11-14 апреля в амфитеатре Areena Riiga выступит обладатель многочисленных международных премий шоу Alegria легендарного канадского «Цирка солнца».
Муж Галины Брежневой, ёлки с Аллой Пугачёвой, Юрий Никулин и смертельные номера… Всё это составные части творческой биографии главного тренера шоу Alegria и ветерана «Цирка солнца» Ильи Арефьева. «Суббота» взяла эксклюзивное интервью у артиста, который большую часть активной жизни прожил в Америке и Канаде, но по-русски говорит без акцента.
Про таких, как Игорь Арефьев, в кругу цирковых говорят «родился в опилках». Он появился на свет за кулисами шоу одной из самых известных в Союзе цирковых династий Милаевых, которую тогда возглавлял народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Евгений Тимофеевич Милаев — муж дочки генсека ЦК КПСС Галины Брежневой.
Родители Ильи работали в этом шоу эквилибристами. Правда, после рождения ребёнка маме пришлось покинуть арену.
— Вы в каком возрасте впервые вышли на сцену?
— В три года. Это был в Саратове в 1965 году. Во время заключительного парада-алле я выходил вместе с отцом, который брал меня на руки и делал захватывающую детский дух поддержку. Тогда же я получил и свой первый гонорар. Родители купили на него какую-то серебряную штучку, которая долго стояла у них на видном месте с табличкой «Куплено на первую зарплату».
11 лет я колесил с родителями по всему Союзу. Потерял счёт школам, которые менял раз в два-три месяца. В таких условиях продвинуться в какой-либо науке было нереально. Закономерным образом в 11 лет меня отдали в Московское цирковое училище, где устроилась работать и моя мама.
— Кажется, примерно в то же время там учились Шифрин и Пугачёва?
— Да, но они-то поступили уже взрослыми людьми — на эстрадное отделение. Впрочем, с Пугачёвой мне посчастливилось принимать участие… в ёлках. Это были грандиозные шоу в «Лужниках». Алла Борисовна пела свой первый хит «Посидим, поокаем», а я изображал спортивного пионера — мне тогда было лет 12-13.
Приходилось мне встречаться и с Юрием Никулиным, у которого мы одно время работали в перестроенном Цирке на Цветном бульваре. Мы с родителями там были одними из первых артистов. Но тесно мы не общались.
— Какие у вас самые яркие детские цирковые воспоминания?
— Мои родители дружили с группой туркменских джигитов Таджибаевых, которые часто работали с ними в одной программе. Когда выступление заканчивалось, они отпускали лошадей в проход, где их ловили под уздцы униформисты и уводили. Как-то я стоял в проходе и наблюдал за представлением. Вдруг вижу: один гигантский жеребец влетел в проход… и никто его не встретил. Я машинально схватил узду… и полетел по воздуху. Росту я был метр с кепкой. В общем, еле нас поймали.
Ещё я помогал дрессировщикам медведей. Это очень коварное животное: вроде уже совсем ручной, но может неожиданно напасть сзади (к примеру, львы никогда такого не сделают). Я возился с маленькими медвежатами — они то и дело цапали меня за ноги. Был у меня период, когда я выезжал на арену, лёжа на полутораметровом бивне слона, — тоже захватывающее ощущение.
Любовь под куполом
— Как вы выбрали свою цирковую специальность?
— Из циркового училища я выпустился акробатом — мы с партнёром прыгали с качели на качели и выполняли в полёте разные трюки. После армии я освоил ручной вольтиж: два юноши поднимали и перебрасывали разные пирамиды из четырёх девушек.
Потом я попал в программу к знаменитой династии канатоходцев Волжанских… и влюбился во внучку главы династии. Поскольку Маша ловко бегала по канату, мне, чтобы остаться с ней, пришлось быстро освоить это искусство. И получилось — я буквально парил под куполом крыльях любви. Брак наш прожил всего три года: оказалось нелегко вместе и жить, и работать.
После развода я восемь лет работал с прекрасным канатоходцем Александром Медниковым. Из Москвы мы перебрались жить в Лас-Вегас. Но тут случилось несчастье: мой партнёр упал и пролежал в коме 13 лет. Четыре года назад он умер, не приходя в сознание. Всё это время рядом с ним была его преданная жена Фатима Гаджикурбанова, тоже из старинной цирковой семьи. Вот как бывает.
