Латышский народный Праздник песни проводится так давно, что на своём веку повидал всякое. Даже русско-турецкую войну. Из-за которой один раз не состоялся в назначенный срок.
А уж символом чего только не был! И Советской Латвии, и годовщин её создания. А также 50-летия СССР, 100-летия Ленина и 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это всё события, которым Праздник песни в разные годы был посвящён. А в 1985 году, всего за три года до национального пробуждения, Праздник песни и танца посвятили годовщине Победы. В концерте в Межапарке приняли участие хоровые и музыкальные ансамбли Советской армии, танцоры на стадионе «Даугава» выстраивались в слова «Узвара», «Миерс» и «Дарбс», а хористы с трогательным акцентом исполняли «Этот день Победы…».
Нынче зрителям и слушателям самого главного латышского культурного мероприятия готовят новые испытания. Главный дирижёр Марис Сирмайс считает, что на заключительном концерте праздника в Межапарке необходимо запретить продажу алкоголя. В том числе и пива.
Атмосфера Праздника песни и танца последних лет свидетельствует о том, что некоторые люди этот фестиваль используют просто для того, чтобы развлечься, выпить пива и поесть шашлыка в весёлой компании, а не насладиться искусством пения и танца, заявил председатель художественного совета Праздника песни и танца Марис Сирмайс.
«В последние годы проведения фестиваля я многим задаю вопрос: зачем вы сюда пришли? Поесть шашлыка? Выпить пива? И, в принципе, очень многие в этом обществе просто считают, что это и есть их долг», — указал Сирмайс.
Ему возразила министр культуры Жанета Яунземе-Гренде. «Я думаю, все мы взрослые люди и умеем соразмерять свои возможности. Мы только отделим культурное мероприятие от зоны общепита — точно так же, как это происходит в антрактах в опере», — сказала она. Но запрещать торговлю алкоголем полностью не следует, считает министр.
И это правильно. Иначе и торговцам убыток, и людям радости меньше. Всё-таки попить-поесть на Празднике песни — это уже традиция. Вот, например, в 1938 году, подводя итоги IX Праздника песни, газеты сообщали, что в нём приняли участие 16 тысяч певцов. За два дня в буфете праздника они выпили 20 тысяч бутылок пива, 1200 бутылок лимонада, 1200 литров чая, съели 50 тысяч колбасок и шесть тысяч пирожных.
Сейчас у нас будет Праздник песни уже 25-й по счёту, и готовятся к нему 40 тысяч участников, включая танцевальные коллективы. Соответственно, и больше выпьют чаю. И пива. Которое, вообще-то, давно уже стало символом латышского народного праздника. Неужели и эту символику запретят?
За корюшкой — на Лиелупе, за вимбой — на Пярну! Следующая публикация:
Звезда и смерть латгальской жемчужины