чтобы славить Сталина, размахивать красными флагами и воспитывать в соответствующем духе юное поколение русскоязычных жителей. Рассказывая им о какой-то «победе».
В прошлом году в Латвийском университете была даже прочитана лекция на эту тему. Празднование у памятника Освободителям в Риге называлось так: «Основанный на мифологии механизм образования идентичности на постсоветском пространстве».
Война не закончилась
В России фраза «министр обороны Шойгу предложил наказывать за отрицание победы в Великой Отечественной войне» распространяется по социальным сетям как шутка. В латышских научных трудах и прессе победа Советского Союза во Второй мировой войне давно уже упоминается с добавлением «так называемая».
Потому что по официальной точке зрения в этой войне победителей не было. Об этом заявлено на уровне президента Латвийской Республики. А были только многочисленные жертвы во имя, как сказал президент Берзиньш, «абсурдной идеологии». А раз никакой победы не было — значит, не может быть никакого Дня Победы 9 Мая. А есть только некий День Европы, который надлежит праздновать со всем Евросоюзом 8 мая. В честь окончания военных действий Второй мировой войны.
А кто же всё-таки в ней победил? Кто принимал немецкую капитуляцию в Карлсхорсте? Представители каких стран?
Вот как раз это и объявляется мифологией и пропагандой чужих и нежелательных для Латвии ценностей. Придумали какую-то там «победу». Когда весь мир знает, что Латвии война в 1945 году не закончилась. А по некоторым данным, идёт и до сих пор.
«Пока преступления оккупационных властей СССР полностью не раскрыты и не осуждены, пока не наказаны преступники, а их жертвы не получили по крайней мере морального удовлетворения, для нас война ещё не закончена», — утверждает евродепутат Инесе Вайдере.
Интересно, что к Германии у неё никаких претензий нет. Хотя когда в 2005 году депутаты Сейма срочно готовили к 9 Мая декларацию с осуждением тоталитарного коммунистического режима, там был вариант, подготовленный депутатом от Союза «зелёных» и крестьян Леопольдом Озолиньшем и поддержанный его товарищами по фракции. Помимо традиционных требований к России признать преступления советского режима были выдвинуты требования начать переговоры с Германией о её ответственности перед Латвией за заключение пакта Молотова — Риббентропа, а с США и Великобританией — за участие в Ялтинской конференции.
«Это только начало», — сказал тогда Озолиньш. Но никакого продолжения не последовало.
Утренний рывок
Очевидно, сейчас все силы брошены на Россию. И на её главный праздник — 9 Мая. И тут, надо сказать, стараются не только политики, но и учёные с писателями. Задача всё та же: доказать, что никакой победы не было, уравнять СССР с фашистской Германией, а 9 Мая — с 16 марта. Исследования по этому вопросу были собраны в книгу под названием «Воюющая память», из которой можно сделать вывод, что легионеры СС всё-таки были героями. В отличие от красноармейцев.
А директор Военного музея Юрис Цыгановс расхвалил книгу «правдивых воспоминаний о войне» некоего Николая Никулина, вышедшую на латышском языке. Это ответ на кремлёвскую пропаганду и глорификацию так называемой Великой Отечественной войны, пишет историк в газете Latvijas Aviize, ведь из книги ясно: «Пьянство, насилие и грабёж были повседневностью для советского солдата-освободителя».
А вот вышедший сборник воспоминаний латвийских солдат, воевавших по обе стороны фронта, подвергся в той же газете суровой критике. По мнению доктора филологии Мариса Рукса, в нём слишком много красноармейских воспоминаний. А ведь большинство латышей воевали с Красной армией, считает доктор. И недоумевает: почему не издают воспоминаний генерального инспектора Латышского легиона СС Бангерскиса? Собственно, представители визуальных искусств тоже в долгу не остаются. Но для них горячая пора настанет 10 мая, утром.
В прошлом году в этот день в полвосьмого утра к памятнику в Задвинье отправились фотограф и видеооператор газеты «Диена». Чтобы заснять горы мусора и пустых бутылок. Но опоздали. Оказалось, что дворники пришли раньше. Зато не опоздал художник Юрис Утанс. Он-то как раз весь мусор застал. И процесс его уборки тоже. И впоследствии отобразил всё на своих широкоформатных полотнах. Которыми можно было полюбоваться в выставочном зале «Арсенал» в ноябре.
Конечно, ему как художнику было легче: фотографической точности не требовалось. А лишь творческий вымысел. Но в целом всё это отлично сочетается с призывами памятник вообще ликвидировать.
Бедные люди
Ещё в прошлом году инициативная группа начала сбор подписей, чтобы внести соответствующую инициативу в Сейм. Предлагалось памятник Освободителям демонтировать, а на его месте разбить парк, по плану, утверждённому в 1936 году ещё Карлисом Улманисом.
В этом году в интервью Latvijas Aviize представитель «Национального объединения» Александр Кирштейнс на вопрос о будущем памятника ответил, что монумент нужно было снести ещё в 1991 году, вместе с другими памятниками, прославляющими советский режим. Теперь время упущено, и надо действовать постепенно. «До тех пор пока памятник будет стоять, это всегда будет нам напоминать, что последствия оккупации в Латвии не ликвидированы и оставшиеся здесь российские военные могут лелеять надежды о восстановлении империи», — добавил Кирштейнс.
В общем, «Национальное объединение» действует по разным направлениям. И ведёт подготовку к сносу памятника Освободителям, и собирается объявить 9 Мая траурным днём. Когда придёт к власти. А это уже вопрос времени. Тем более что в этом помогают латышские историки, писатели и политики. И даже президент со своими примиренческими инициативами и призывами отмечать восьмое мая, а не девятое.
А пока политики и журналисты высказывают разные версии насчёт того, почему люди 9 Мая идут к памятнику и вообще отмечают День Победы. От подталкивания рукой Москвы до желания выпить. Думается, и в этот раз недостатка в догадках и предположениях не будет. Собственно, уже началось.
На неделе в программе LTV7 бывший председатель Сейма Альфред Чепанис заявил: «Эти люди, которые 9 мая туда идут, у них же ничего другого нет. У них есть только гордость за 9 Мая, а другого ничего нет. Они как жили, так и живут бедно». Странно, но даже бывший первый секретарь Лиепайского райкома КПЛ и делегат XIX партконференции так ничего и не понял. Или сделал вид.
Михаил ГУБИН.
Но помнит мир спасённый… Следующая публикация:
Минералка без обмана