После трагедии с Сашей я остался без работы и одно время подвизался таксистом. Это был очень тяжёлый для меня период, поэтому, когда мне позвонил один японский продюсер и спросил: «Можешь работать солистом?» — я не скрывал своей радости: «Да кем угодно, только не таксистом!» Поработал в Японии три месяца, отправил своё видео в «Цирк солнца» — и меня позвали.
Ромео и Джульетта на ниточке
— «Цирк солнца» — это, похоже, мечта любого циркового?
— Да. Это лучшее, что можно себе представить. У нас лучшие программы и шикарные условия: отношение к артистам, страховки, зарплаты…
В 1998 году они как раз решили запускать новое шоу La Nouba, для которого строили специальный театр в Диснейленде в Орландо и искали канатоходцев — юношу и девушку. Нечто вроде Ромео и Джульетты. Джульетту я им сам нашёл в Москве — Свету. Когда я узнал, какой номер они для нас задумали, — чуть не пошёл на попятный. 25-метровый канат был подвешен на высоте 10 метров над ареной. До того мне приходилось иметь дело лишь с типичным 8-метровым канатом, который к тому же посередине «ужесточён» перетяжкой.
И вот на такой мягкой конструкции мы должны были выполнять все трюки: сальто-мортале, поддержки… И каждый раз ты приземляешься, а канат уходит у тебя из-под ног, как какая-то ниточка. Со временем мы привыкли и даже решились на уникальный трюк: Света стояла вверх ногами одной рукой на мне и ещё меняла позы. (Обычно такие трюки делают стоя на земле, а не на канате.) Ко всему прочему внизу в это время продолжает разворачиваться шоу, мизансцены, куча артистов… После нас этого трюка уже никто не делал.
— Вас в Книгу рекордов Гиннеса не занесли?
— Нет. Их интересует только то, что можно измерить: выше, длиннее, тяжелее… Хотя трюк уникальный.
— Если соблюдать технику безопасности, можно говорить об опасности для жизни?
— Конечно, у нас стараются свести к минимуму все опасности с помощью многочисленных репетиций и страховок. Но цирк — рисковое дело.
И у меня травмы бывали. Как-то (это было ещё до «Цирка солнца», в Нью-Йорке) во время падения крюк воткнулся мне в руку — между локтевой и лучевой костями. Я освободил руку и гордо, как Рэмбо, стал спускаться по лестнице. А в это время кровь хлестала из раны прямо на зрителей, среди которых была моя мама — я в первый раз привёз её в Америку. С тех пор она никогда не могла смотреть мои номера — закрывала глаза.
К 45 годам я уже решил закончить с активными выступлениями. Сделал четыре операции на всех конечностях и переквалифицировался в тренеры. Начинал в шоу Believe в Лас-Вегасе, а последние три с половиной года работаю в гастрольном шоу Alegria.
Русских — одна четверть
— Судя по тому, как прекрасно вы говорите по-русски, вам есть с кем общаться?
— В Alegria примерно четверть русскоговорящих. Маша Силаева с обручами и лентами — она из Волгограда. В «Воздушном полёте» трое-четверо русских. В номере с перекладинами — все русские, кроме одного китайца. Певица у нас — девушка Марианна с Украины, а на стойке стоит эквилибрист Денис из Киева…
— Ваши дети продолжили цирковую династию Арефьевых?
— Старший сын от Марии Волжанской — тоже Игорь Арефьев — до недавнего времени тоже работал в «Цирке солнца», в других программах. Сейчас он взял отпуск. Сын от второго брака с американкой учится на физиотерапевта и спортивного менеджера — не исключено, что и он придёт в цирк в качестве врача. Моя третья жена, канадка, тоже работает в нашей компании, но в офисе. Так что не жизнь, а сплошной цирк.
Шоу Alegria
Название этого шоу в переводе с испанского означает «радость, восторг, восхищение».
За два с половиной часа зрителю раскроют такие глубокие темы, как власть и передача власти из поколения в поколение, эволюция от древних монархий к современной демократии, старость и молодость. Мир Alegria населяют шуты, менестрели, нищие, старые аристократы и дети. Клоуны — единственные персонажи, кто может сопротивляться течению времени и социальным преобразованиям.
Пышные костюмы и декорации отсылают воображение к средневековым королевским дворам. Над созданием более чем 400 костюмов для участников шоу трудились около 300 специалистов «Цирка солнца». Потребовалось около 200 часов, чтобы изготовить только один костюм Старой птицы.
В представлении задействованы 55 артистов из 15 разных государств. Примерно четверть из них русскоговорящие — цирковые и спортсмены из бывших республик СССР.
«Цирк солнца»
Из группы 20 уличных артистов в начале 1984 года «Цирк солнца» (Cirque du Soleil) превратился в большую учреждённую в Квебеке организацию, которая предлагает высококачественные художественные развлечения. В цирке трудятся 5000 человек, в том числе более 1300 артистов и представители более 10 других профессий из 50 стран мира, которые говорят на 25 языках.
С 1984 года представления «Цирка солнца» посмотрели более 100 миллионов зрителей в 300 с лишним городах 40 государств. Только в прошлом году на шоу цирка пришли 15 миллионов зрителей. В том числе жители Латвии, которые получили возможность посмотреть шоу Saltimbanco. К слову, цирк не получает ни государственных, ни частных дотаций.
Цирковая страсть дочки Брежнева
Брак с эквилибристом Евгением Милаевым был самым светлым эпизодом во взрослой жизни дочери Генсека ЦК КПСС Галины Брежневой.
Галина была одной из самых скандальных фигур советской элиты. Её эксцентричные выходки, пристрастие к алкоголю и участие в криминальных аферах активно обсуждались в приближённых к партийной элите кругах.
В детстве Галина Леонидовна мечтала стать актрисой, но отец запретил и думать на эту тему. Возможно, в качестве компенсации нереализованной мечты дочь генсека выбирала в мужья преимущественно представителей творческих профессий.
С главой цирковой династии Евгением Милаевым Галина познакомилась задолго до того, как Леонид Ильич стал генсеком. Он с дочерью пошёл на представление в цирк, где роль белого клоуна исполнял Милаев. По ходу номера он неожиданно стрелял из хлопушки в какого-нибудь зрителя. На том представлении он выстрелил по Галине Брежневой. Леонид Ильич очень веселился, глядя на испуганное лицо дочери. Вскоре Галину познакомили со «стрелком».
По воспоминаниям их дочери Виктории (единственного ребёнка Брежневой), «эта встреча была от Бога». Милаев был старше Галины на 20 лет, и ему единственному в её окружении удавалось держать в узде норовистую супругу. «Отец был характером крут. Но ей именно такой и нужен был, — вспоминала Виктория. — При нём она к выпивке даже не притрагивалась».
Дочка высокопоставленного партработника сама отлично готовила, стирала и ухаживала за двумя детьми мужа от первого брака. Знаменитый цирковой артист баловал жену дорогими подарками: покупал роскошные кольца, серьги и колье, а как-то из зарубежных гастролей привёз соболью шубу. Галина через отца помогала многим артистам цирка: кому с квартирой, кому со званием.
Время от времени Милаев любил подзадорить Галину, демонстративно оказывая знаки внимания красивым женщинам. В ответ Галина как-то завела интрижку с 18-летним Игорем Кио. Развелась с Милаевым и вышла замуж за молодого иллюзиониста. Брак оказался иллюзией и продержался 10 дней. Позже Брежнева говорила дочери: «Сама не пойму, зачем я с ним связалась. Шлея попала под мантию».
Лишь на старости лет Галина Брежнева призналась дочери, что развод был ошибкой — она всю жизнь любила Евгения Милаева.
Романтический список Галины Брежневой
- Первый муж — артист цирка, эквилибрист, акробат Евгений Милаев. От этого брака у Галины родилась единственная дочь — Виктория Брежнева (Милаева).
- Второй муж — иллюзионист Игорь Кио. Они были женаты всего 10 дней. Галине было 32 года, Игорю — 18 лет.
- Третий муж — первый замминистра внутренних дел СССР, советский государственный деятель генерал Юрий Чурбанов. Галине был 41 год, Чурбанову — 32.
- Пять лет романтических отношений с легендарным танцовщиком Марисом Лиепой. Но когда встал вопрос о разводе Мариса с женой, чтобы оформить отношения с дочкой генсека, танцовщик выбрал семью.
- Самая скандальная связь Галины — с цыганским актёром и певцом Борисом Ивановичем Буряце, уличённым в торговле крадеными драгоценностями. Борис был моложе своей пассии на 15 лет.
Как найти хорошую работу за границей? Следующая публикация:
Дорогие Сочи